Тема: Золотое кольцо России.
Цели: создать условия для
- расширения кругозора о нашей Родине;
- развития памяти;
- развития мышления;
- развития речи;
- формирования умения слушать.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!
2. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы отправимся в путешествие
и побываем в нескольких древних русских городах,
которые расположены на «Золотом кольце».
– Почему кольцо? И почему Золотое?
(Выслушиваются предположения детей.)
– В конце урока вы сами сможете ответить на эти вопросы.
3. Введение в тему
– В путешествие по Золотому кольцу мы
отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на
карту. (Приложение: 1, 2
слайды)
– Кто покажет на карте столицу нашей Родины? (Приложение: 3, 4 слайды)
После ответов детей – 5 слайд.
4. Изучение новой темы
– Итак, начинаем путешествие. Чтобы в дороге вы ничего не забыли, в тетрадях будете вести дневник путешествия.
№ |
Название города |
Интересные факты |
– Из Москвы мы движемся на северо-восток. И вот
мы в городе Сергиев Посад. (Приложение:
6, 7, 8 слайды)
Учащиеся заслушивают сообщение ученика,
заранее подготовившегося, заполняют дневник
путешествия.
– Следующий город – Переславль Залесский. (Приложение: 9, 10 слайды)
– Переславль-Залесский основан в 1152 году князем
Юрием Долгоруким. В этом городе в мае 1220 года
родился князь Александр Невский, который одержал
победу над шведами в Ледовом побоище.
– В 1688 г. На Плещеевом озере Пётр 1 строил
флотилию. В дальнейшем он неоднократно бывал в
этих местах, заботился о сохранении кораблей,
яхт, галер. (Приложение:
11, 12, 13 слайды)
– А сейчас наш путь лежит в Ростов. Этот город
один из самых древних в Золотом кольце, и уже в
давние времена его называли Великим. Самая
замечательная часть города – Ростовский кремль,
за белыми стенами которого видны многочисленные
купола церквей. (Приложение:
14, 15, 16 слайды)
– В Ростове мы обязательно полюбуемся
ростовской финифтью. Это очень красивые эмалевые
украшения – броши, серьги, браслеты. Их делают
уже несколько столетий. (Приложение:
17, 18 слайды)
– Следующая остановка на нашем маршруте – город
Углич. Он стоит на реке Волге. Название города
произошло от слова «угол». Река в этом месте
изгибается, течёт «углом». В Угличе много
памятников старины. Кроме них, интересна
Угличская гидроэлектростанция – одна из первых
гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё
в Угличе работает большой часовой завод, где
делают часы «Чайка». (Приложение:
19, 20, 21 слайды)
5. Физкультминутка
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
6. Изучение новой темы
– Продолжаем наше путешествие. Ярославль –
самый крупный город Золотого кольца. Он был
основан князем Ярославом Мудрым, имя которого
и носит. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки
можно прогуляться по очень красивой набережной.
В центре города мы увидим памятник Фёдору
Григорьевичу Волкову. Этот замечательный
человек создал в Ярославле первый в России
общедоступный театр. Вот почему Ярославль
называют родиной русского театра. (Приложение: 22, 23, 24 слайды)
– Следующий город на Волге, в котором мы
остановимся, – Кострома. Если посмотреть на план
города, можно заметить, что улицы здесь
расположены в виде веера. В той части города, где
улицы сходятся, расположены старинные Торговые
ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому
товару отводилось своё место. Об этом говорят
названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные
ряды, Пряничные ряды…
– Основание города приписывают князю Юрию
Долгорукому.
– В 1613 году на Костромской земле совершил свой
подвиг Иван Сусанин. (Приложение:
25, 26, 27 слайды)
– Посетим ещё один прекрасный город на Волге –
Плёс. Свое название он получил от речного плеса,
то есть широкой части реки между двумя изгибами.
– Плес на редкость живописен благодаря
своеобразному рельефу. Высокий берег прорезан
многочисленными оврагами, разделяющими его на
отдельные горы. Каждый из этих холмов-гор имеет
свое собственное название.
– Гора, на которой стояла древняя деревянная
крепость города Плес, вплоть до VII в. называлась
Соборной. (Приложение:
28, 29, 30 слайды)
– Плес – это город художников. Особенно любил
Плес Исаак Ильич Левитан – русский художник.
(Сообщение ученика) (Приложение:
31, 32 слайды)
– Из Плёса мы отправимся в Суздаль – всемирно
известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5
монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый
Музей деревянного зодчества, где собраны
старинные постройки из дерева – церкви, избы,
мельница… (Приложение:
33, 34, 35 слайды)
– Последняя остановка – город Владимир. Его
основал князь Владимир Мономах. Красивый город
Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы.
Замечательный памятник старины – Золотые
ворота. Величественный Успенский собор долгое
время был главным собором Руси. (Приложение:
36, 37, 38 слайды)
7. Закрепление изученного
– Объясните название «Золотое кольцо».
– Почему древние города строились на берегах рек
и озер?
– Разгадайте кроссворд. (Приложение:
39 слайд)
Ответы: плес, Суздаль, Владимир, Углич, лавра, финифть, Ростов.
8. Итог урока
– Объясните название «Золотое кольцо».
– Почему древние города строились на берегах рек
и озер?
– Что понравилось на уроке?
– Что больше всего запомнилось?
9. Домашнее задание: придумать вопросы для викторины о городах Золотого кольца.