Великая Отечественная война 1941—1945 гг. (повторительно-обобщающий урок)

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся по теме; показать подвиг советского народа, одержавшего победу в тяжелой войне;
  • способствовать патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей;
  • развивать у учащихся навыки работы с хронологическим материалом, картами, умение работать в группах.

Оборудование:

  • карта “Великая Отечественная война 1941-1945гг”,
  • учебники: Данилов А.А. и др. “История России. ХХ век”,
  • выставка книг о Великой Отечественной войне;
  • стенд “Мы помним это!”,
  • грамзаписи.

Тип урока: комбинированный (с использованием игровых элементов для повторения и обобщения материала).

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент (приветствие, класс делится на 3 группы).

Ставятся цели урока, объясняются условия проведения и выполнения заданий.

  1. План урока.
  1. Вступительное слово учителя (звучит 1-й куплет песни А.Александрова “Священная война”).

22 июня 1941г. в 4 часа утра войска фашистской Германии без объявления войны, вероломно вторглась на территорию Союза Советских Социалистических Республик. Началась самая жестокая, самая кровопролитная война из всех, которые знало человечество.

Все дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но люди всегда будут помнить беспримерный подвиг советского народа, который в 1941-1945гг. одержал великую победу и на фронте и в тылу.

Премьер-министр Великобритании У.Черчель писал: “Не было в мире такой силы, которая могла бы сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия”.

Сегодня на уроке мы повторим основные события Великой Отечественной войны, совершим экскурсию по Новокузнецку и… поиграем. Ваша работа на уроке будет оцениваться как индивидуально, так и в группе, будет учтена при выставлении оценок за урок и за зачет.

Желаю вам всем успеха и победы!

  1. Чтобы повторить даты и события Великой Отечественной войны, мы поиграем в исторические “пятнашки”.

Условия игры: квадрат из 16 клеток заполнен датами. Ваша задача расположить даты в восходящем хронологическом порядке, записывая события в тетрадях. На выполнение этого задания вам дается 10 минут.

24.06.1945г. 18.01-27.01. 1944г. 18.12.1940г. 28.07.1942
5.07.-23.08. 1943г. 22.06.1941г. 17.07.1942г.-2.02.1943г. 2.09.1945г.
6.11.1943г. 29.01.1943г. 30.04.1945г. 10.07-10.09. 1941г.
30.09.1941г. -10.01.1942г. 9.05.1945г. 16.04-8.05.1945г. 20.08-29.08. 1944г.

Каждый правильный ответ оценивается 1баллом. Итого: макс.16б.

Окончательный вариант должен выглядеть так:

  1. 18.12.1940г. – подписан план “ Барбаросса”.
  2. 22.06.1941г. – начало Великой Отечественной войны.
  3. 10.07-10.09. 1941г. – Смоленское сражение.
  4. 30.09.1941г. -10.01.1942г. – Московская битва.
  5. 28.07.1942г. – “ни шагу назад”.
  6. 17.07.1942г.-2.02.1943г. – Сталинградская битва.
  7. 29.01.1943г. – прорыв блокады Ленинграда.
  8. 5.07.-23.08. 1943г. – Курская битва.
  9. 6.11.1943г. – освобождение Киева.
  10. 18.01-27.01. 1944г. – снятие блокады Ленинграда.
  11. 20.08-29.08. 1944г. – операция “Багратион”.
  12. 16.04-8.05.1945г. – Берлинская операция.
  13. 30.04.1945г.- самоубийство Гитлера.
  14. 9.05.1945г. – День Победы.
  15. 24.06.1945г. – парад Победы в Москве.
  16. 2.09.1945г - капитуляция Японии.

Итак, подведем итоги.

  1. Мы переходим к выполнению следующего задания. Нам предстоит “разгадать карту”.

Из отдельных фрагментов карты вы должны собрать её, определить событие, которое изображено на карте, сравнить собранную карту с оригиналом и рассказать об изображенном событии. При выполнении этого задания будет учитываться скорость его выполнения и содержание рассказа.

Время выполнения не более 7 минут.

В результате были собраны карты Сталинградской, Московской и Курской битв.

  1. На следующем этапе урока мы совершим экскурсию по памятным местам г. Новокузнецка, связанными с историей Великой Отечественной войны.

Все внимательно слушаем, вспоминаем и отвечаем на вопрос: “Какова роль нашего города в годы войны”?

Экскурсию проводят учащиеся.

  1. Начало войны.

22 июня 1941г. в 16 часов местного времени жителям г. Сталинска по радио стало известно о начале Великой Отечественной войны. На площади у дворца металлургов, в цехах КМК состоялись многолюдные митинги.

В 22 часа в адрес секретаря горкома ВКП (б) В.А.Москвина поступила телеграмма о мобилизации, и с этого момента городской комитет партии приступил к работе по мобилизационному плану. Аналогичные постановления пришли в райкомы партии, в горком и райкомы комсомола. Главной задачей партии и комсомола г. Сталинска стала помощь в обороне страны.

Только за первый месяц войны в городской комитет партии, комитет комсомола, в горвоенкомат поступило свыше 10 тысяч заявлений от добровольцев. Так, при формировании Сибирской добровольческой дивизии от трудящихся нашего города с просьбой о добровольном зачислении в часть было подано свыше 5 тысяч заявлений.

В годы войны было призвано в армию 64 тысячи новокузнечан, добровольно ушли на фронт 2 тысячи коммунистов, 6 тысяч комсомольцев.

