Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных».

Цели и задачи:

  • познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих у имён существительных;
  • отрабатывать алгоритм применения правила;

Оборудование: рабочие тетради на печатной основе, учебники, компьютер, видеопроектор, экран, карточки, перфокарты.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Запись даты в тетради. (Приложение 1. Слайд № 1)

2. Словарная работа

– Сделайте буквенную запись слов. (Предварительно слова прочитываются) (Приложение 1. Слайд № 2)
Проверка словарной работы. (Приложение 1. Слайд № 3)

3. Объяснение нового материала

– Прочитайте, пожалуйста, первое слово. Скажите, какой звук вы слышите в конце слова? Какой это звук?

– Я назову вам 2 слова, а вы подумайте, как мы их напишем.

луч печь

(Выслушиваются ответы детей.)

– А что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?

– Тема сегодняшнего урока: «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных». (Приложение 1. Слайд № 4)
– На уроке мы должны познакомиться с правилом написания ь знака после шипящих на конце существительных, научиться это правило применять, работать дружно и слаженно.
Это правило можно прочитать в учебнике, а можно попробовать самим вывести. Как поступим? Хорошо, тогда разделимся на группы.
(Работа проходит в группах, составленных по способностям и возможностям детей)
– Каждая группа получает карточку, на которой записано 2 группы слов. Для некоторых групп на карточках есть подсказки. (I – написано 6 слов в два столбика, подписан род каждого существительного, II – написано 6 слов в два столбика, задание: определить род,
III – записаны 6 слов, задание: записать слова в 2 столбика, определив род. Для всех групп слова одинаковые, задание: сделать вывод о написании мягкого знака у существительных после шипящих).
Дети выводят правило написания мягкого знака после шипящих у имён существительных.
Проверка работы. (Начинает говорить самая «слабая» группа, заканчивает и подводит итог работы самая «сильная» группа.)

Чтение правила в учебнике. Сравнение с тем, что вывели дети.

4. Составление алгоритма применения правила

– Что нужно в первую очередь определить?
– Что дальше делаем? (Приложение 1. Слайд № 5)

5. Закрепление алгоритма применения правила

Фронтальная работа. Стр. 139 учебника, упр. 1. (Запись слов в два столбика с объяснением)

6. Физминутка

Задание: если услышите имя существительное у которого надо писать мягкий знак – приседаете, если услышите имя существительное у которого не надо писать мягкий знак – хлопайте в ладоши.

Мяч, сторож, морж, дочь, дичь, королевич, дрожь, ключ, мышь, циркач, плач, брошь, ёрш, речь, усач, течь, горечь, нож.

7. Самостоятельная работа (дифференцированная)

Выполнение заданий в рабочей тетради. (Перед выполнением упражнений – повторение правила).

1 группа – упр. 2
2 группа – упр. 1
3 группа – упр. 4
стр. 39 в рабочей тетради.

(Приложение 1. Слайд № 6)

Проверка:

1 группа – 1 ученик записывает на доске слова, в которых ь не пишется;
2 группа – 1 ученик называет «лишние» слова;
3 группа – проверяют на слайде.
(Приложение 1. Слайд № 7)

Оценка своей работы в тетради:

– 3
– 4
– 5

8. Гимнастика для глаз

9. Работа в парах

Дети получают карточки, на которых записаны словосочетания.
Задание: списать, где нужно поставить ь знак.

Карточка.

Громкий плач., душистый ландыш., скорая помощ., верный товарищ., старая вещ., резиновый мяч..

10. Проверочная работа

Работа по перфокартам (дифференцированная).

I II III
ключ. циркач. манеж.
доч. дич. реч.
помощ. борщ. москвич.
ноч. дич. молодёж.
багаж. брош. матч.
мыш. царевич. дрож.
вещ. полноч. приёмыш.
луч. ландыш. роскош.
трубач. плащ. лихач.
плач. мыш. гореч.

Дети на карточках ставят знак «+», если ь знак нужен и знак «–», если ь знак не нужен.

11. Домашнее задание

1 и 2 группы – стр. 139, упр. 2 в учебнике;
3 группа – т. стр. 39, упр. 3 в рабочей тетради. (Приложение 1. Слайд № 8)

12. Итог урока

Над каким правилом мы сегодня с вами работали?
В каких случаях пишется ь знак после шипящих у имён существительных?
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня на уроке…» (Приложение 1. Слайд № 9)
Оцените каждый свою работу на уроке. (Дети показывают большой палец: если вверх – хорошо работал, вниз – плохо.)
– Кто из вас хорошо запомнил правило? А кому ещё дома нужно подучить? (Приложение 1. Слайд № 10)

Литература:

  1. Учебник «Русский язык. 3 класс». С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. Издательский центр «Вентана-Граф», 2004 г.
  2. Рабочая тетрадь «Пишем грамотно». М.И.Кузнецова. Издательский центр «Вентана-Граф», 2004 г.
  3. «Беседы с учителем. Методика обучения» 3 класс. Под редакцией Л.Е.Журовой. Издательский центр «Вентана-Граф», 2004 г.