Цели урока:
- Добиться у учащихся усвоение темы: познакомить с понятием «этаж», «ярус»; ознакомление с разными видами растений; взаимосвязь человека и природы; расширение словарного запаса;
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому; эстетические качества; любовь к родному краю; любовь к книгам; наблюдательность;
- Развивать устную речь; развивать умение делать выводы, защищать свою точку зрения; учить смотреть и видеть; слушать и слышать учителя и товарищей.
Оборудование:
- Кроссворд
- Схема «значение леса»
- Грамзапись
- Рисунки деревьев
- Иллюстрации леса
- Книги о лесе
- Контурные карты
- Карта природных зон
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Ребята, приготовьте все необходимое к уроку.
2. Проверка домашнего задания
– Какую тему изучали на прошлом уроке? (Что
такое почва?)
– Повторим состав и свойства почвы. Для этого
разгадайте кроссворд:
1. Верхний слой земли, на котором растут
растения. (Почва)
2. Одна из составных частей почвы. (Песок)
3. Вещество, повышающее плодородие. (Перегной)
4. Основное свойство почвы. (Плодородие)
– Из чего же состоит почва? (Из остатков
мелких животных, из глины, перегноя, воды,
воздуха, песка)
– Что мы с вами делали, чтобы доказать, что вода
содержится в почве? (Проводим опыт)
– Какие бывают почвы? (Черноземные,
подзолистые, арктические, тундровые, луговые,
болотные)
– Какие почвы богаты перегноем? (Черноземные)
– В каких почвах перегноя меньше? (Подзолистые)
– Нужно ли бережно относится к почве? (да). Почему?
(1см образуется за 250-300 лет, 20см – за 5-6 тысяч лет).
– Как надо охранять почву? (Сажать растения,
так как они защищают почву от действий ветра и
потоков воды, правильно распахивать почву на
склонах, проводить снегозадержание, не
употреблять больше нормы ядохимикатов)
– Молодцы!
3. Новый материал
– А теперь мы отправляемся в путешествие, куда
отгадайте: «Туда, где сказки шепчут ели, березы и
дубы, где ягоды поспели и выросли грибы». (Лес)
– Мы отправляемся в лес, только не за ягодами и
грибами, не за цветами, а за чудесами. Ведь что ни
шаг в лесу, то новое чудо.
– Послушайте эпиграф, который я вам прочту:
«Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко
лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез
едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец возле
красивой липы.
Золотой голосок малиновки звучит невинной,
болтливой радостью: он идет к запаху ландышей.
Далее, далее глубже в лес … Лес
глохнет…Неизъяснимая сторона западает в душу;
да и кругом так тихо»
И.С. Тургенев
– Это описание леса. А какое значение имеет лес? (Ответы детей)
(Лес – национальная гордость России, ее неоценимое богатство. Лес – огромная кладовая самых разных продуктов, сырья, материалов. Лес радует своей красотой, щедростью, покоем, своим целебным действием. Как смелый доблестный рыцарь стоит лес на стражи вверенных ему полей и садов. Лес – это строительный материал и сырье для бумаги, клея. Лес дает много продуктов питания, но самое главное, лес – это «легкие» нашей планеты)
– Давайте посмотрим на доску и еще раз скажем, для чего нам нужен лес.
Схема на доске:
– Обратимся к контурным картам.
– Какая зона занимает большую территорию нашей
страны? (Лесная)
– Каким цветом вы ее показали?
– Везде ли одинаково насыщен этот цвет? Почему? (Цвет
указывает на разнообразие лесов)
– Какие бывают леса? (Хвойные – тайга,
широколиственные, смешанные)
– Какие деревья растут в тайге? (Ель, сосна,
пихта, кедр, лиственные)
– Какие вы знаете деревья широколиственные?
(Дуб, клен, липа)
– Только ли деревья растут в лесу? (Кустарники,
травы, ягоды)
– Очень богат и разнообразен русский лес. Лес это
чей-то дом, там кто-то и что-то живет.
– Вот вы живете тоже в доме, на разных этажах,
кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои
этажи. И тема нашего урока «Этажи леса» (записали
в тетрадь). Мы с вами сказали, что в лесу растут
деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Эти
растения образуют три этажа: верхний, средний,
нижний. Давайте с вами посмотрим, кто же живет
на нижнем этаже? (Ответы детей)
– Что вы знаете о мхах?
(Саша нашел более интересный материал)
(Мох прикрепляется на доску)
– Что еще растет здесь? (Ягода, грибы)
(Прикрепляются на доску)
– Этот I этаж лесного дома. Ученые называют его
нижним ярусом. Ярус – один из рядов
расположенных друг над другом предметов. На
втором ярусе располагаются кустарники. Какие
кустарники вы знаете? (Ответы детей)
– Третий ярус это дом деревьев.
– Какое дерево можно назвать символом России?
Правильный ответ мы услышали из песни. (Музыка
о березе)
– Да, береза – красавица русских лесов. Как
называют березу в народе? (Кудрявая,
белоствольная, березонька, белая).
– Как называется место, где растут березы? (Березняк)
– А теперь вспомним былинную Русь. Кто был героем
былин? (Богатыри)
– Чем они славились? (Силой)
– С каким деревом сравнивают такого человека? (Крепок
как…)
– Вот еще один житель третьего этажа. (Прикрепляется
на доску)
– Отгадайте загадку: в зимний холод лишь она, вся
от ягоды красна? (Рябина)
– Почему так назвали? Когда мы смотрим на ее
плоды, то у нас рябит в глазах.
– Вот мы с вами и показали три этажа, три яруса.
Давайте прочитаем об этом в учебнике.
4. Проверка восприятия по тексту
– Какие (этажи) ярусы есть в лесу?
– Какие растения разных ярусов вы знаете?
– Обратите внимание на слово подрост. Это
молодые деревья, им нужно подрасти и они образуют
третий ярус.
– Лишайники, которые живут на деревьях, но не
относятся ни к одному из этажей. Посмотрите на
них на рисунке.
– Давайте в тетрадях изобразим три этажа
рисунком.
– Какой лес в нашей местности?
– Какие деревья преобладают?
– Когда вам нравится лес?
Стихи о зиме, весне, лете, осени.
Леса шумят…
В долинах, на пригорках,
Чуть шевеля весеннею листвой,
Стоят они в зеленых гимнастерках,
Как будто на проверки боевой.
Спроси их, путник: чем они богаты?
Они ответят: верностью своей.
В зеленой гимнастерках, как солдаты,
Стоят, они, защитники полей.
Выставка книг о лесе.
– Из них вы узнаете больше о зеленом друге.
Домашнее задание:
– Пересказ параграфа.