Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Золотое кольцо России". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: Золотое кольцо России.

Цели: создать условия для

  • расширения кругозора о нашей Родине;
  • развития памяти;
  • развития мышления;
  • развития речи;
  • формирования умения слушать.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!

2. Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы отправимся в путешествие и побываем в нескольких древних русских городах, которые расположены на «Золотом кольце».
Почему кольцо? И почему Золотое?

(Выслушиваются предположения детей.)

В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.

3. Введение в тему

– В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту. (Приложение: 1, 2 слайды)
– Кто покажет на карте столицу нашей Родины? (Приложение: 3, 4 слайды)

После ответов детей – 5 слайд.

4. Изучение новой темы

– Итак, начинаем путешествие. Чтобы в дороге вы ничего не забыли, в тетрадях будете вести дневник путешествия.

Название города

Интересные факты

     
     
     
     

– Из Москвы мы движемся на северо-восток. И вот мы в городе Сергиев Посад. (Приложение: 6, 7, 8 слайды)
Учащиеся заслушивают сообщение ученика, заранее подготовившегося, заполняют дневник путешествия.
– Следующий город – Переславль Залесский. (Приложение: 9, 10 слайды)
– Переславль-Залесский основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. В этом городе в мае 1220 года родился князь Александр Невский, который одержал победу над шведами в Ледовом побоище.
– В 1688 г. На Плещеевом озере Пётр 1 строил флотилию. В дальнейшем он неоднократно бывал в этих местах, заботился о сохранении кораблей, яхт, галер. (Приложение: 11, 12, 13 слайды)
– А сейчас наш путь лежит в Ростов. Этот город один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей. (Приложение: 14, 15, 16 слайды)
– В Ростове мы обязательно полюбуемся ростовской финифтью. Это очень красивые эмалевые украшения – броши, серьги, браслеты. Их делают уже несколько столетий. (Приложение: 17, 18 слайды)
– Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич. Он стоит на реке Волге. Название города произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка». (Приложение: 19, 20, 21 слайды)

5. Физкультминутка

Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!

6. Изучение новой темы

– Продолжаем наше путешествие. Ярославль – самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом  Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра. (Приложение: 22, 23, 24 слайды)
– Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, – Кострома. Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…
– Основание города приписывают князю Юрию Долгорукому.
– В 1613 году на Костромской земле совершил свой подвиг Иван Сусанин. (Приложение: 25, 26, 27 слайды)
– Посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс. Свое название он получил от речного плеса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.
– Плес на редкость живописен благодаря своеобразному рельефу. Высокий берег прорезан многочисленными оврагами, разделяющими его на отдельные горы. Каждый из этих холмов-гор имеет свое собственное название.
– Гора, на которой стояла древняя деревянная крепость города Плес, вплоть до VII в. называлась Соборной. (Приложение: 28, 29, 30 слайды)
– Плес – это город художников. Особенно любил Плес Исаак Ильич Левитан – русский художник.
(Сообщение ученика) (Приложение: 31, 32 слайды)
– Из Плёса мы отправимся в Суздаль – всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельница… (Приложение: 33, 34, 35 слайды)
– Последняя остановка – город Владимир. Его основал князь Владимир Мономах. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Замечательный памятник старины – Золотые ворота. Величественный Успенский собор долгое время был главным собором Руси. (Приложение: 36, 37, 38 слайды)

7. Закрепление изученного

 – Объясните название «Золотое кольцо».
– Почему древние города строились на берегах рек и озер?
– Разгадайте кроссворд. (Приложение: 39 слайд)

Ответы: плес, Суздаль, Владимир, Углич, лавра, финифть, Ростов.

8. Итог урока

– Объясните название «Золотое кольцо».
– Почему древние города строились на берегах рек и озер?
– Что понравилось на уроке?
– Что больше всего запомнилось?

9. Домашнее задание: придумать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.