Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных окончаний глаголов"

Разделы: Русский язык


Цель урока: закрепить навык правильного написания безударных личных окончаний глаголов.

Задачи:

  • Формировать грамматическое умение и осознанный способ решения орфографической задачи при написании безударных личных окончаний глагола.
  • Формировать у школьников навыки разбора глагола по составу.
  • Развивать орфографическую зоркость и самоконтроль учащихся.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Оборудование:

УМК: Полякова А. В. «Русский язык».

Основные понятия: глаголы I и II спряжения, неопределённая форма глагола, личные окончания глагола, основа глагола.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Предполагаемый результат (с учётом требований стандарта): учащиеся умеют правильно писать безударные личные окончания глагола, умеют разбирать глаголы по составу.

Время урока – 40 минут.

План урока:

I. Организационный момент <Приложение 1, слайд 1> – 1 минута.

II. Минутка чистописания <Приложение 1, слайд 2> – 3 минуты.

III. Основная часть

  1. Сообщение темы урока, повторение знаний о глаголе <Приложение 1, слайд 3> 3 минуты.
  2. Образование глаголов и разбор их по составу – 5 минут.
  3. Физминутка для глаз – 1 минута.
  4. Составление алгоритма написания безударных окончаний глагола.

(Работа в парах и на интерактивной доске <Приложение 2>, <Приложение 3> – 5 минут).

  1. Орфографический диктант – 5 минут.
  2. Физминутка – 1 минута.
  3. Найти «лишние» глаголы (исключения). <Приложение 1, слайды 4-5> – 3 минуты.
  4. Работа с текстом «Маленький садовник» <Приложение 1, слайд 6>,<Приложение 4> – 5 минут.
  5. Синтаксический разбор предложения <Приложение 1, слайд 7> – 2 минуты.

IV. Итог урока, оценивание работы учащихся, домашнее задание – 3 минуты.

V. Рефлексия – 3 минуты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Записать в тетради число, «Классная работа».

II. Минутка чистописания

– Списать буквы в тетрадь: т г с л х а ц г о п л
– Зачеркнуть буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
– Какое слово получилось? (Глагол)

III. Основная часть

1. Сообщение темы урока, повторение знаний о глаголе

– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем о глаголе.
– Кто считает, что усвоил эту тему на «5»? На «4»? На «3»?
– Сегодня на уроке вы сможете сами объективно оценить свои знания по теме «Глагол».

Приглушить интерактивную доску.

– Что такое глагол? (Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делал? что делает? что будет делать?)
– На какие группы делятся глаголы? (I и II спряжения)
– Как изменяются глаголы? (По временам, в настоящем и будущем времени по лицам и числам, а в прошедшем времени по числам и в ед. ч. по родам.)

2. Образование глаголов и разбор их по состав

– От существительного «обед» образуйте и запишете глагол н. ф.
– От существительного «победа» образуйте и запишете глагол п. в. ед. ч. м. р.
– От существительного «беседа» образуйте и запишете глагол 2 лица ед. ч. (Обедать, победил, беседуешь)
– Разберите глаголы по составу.
– Кто хочет, чтобы его работу проверили одноклассники? (Проверка 2 работ.)

Учитель открывает программу алгоритм Smart.

3. Физминутка для глаз

В нашем классе любят шутки,
Посмеёмся полминутки.
Ты налево посмотри и соседу подмигни,
Ты направо посмотри и соседке подмигни.
Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни.
Посмотри на потолок, а потом на свой носок.
Закрываем все глаза,
Отдохнуть ведь им пора.
Помечтали, позевали
И опять работать стали.

4. Составление алгоритма написания безударных окончаний глагола

– Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании безударных окончаний глаголов, для этого составим алгоритм.
– Работаем в парах. Подумайте и запишите, в каком порядке нужно производить действия.
– Работа в парах. Два учащихся на интерактивной доске.

Проверка.

– У кого действия расставлены в том же порядке?
– У кого – в другом? Обоснуйте свой выбор.

5. Орфографический диктант

– Потренируемся применять алгоритм на практике при помощи орфографического диктанта.
– Я буду диктовать глаголы, а вы записывайте только безударную гласную, которую нужно написать в окончании глагола.
– Внимание, начинаем: помогает, думает, оставишь, смотришь, вызываешь. (е е и и е)

Проверка.

6. Физминутка

(Учащиеся хором повторяют глаголы – исключения, сопровождая действиями).

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Ты запомни без сомнения –
Это глаголы второго спряжения.

7. Найдите и назовите в каждом прямоугольнике «лишний» глагол

Учащиеся называют глагол-исключение, определяя спряжение.
Учитель постепенно открывает обратную сторону слайда.
Появляется иллюстрация к рассказу «Маленький садовник» (рисунок ученицы).

8. Работа с текстом «Маленький садовник

– Прочитайте текст, придумайте к нему название.

Раздаточный материал:

«В одном уютном городке живёт маленький садовник. Выращивает он дивный сад, в котором благоухают удивительные цветы, дарят прохладу волшебные деревья и радуют глаз зелёные газоны. Малыш старательно полива_т и рыхлит клумбы. Садовник мечта_т, что однажды распуст_тся в его саду волшебный цветок, который исцелит всех больных и обраду_т печальных». [1]

– Спишите 2-й абзац, вставьте пропущенные орфограммы. – Один учащийся выполняет работу на компьютере. Проверка.

9. Синтаксический разбор первого предложения.

Один учащийся на интерактивной доске, остальные в тетради.

IV. Итог урока

– Что мы повторяли на уроке?

Оценивание работы учащихся

– Кто сегодня на уроке все задания выполнил безошибочно? Поставьте в тетрадь карандашом оценку «5». – Кто допустил 1-2 ошибки – поставьте «4». – Кто допустил 3 ошибки и более – поставьте «3».

Домашнее задание: мини-сочинение «О чём я мечтаю» или упр. №173.

V. Рефлексия

– Нарисуйте смайлик, который бы показывал ваше настроение и свой условный знак:

!! – на уроке было всё понятно,
!? – что-то понятно, что-то – нет,
?? – всё трудно и непонятно.

Показ нескольких работ.

Литература: Рик Т. Г. «Здравствуй, дядюшка Глагол!» М.1995