В городе формировались воинские подразделения и добровольческие дивизии. Многие здания города украшают мемориальные доски. Одну из них мы можем увидеть на здании школы № 8, которая находится в Куйбышевском районе.

  1. Мобилизация людей и трудовых ресурсов.

Вместе с мобилизацией в городе началась перестройка жизни на военный лад. Тыловая работа имела огромное значение. Здесь формировались и обучались боевые резервы Красной Армии, велась титаническая работа по бесперебойному снабжению фронта вооружением и продовольствием.

Коллектив Кузнецкого комбината с первых дней войны развернул огромную работу по перестройке агрегатов на выпуск металла для нужд фронта. Всего за 4 месяца на комбинате было освоено производство броневой стали в большегрузных мартеновских печах, разработана технология проката броневого металла. К концу 1941г. комбинат уже давал более одной трети металла, производившегося в стране.

В 1941-1945гг. на КМК сварены 1973 скоростные плавки, освоено 70 новых марок стали.

Из кузнецкого металла было изготовлено 40 тысяч тяжелых танков, 45 тысяч самолетов, 100 миллионов - почти половина всей военной продукции страны.

За трудовой вклад во время войны КМК был награжден орденом Ленина (1943г.), Трудового Красного Знамени (1945г.), Кутузова I степени (1945г.).

Подвиг кузнецких металлургов в тылу приравнен к боевому. В честь трудовой доблести в годы войны перед комбинатом поднят на пьедестал танк Т-34, который закончил войну в Берлине. К Вечному огню у Мемориала КМК приходят люди, приносят цветы. Сюда обязательно приезжают молодожены.

Вся страна знала броневую чалковскую сталь. На денежную премию патриот – металлург приобрел, автоматы и направил их на фронт в Сибирскую добровольческую дивизию. На их прикладах стояла надпись: “фронтовику – сибиряку от Чалкова”. Автоматы Чалкова вручались лучшим воинам. Один из таких автоматов хранится в краеведческом музее г. Новокузнецка.

  1. Строительство новых предприятий.

Не прекращалось в годы войны и промышленное строительство. За первые три года войны в городе было введено в эксплуатацию более 100 объектов, в том числе заводы: алюминиевый, ферросплавный, металлоконструкций, Кузнецкая ТЭЦ, шахта “Абашевская”, новые угольные горизонты, 36 агрегатов и других объектов черной металлургии.

7 июля 1942года считается днём рождения ферросплавного завода: была выдана первая плавка. 31 декабря 1943года закончилось строительство последней пятой печи – в жестких условиях военного времени построен крупный завод качественной металлургии.

С началом войны в стране резко увеличился спрос на алюминий. На сооружении первого в Сибири алюминиевого завода строители и монтажники работали круглосуточно, их девизом было: “Быстрее дать Родине крылатый металл!”, и в ночь на 7 января 1943года ослепительная струйка расплавленного металла потекла в ковш.

Боевая машина стала памятником трудового героизма: самолёт – истребитель у проходной алюминиевого завода как символ самоотверженного труда алюминщиков годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

  1. В тылу…

С первых дней войны стали приходить в Сталинск госпитальные поезда с тяжело раненными солдатами. За четыре года войны были приняты десятки военно-санитарных поездов.

По данным архива Военно-медицинского музея Министерства обороны СССР в г. Сталинске (Новокузнецке) дислоцировались 11 госпиталей. Об этом свидетельствуют мемориальные доски на зданиях (ресторан “Москва”, фабрика “Березка” и др.). Одну из таких мемориальных досок мы можем увидеть на здании школы № 12 в Центральном районе. Здесь же во дворе школы есть памятник “Воинам выпускникам и учителям школы №12, отдавшим жизнь за Родину”.

  1. Их именами названы улицы…

В честь героев называют улицы. Их немало и в г. Новокузнецке.

Возле здания Администрации Куйбышевского района есть стенд “Их именами названы улицы района”. Вот некоторые из них:

  • улица имени Веры Соломиной;
  • улица имени А. Матросова, закрывшего своим тело амбразуру вражеского дзота;
  • улицы имени Л.Черемнова, А.Красилова, И.Герасименко, повторивших подвиг А.Матросова в 1943г. на Новгородской земле.

Ребята, давайте вспомним, какие еще улицы в Новокузнецке носят имена героев Великой Отечественной войны 1941-1945гг.?

Учащиеся называют: Клименко, Панфилова, Полосухина, Рокоссовского, Конева, 11-й Гвардейской Армии и др.

  1. Есть в Новокузнецке ещё одно священное место, которое знают и любят и горожане, и гости города.

В память о павших земляках горит Вечный огонь на Бульваре Героев. Здесь в дни торжеств несут почетный караул школьники и учащиеся училищ. Сюда приходят люди, молодые и пожилые, чтобы почтить память героев.

Поэт Р.Рождественский писал:

Люди, покуда сердца

Стучатся,
Помните,
Какою ценою
Завоевано счастье.
Пожалуйста,
Помните!

Давайте почтим память погибших в той Великой войне минутой молчания. Прошу всех встать! (1мин.) Прошу садиться!

  1. Подведение итогов урока.
  • Отвечаем на вопрос: “Какова роль нашего города в годы войны”?
  • Проводится фронтальная беседа по вопросам (возможно проведение теста по теме).
  • Оценивается работа на уроке и при подготовке к нему.

УРОК ЗАКОНЧЕН! ВСЕМ СПАСИБО!