Цели урока:
- Знакомство с ролью имён прилагательных в речи.
- Закрепление знаний об имени прилагательном как части речи.
- Обучение правильной, грамотной, красивой речи.
- Обогащение словарного запаса детей.
- Воспитание любви к родному языку.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Электронная презентационная программа.
- Аудиомагнитофон.
- Аудиокассета со сборником релаксационных мелодий.
- Аудиокассета с фонограммой «Песенка про имя прилагательное».
- Напечатанный текст песни для индивидуальной работы.
- Карточки для дифференцированного домашнего задания.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока
– Начинаем интегрированный урок русского
языка и риторики с загадки, из которой вы узнаете,
какая часть речи так о себе рассказала:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
– Имя прилагательное, роль имён прилагательных в
речи – тема урока.
(1 слайд). Поэтому задача нашего урока –
понаблюдать за именем прилагательным и
определить его значение в речи. А также не
забывайте, что это урок обучения правильной,
грамотной, красивой речи.
– А что такое имя прилагательное? Сначала
послушайте, что об этом думает Митрофанушка –
герой из комедии Фонвизина «Недоросль», а потом
выскажите своё мнение.
Инсценировка отрывка:
Ведущий. Госпожа Простакова хочет
показать, как учён у них сын Митрофанушка.
Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На
вопрос, что он знает из грамматики, отвечает:
«Много. Существительна да прилагательна».
Правдин. Дверь, например, какое имя:
существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему ж?
Митрофан. Потому что она приложена к
своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь
стоит ещё не навешана: так та покамест
существительна.
Правдин. Так поэтому у тебя слово дурак
прилагательное, потому что прилагается к глупому
человеку?
Митрофан. И ведомо.
– Ваше мнение.
– Что такое имя прилагательное?
– С какой частью речи связаны имена
прилагательные в речи?
– Почему именно с именами существительными?
II. Работа над темой урока
1. а)
– Прочитайте слова. На какие две группы их можно
разделить? (Презентация.
2 слайд).
б)
– Запишите в два столбика.
– Что можно сказать о количестве записанных
слов?
– Прочитайте имена прилагательные. Докажите. (Презентация. 3 слайд).
– Найдите среди прилагательных лишнее слово.
Почему? (Жаркий, т. к. не является синонимом.)
– Какие слова мы называем синонимами?
– С каким существительным первого столбика
могут быть связаны прилагательные – синонимы
второго столбика? (Ученица)
в)
– Подберите синонимы к слову «жаркий». Запишите.
– Как вы думаете, какое значение имеют
прилагательные – синонимы в речи?
Вывод: они обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова.
2. а)
– А знаете ли вы, что обозначают прилагательные в
переводе с латыни? (Присоединение, прибавление)
– А с греческого? Дословный перевод названия
«прилагательное» с греческого – эпитет.
Эпитет – это образное, художественное
определение, сравнение. (Презентация.
4 слайд).
Само слово эпитет у нас тоже применяется, как
говорили древние греки, это почти то же самое, что
и прилагательное. Эпитет передаёт настроение,
состояние, отношение к предмету. Сейчас мы в этом
убедимся.
б)
– Выполним упражнение № 307 (учебник русского
языка, 3 класс, часть II, под ред. Р.Н.Бунеева, Приложение 1 (1)). Прочитайте
текст. Найдите в нём все прилагательные. Признаки
каких предметов они обозначают? Выпишите
словосочетания: сущ. + прил. с вопросом.
Проверка. (Презентация.
5 слайд).
– Какое словосочетание лишнее, почему?
– Обратите внимание и задумайтесь над тем, что
лес, оказывается, может быть не только зелёным, а
… (юным), дым не только серым, а … (зелёным),
а грозы могут быть … (тёплыми).
– Это и есть эпитеты.
Физминутка (релаксация под музыку)
в)
– Какую музыку слушали?
– А ещё можно применить такие прилагательные:
беззаботная, благоговейная, возвышенная,
божественная. Это уже не просто прилагательные, а
эпитеты, самые яркие, нужные слова для описания.
– Какую роль играют прилагательные – эпитеты в
речи?
Вывод: они украшают нашу речь, делают её поэтичнее, ярче, выразительнее.
3. а)
– Ответьте на вопрос: как можно увидеть то, чего
не видишь? Возможно ли это?
– Нарисуйте в воображении животное выхухоль. (Презентация. 6 слайд).
– Смогли вы представить? Почему? Как быть?
– Рисовать можно не только красками и
карандашами, но и мысленно, а также и словами. Я
вам помогу, читайте текст и рисуйте это животное
мысленно. (7 слайд).
– Что можете сказать? Чего не хватает до полной
картины? Я вам ещё раз помогу. Закройте глаза,
положите голову на парту, попробуйте ещё раз
создать образ выхухоли. (Чтение полного текста
учителем).
– А теперь почему сейчас получилось воссоздать
образ зверька? (Презентация.
7 слайд).
– Как называется текст, в котором главную роль
играют прилагательные?
– Что описывают в тексте прилагательные:
красивый, блестящий – ... (мех)
коричневый – …. (цвет)
толстое – … (тело)
короткие, перепончатые – … (лапки)
длинный, чешуйчатый – … (хвост)
большая – … (голова)
маленькие – … (глазки)
смешной – … (хоботок)
– А в целом кто описывается?
– Так какую ещё роль играют имена прилагательные
в речи?
Вывод: имена прилагательные играют
главную роль в описании предметов, в указании его
признаков.
– А теперь посмотрите, как выглядит этот зверёк в
жизни? (Презентация.
8 слайд).
– Это животное реликтовое (редкое), занесено в
Красную книгу.
III. Итог урока
– А теперь подведём итог урока в виде теста. (Презентация. 9 слайд).
– Если вы согласны с высказыванием, то ставим
«+», если нет, то «–».
(Проверка, оценка – Презентация.
10 слайд).
– Закончим урок, спев песенку о прилагательном. (Приложение 2)
IV. Дифференцированное домашнее задание
Работа по карточкам, Приложение 1 (2).