Цель урока: закрепить навык правильного написания безударных личных окончаний глаголов.
Задачи:
- Формировать грамматическое умение и осознанный способ решения орфографической задачи при написании безударных личных окончаний глагола.
- Формировать у школьников навыки разбора глагола по составу.
- Развивать орфографическую зоркость и самоконтроль учащихся.
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование:
- доска Smart boord
- компьютер учителя,
- <Приложение 1>, <Приложение 2> ,
- раздаточный материал: <Приложение 3>, <Приложение 4>
УМК: Полякова А. В. «Русский язык».
Основные понятия: глаголы I и II спряжения, неопределённая форма глагола, личные окончания глагола, основа глагола.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Предполагаемый результат (с учётом требований стандарта): учащиеся умеют правильно писать безударные личные окончания глагола, умеют разбирать глаголы по составу.
Время урока – 40 минут.
План урока:
I. Организационный момент <Приложение 1, слайд 1> – 1 минута.
II. Минутка чистописания <Приложение 1, слайд 2> – 3 минуты.
III. Основная часть
- Сообщение темы урока, повторение знаний о глаголе <Приложение 1, слайд 3> 3 минуты.
- Образование глаголов и разбор их по составу – 5 минут.
- Физминутка для глаз – 1 минута.
- Составление алгоритма написания безударных окончаний глагола.
(Работа в парах и на интерактивной доске <Приложение 2>, <Приложение 3> – 5 минут).
- Орфографический диктант – 5 минут.
- Физминутка – 1 минута.
- Найти «лишние» глаголы (исключения). <Приложение 1, слайды 4-5> – 3 минуты.
- Работа с текстом «Маленький садовник» <Приложение 1, слайд 6>,<Приложение 4> – 5 минут.
- Синтаксический разбор предложения <Приложение 1, слайд 7> – 2 минуты.
IV. Итог урока, оценивание работы учащихся, домашнее задание – 3 минуты.
V. Рефлексия – 3 минуты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Записать в тетради число, «Классная работа».
II. Минутка чистописания
– Списать буквы в тетрадь: т г с л х а ц г о п л
– Зачеркнуть буквы, которые обозначают глухие
согласные звуки.
– Какое слово получилось? (Глагол)
III. Основная часть
1. Сообщение темы урока, повторение знаний о глаголе
– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о
глаголе.
– Кто считает, что усвоил эту тему на «5»? На «4»?
На «3»?
– Сегодня на уроке вы сможете сами объективно
оценить свои знания по теме «Глагол».
Приглушить интерактивную доску.
– Что такое глагол? (Часть речи, которая
обозначает действие предмета и отвечает на
вопросы: что делал? что делает? что будет делать?)
– На какие группы делятся глаголы? (I и II
спряжения)
– Как изменяются глаголы? (По временам, в
настоящем и будущем времени по лицам и числам, а в
прошедшем времени по числам и в ед. ч. по родам.)
2. Образование глаголов и разбор их по состав
– От существительного «обед» образуйте и
запишете глагол н. ф.
– От существительного «победа» образуйте и
запишете глагол п. в. ед. ч. м. р.
– От существительного «беседа» образуйте и
запишете глагол 2 лица ед. ч. (Обедать, победил,
беседуешь)
– Разберите глаголы по составу.
– Кто хочет, чтобы его работу проверили
одноклассники? (Проверка 2 работ.)
Учитель открывает программу алгоритм Smart.
3. Физминутка для глаз
В нашем классе любят шутки,
Посмеёмся полминутки.
Ты налево посмотри и соседу подмигни,
Ты направо посмотри и соседке подмигни.
Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни.
Посмотри на потолок, а потом на свой носок.
Закрываем все глаза,
Отдохнуть ведь им пора.
Помечтали, позевали
И опять работать стали.
4. Составление алгоритма написания безударных окончаний глагола
– Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы не
ошибиться в написании безударных окончаний
глаголов, для этого составим алгоритм.
– Работаем в парах. Подумайте и запишите, в каком
порядке нужно производить действия.
– Работа в парах. Два учащихся на интерактивной
доске.
Проверка.
– У кого действия расставлены в том же порядке?
– У кого – в другом? Обоснуйте свой выбор.
5. Орфографический диктант
– Потренируемся применять алгоритм на
практике при помощи орфографического диктанта.
– Я буду диктовать глаголы, а вы записывайте
только безударную гласную, которую нужно
написать в окончании глагола.
– Внимание, начинаем: помогает, думает, оставишь,
смотришь, вызываешь. (е е и и е)
Проверка.
6. Физминутка
(Учащиеся хором повторяют глаголы – исключения, сопровождая действиями).
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Ты запомни без сомнения –
Это глаголы второго спряжения.
7. Найдите и назовите в каждом прямоугольнике «лишний» глагол
Учащиеся называют глагол-исключение,
определяя спряжение.
Учитель постепенно открывает обратную сторону
слайда.
Появляется иллюстрация к рассказу «Маленький
садовник» (рисунок ученицы).
8. Работа с текстом «Маленький садовник
– Прочитайте текст, придумайте к нему название.
Раздаточный материал:
«В одном уютном городке живёт маленький садовник. Выращивает он дивный сад, в котором благоухают удивительные цветы, дарят прохладу волшебные деревья и радуют глаз зелёные газоны. Малыш старательно полива_т и рыхлит клумбы. Садовник мечта_т, что однажды распуст_тся в его саду волшебный цветок, который исцелит всех больных и обраду_т печальных». [1]
– Спишите 2-й абзац, вставьте пропущенные орфограммы. – Один учащийся выполняет работу на компьютере. Проверка.
9. Синтаксический разбор первого предложения.
Один учащийся на интерактивной доске, остальные в тетради.
IV. Итог урока
– Что мы повторяли на уроке?
Оценивание работы учащихся
– Кто сегодня на уроке все задания выполнил безошибочно? Поставьте в тетрадь карандашом оценку «5». – Кто допустил 1-2 ошибки – поставьте «4». – Кто допустил 3 ошибки и более – поставьте «3».
Домашнее задание: мини-сочинение «О чём я мечтаю» или упр. №173.
V. Рефлексия
– Нарисуйте смайлик, который бы показывал ваше настроение и свой условный знак:
!! – на уроке было всё понятно,
!? – что-то понятно, что-то – нет,
?? – всё трудно и непонятно.
Показ нескольких работ.
Литература: Рик Т. Г. «Здравствуй, дядюшка Глагол!» М.1995