Цель:
- Формирование у воспитанников социально значимых норм и ценностей.
- Воспитание у ребят нравственных качеств.
- Коррекция нравственной сферы.
Задачи:
- Учить у детей находить в человеке нравственную красоту.
- Развивать эстетический вкус.
- Воспитывать доброту, порядочность, честность.
Оборудование:
- Плакаты с надписью “Красота спасет мир” Ф.М. Достоевский.
- “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” А.П.Чехов, “Корабль”.
- Карточки со словами: доброта, честность, порядочность, любовь, помощь близким.
- Магнитофон.
- Икона и плакаты с изображением Иисуса Христа.
Ход занятия
Вступительное слово воспитателя:
– Ребята! Давайте подумаем, о чем у нас сегодня на занятии пойдет речь. Расшифруем название темы. (Дети расшифровывают название темы по первым буквам на картинках.) – “Красота спасет мир”.
Цель: Коррекция мышления на основе анализа и синтеза.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о красоте. По толковому словарю Даля “Красота” – значит красить, нравиться.
Красота – свойство прекрасного.
Красота – это то, что приятно вашему взору.
А какая бывает красота?
Дети: Внешняя (лицо, одежда, походка).
Воспитатель: А теперь послушайте притчу.
Было у одного падишаха несколько сыновей. Все они были высокие, статные, хороши собой. Лишь один выделялся хилым сложение и крохотным ростом.
Отец ненавидел, презирал уродца. Однако этот сын был умен и прекрасно образован “О, отец – сказал он однажды – умный человек маленького роста лучше большого невежды, не правда ли?
Ведь ценность вещей не определяется их размерами. Камни, что используют для отопления бань велики, но целый воз их можно купить за одну монету.
Жемчуг так мал, что каждый его золотник стоит десять злотых”.
Отец одобрительно засмеялся в ответ и изменил свое отношение к сыну.
(Обсуждение притчи.)
– Вот видите, в жизни всегда есть возможность идти по дороге добра.
Релаксационная пауза.
Закройте глаза и представьте себе, что у вас в груди расцвел “цветок доброты”. Его лепестки излучают удивительную теплоту. Этот цветок согревает вас, согревает ваши души. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости. Я хочу, чтобы вы сегодня весь день хорошо себя чувствовали.
Воспитатель: Есть люди, которые способны жертвовать собой ради других. Послушайте легенду о Данко (отрывок из рассказа А.М. Горького “ Старуха Изергиль”).
Дети обсуждают легенду о Данко.
Отвечают на вопросы:
– Понравился ли вам поступок Данко? Он пожертвовал собой ради жизни людей.
Сделал добро людям.
Цель: Коррекция мышления на основе анализа и умозаключения.
Детям показывают икону Иисуса Христа.
Воспитанники отвечают на вопросы:
- Кто такой Иисус Христос?
- Что он проповедовал?
- Чем он помогал людям?
- На чем основано его учение?
Ребятам читают притчу “Лепта вдовы”, “О бедном самаритянине” и обсуждают их.
Воспитатель: Мы не знаем ни одного человека, чье учение надолго запало в душу.
Это учение вечно и на него будут опираться многие поколения.
– Давайте вспомним, что еще народ говорит о красоте.
Цель: Коррекция вербальной памяти на основе заучивания пословиц.
- Не одежда красит человека, а добрые дела.
- Не ищи красоты, а ищи доброты.
- Красота приглядится, а ум пригодится.
- Красив тот, кто красиво поступает.
- Красота сердца – дороже красоты лица.
Воспитатель: Ребята! Так какую красоту прославляет народная мудрость?
Дети: Духовную (доброту, порядочность, честность).
Ребятам предлагается послушать стихотворение Н, Заболоцкого “Некрасивая девчонка”.
(Читается под музыку Э.Морриконе).
Цель: Коррекция восприятия на основе прослушивания музыки и стихов.
Дети обсуждают стихотворение.
– Послушайте еще одну притчу.
Некий молодой человек шел по грязной дороге. Вдруг увидел монету.
Начал искать другие. Иногда они ему попадались. Так прошла жизнь. Когда он умирал, его спросили: “Что такое Жизнь?” Он ответил: “Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты”.
Жизнь – это дорога, которая дается лишь однажды. Человек живет, трудится, но не только физически, но и духовно, т. е. усилиями души. Человек, как корабль плывет по морю. Чем будет наполнен этот кораблик? Грузом каких дел?
Воспитанники играют в дидактическую игру: на корабль прикрепляются добрые поступки, добрые дела, которые они могли бы взять они с собой.
Цель: Коррекция мышления на основе анализа и синтеза.
– Ребята! Вы живете в интернате. Давайте назовем людей, которые вам делают добро.
Ответы воспитанников (воспитатели, учителя, врачи, повара, администрация…)
- Про кого из ваших товарищей можно сказать, что он несет добро, готов помочь, подсказать, придти на помощь.
- В груди у каждого из нас бьется сердце. Если мы с вами частицу нашего сердца отдадим друг другу, совершая добрые поступки и дела, честно и порядочно будем поступать друг к другу, посмотрите, что получится из наших сердец. (Из отдельных частей складывается сердце).
Итог.
Воспитатель: Я хочу, чтобы вы сказали, почему Красота спасет мир?
Дети: Красота – это доброта. Чем больше будет добра, тем меньше будет зла.
– Красота спасет мир, если люди будут любить друг друга.
Литература
- Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989, 413 с.
- С.Я.Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. М., 1997.
- П.Я. Гальперин. Развитие исследований по формированию умственных действий.
- Психологическая наука в СССР в 2 том. – М., 1959.
- М. Львова. Священная история для детей – Красноярск, 1990, с. 46–49.
- К. Насыри. Книга о воспитании ж. Воспитание школьника, 2000, № 6, с. 43.
- Е. Соколов. Вечные ценности ж. Воспитание школьников, 2000, № 6, с. 53.