Игра "Поле чудес. Весна"

Разделы: Внеклассная работа


Форма урока: игровая, познавательная деятельность учащихся.

Цель: познакомить учащихся со старинными названиями месяцев на Руси.

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с растениями нашего края, занесёнными в Красную книгу.
  • Продолжение работы по развитию познавательной деятельности учащихся.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Развитие навыков логического мышления.

Возраст:5 – 6  классы.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран
  • Web-страница игра (запускаемый файл: игра / explorer / index )

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Само слово «календарь» в русском языке известно с конца XVII века. До этого его называли «месяцесловом». Но как не назови, цели остаются неизменными – фиксация дат и измерение интервалов времени.
Календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для предвидения будущего (чего ждать через три месяца – какой погоды, праздника, когда садить картошку и выезжать на шашлыки?), позволяет помнить о важных датах (например, о дне рождения и когда вы поступили в школу?), и для многих других целей. Как видим, польза со всех сторон.
Отрезки времени, из которых и состоит это «необходимое изобретение», надо было как-то называть. И каждый народ подошел к этому по-своему, по-народному. В одной только Греции в разных ее областях были разные названия месяцев. Например, первый месяц в Афинах назывался Гекатомбеон, в Милете – Панемос, в Дельфах – Аппелай и т. д. В Риме были в ходу следующие именования: Януариус, Фебруариус, Мартиус, Априлис, Майус, Юниус, Квинтилис, Секстилис, Септембер, Октобер, Новембер, Децембер.
Знакомо, не правда ли? Многие из них перекочевали в европейские языки. И сейчас мы называем первый месяц январь, англичане January, немцы Januar, французы janvier, итальянцы gennaio. Но раньше, чем к нам пришли эти названия, на Руси использовались другие старинные названия месяцев: например, Январь - просинец; Февраль - бокогрей, сечень, снежень.
А после февраля идёт месяц март. Какое он имел название?
Итак, сегодня нашу игру мы посвящаем весне.

Ведущий: Какая птица своей песней предвещает скорый приход весны? Вот уж на кого не подумаешь – серая ворона. Её простая, тихая и мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котёнка.
Весну в народе называют «благодатная», «всеоживляющая». Погода весной переменчива. «Ранняя весна ничего не стоит», - говорят в народе. «Поздняя весна не обманет». По фенологическому календарю весна начинается с проталин среди белого снега и с зацветания серой ольхи, а заканчивается в пору отцветания плодовых деревьев и падания плодов вяза. Этому чудесному времени года и посвящается наша игра.

Первый тур

Представление учащихся первого тура

Ведущий: Первый месяц весны – март – римляне назвали в честь бога Марса. Этот грозный бог был покровителем воинов в боях и походах, приносил им победы. А если не было войн, люди все свои силы направляли на поля: пахали и сеяли. И поэтому названия месяцам народ давал по приметам природы: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге – березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки; зимобор – побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету  А какое ещё название марту дал народ? (Протальник)
Протальник – в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. Еще нередко месяц март носит название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами – апрелем и маем – составляет так называемое «пролетье».

Игра со зрителями

Ведущий: Итак, март! Именно в это время к нам прилетают первые птицы весны – грачи. Почему именно они? Потому что грачу достаточно первой проталинки, чтобы разыскать себе корм. А вот птицам, которые охотятся за насекомыми в воздухе, ранней весной корм себе ещё не найти.
Назовите птицу, которая осенью первой улетает в тёплые края, а весной последней возвращается на родное гнездовье. (Иволга)

Второй тур

Представление учащихся второго тура

Ведущий: Апрель – второй месяц весны. Априлий – латинское слово, от глагола aperire, открывать, оно указывает на открытие весны. В это время уже журчат ручьи. В народе говорят: «Апрельские ручьи землю будят». В апреле зацветают красная верба, орешник, мать-и-мачеха, одуванчик. С этими явлениями природы тесно связано народное название апреля. Какое? (Цветень)
Цветень, ведь именно в апреле начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.

Третий тур

Представление учащихся третьего тура

Ведущий: Май – последний месяц весны. Латинское имя дано в честь богини Маи; также, как и многие другие, оно перешло к нам из Византии. В мае уже повсюду зеленеют и цветут кроны деревьев, растут подснежники, крокусы, лютики и другие весенние цветы, в садах зацветают нарциссы, тюльпаны, маргаритки. Угадайте, какое название дал этому месяцу народ? (Травень)
Травень, травник отражает процессы, происходившие в это время в природе – буйство трав.

Игра со зрителями

Ведущий: Великий русский драматург Александр Николаевич Островский написал одну из лучших пьес – весеннюю сказку «Снегурочка», Вспомните, пожалуйста, как звали царя сказочного государства, в котором жила Снегурочка. (Берендей)

Финал

Ведущий: Астрологи утверждают, что каждому месяцу года соответствует цветочный талисман. Назовите цветок – талисман мая. (Гиацинт)
Награждение победителя
Ведущий: Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Поэтому охране растений помогает борьба с загрязнением воздуха и воды, охрана насекомых - опылителей, хищных насекомых, охрана птиц.
В руках человека красота и богатство родной земли. Помните об этом!

Приложение

Использованная литература:

1. Денисова Н.Т. Игра «Поле чудес» // «Педсовет» №1, 2003. стр. 4.