Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных».
Цели и задачи:
- познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих у имён существительных;
- отрабатывать алгоритм применения правила;
Оборудование: рабочие тетради на печатной основе, учебники, компьютер, видеопроектор, экран, карточки, перфокарты.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Запись даты в тетради. (Приложение 1. Слайд № 1)
2. Словарная работа
– Сделайте буквенную запись слов.
(Предварительно слова прочитываются) (Приложение
1. Слайд № 2)
Проверка словарной работы. (Приложение
1. Слайд № 3)
3. Объяснение нового материала
– Прочитайте, пожалуйста, первое слово. Скажите, какой звук вы слышите в конце слова? Какой это звук?
– Я назову вам 2 слова, а вы подумайте, как мы их напишем.
луч печь
(Выслушиваются ответы детей.)
– А что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?
– Тема сегодняшнего урока: «Правописание
мягкого знака после шипящих у имён
существительных». (Приложение 1.
Слайд № 4)
– На уроке мы должны познакомиться с правилом
написания ь знака после шипящих на конце
существительных, научиться это правило
применять, работать дружно и слаженно.
Это правило можно прочитать в учебнике, а можно
попробовать самим вывести. Как поступим? Хорошо,
тогда разделимся на группы.
(Работа проходит в группах, составленных по
способностям и возможностям детей)
– Каждая группа получает карточку, на которой
записано 2 группы слов. Для некоторых групп на
карточках есть подсказки. (I – написано 6 слов в
два столбика, подписан род каждого
существительного, II – написано 6 слов в два
столбика, задание: определить род,
III – записаны 6 слов, задание: записать слова в 2
столбика, определив род. Для всех групп слова
одинаковые, задание: сделать вывод о написании
мягкого знака у существительных после шипящих).
Дети выводят правило написания мягкого знака
после шипящих у имён существительных.
Проверка работы. (Начинает говорить самая
«слабая» группа, заканчивает и подводит итог
работы самая «сильная» группа.)
Чтение правила в учебнике. Сравнение с тем, что вывели дети.
4. Составление алгоритма применения правила
– Что нужно в первую очередь определить?
– Что дальше делаем? (Приложение
1. Слайд № 5)
5. Закрепление алгоритма применения правила
Фронтальная работа. Стр. 139 учебника, упр. 1. (Запись слов в два столбика с объяснением)
6. Физминутка
Задание: если услышите имя существительное у которого надо писать мягкий знак – приседаете, если услышите имя существительное у которого не надо писать мягкий знак – хлопайте в ладоши.
Мяч, сторож, морж, дочь, дичь, королевич, дрожь, ключ, мышь, циркач, плач, брошь, ёрш, речь, усач, течь, горечь, нож.
7. Самостоятельная работа (дифференцированная)
Выполнение заданий в рабочей тетради. (Перед выполнением упражнений – повторение правила).
1 группа – упр. 2 2 группа – упр. 1 3 группа – упр. 4 |
стр. 39 в рабочей тетради. |
(Приложение 1. Слайд № 6)
Проверка:
1 группа – 1 ученик записывает на доске слова, в
которых ь не пишется;
2 группа – 1 ученик называет «лишние» слова;
3 группа – проверяют на слайде.
(Приложение 1. Слайд №
7)
Оценка своей работы в тетради:
– 3
– 4
– 5
8. Гимнастика для глаз
9. Работа в парах
Дети получают карточки, на которых записаны
словосочетания.
Задание: списать, где нужно поставить ь знак.
Карточка.
Громкий плач., душистый ландыш., скорая помощ., верный товарищ., старая вещ., резиновый мяч..
10. Проверочная работа
Работа по перфокартам (дифференцированная).
I | II | III |
ключ. | циркач. | манеж. |
доч. | дич. | реч. |
помощ. | борщ. | москвич. |
ноч. | дич. | молодёж. |
багаж. | брош. | матч. |
мыш. | царевич. | дрож. |
вещ. | полноч. | приёмыш. |
луч. | ландыш. | роскош. |
трубач. | плащ. | лихач. |
плач. | мыш. | гореч. |
Дети на карточках ставят знак «+», если ь знак нужен и знак «–», если ь знак не нужен.
11. Домашнее задание
1 и 2 группы – стр. 139, упр. 2 в учебнике;
3 группа – т. стр. 39, упр. 3 в рабочей тетради. (Приложение 1. Слайд № 8)
12. Итог урока
– Над каким правилом мы сегодня с вами
работали?
– В каких случаях пишется ь знак после
шипящих у имён существительных?
– Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я
сегодня на уроке…» (Приложение 1.
Слайд № 9)
– Оцените каждый свою работу на уроке.
(Дети показывают большой палец: если вверх –
хорошо работал, вниз – плохо.)
– Кто из вас хорошо запомнил правило? А кому ещё
дома нужно подучить? (Приложение
1. Слайд № 10)
Литература:
- Учебник «Русский язык. 3 класс». С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. Издательский центр «Вентана-Граф», 2004 г.
- Рабочая тетрадь «Пишем грамотно». М.И.Кузнецова. Издательский центр «Вентана-Граф», 2004 г.
- «Беседы с учителем. Методика обучения» 3 класс. Под редакцией Л.Е.Журовой. Издательский центр «Вентана-Граф», 2004 г.