Открытый урок по русскому языку в 4-м классе "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • нааучить находить и подбирать самостоятельно существительные в тексте;
  • классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные;
  • развивать любознательность, мышление, речь, логическое мышление;
  • воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к русскому языку.

Оборудование: портреты Знайки и Незнайки; конверты с заданиями; ребусы; учебник.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительная беседа

Учитель. Сегодня у нас гости. Встречайте.

Учитель обращает внимание детей на доску, где вывешены портреты Незнайки и Знайки.

– Этого мальчика вы, конечно, узнали; он частый гость на наших уроках. Кто это?

Дети. Незнайка.

У. Он опять нам принёс вопросы, задания, которые не мог решить сам. Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем.
– А кто это мальчик? Вы ещё с ним не знакомы, он пришёл к нам впервые. Мальчик поднял руку, он знает ответы на все вопросы.
– Догадались кто это?
Д. Знайка.
У. Да, это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из книг. Он нам поможет.

3. Тема урока

У. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?
Д. Это ребусы.
У. Давайте поможем Незнайке разгадать их. Отгадки запишите в тетради.

– Что вы можете сказать об этих словах? Чем они отличаются друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте.

Ответы детей.

– Да, это трудный вопрос. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет.

Учитель вызывает одного из учеников, тот открывает конверт и читает записку.

– Поставьте к словам вопрос.

– Воспользуйтесь советом, поставьте вопрос.

Д. Что? Булка.
Что? Столб.
Что? Пенал.
У. Что вы заметили?
Д. Все слова отвечают на одинаковый вопрос что?
У. А что они обозначают?
Д. Предметы.
У. Продолжим разгадывать ребусы.

Разгадав ребусы, дети проговаривают слова по слогам.

– Что вы можете сказать об этих словах?
Д. Отвечают на вопрос кто? И тоже обозначают предметы.
У. Слова, которые отвечают на вопросы Кто?, Что? и обозначают предметы, называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом. А вот крыша этого удивительного дома под названием «Имя существительное».

Учитель вывешивает на доску крышу с термином.

Имя существительное

– Что вы уже знаете о словах этой части речи?
Д. Отвечают на вопросы Кто?, Что?, обозначают предметы.
У. Это и будет первый этаж нашего дома.

Учитель вывешивает на доску табличку-этаж

Кто? Что?
предметы

– Допишите в тетради три существительных, назовите любые три предмета .

Дети работают самостоятельно.

– Какие слова вы записали?

Дети зачитывают.

У. А сейчас я попробую угадать хотя бы одно слово, которое никто них вас не записал.

Учитель называет слово: «погода».

– Подходит оно?
Д. Подходит.
У. Докажите!
Д. Отвечают на вопрос что?
У. Незнайка тоже принёс свои слова. Откройте второй конверт.

Один из учеников открывает конверт и читает слова, записанные на карточках.

Холод

встреча

радость

– Подумайте: а эти слова будут жильцами нашего дома?

Дети размышляют, ставят к словам вопрос.

Д. Да.
– Нет

Мнения могут разные, так как вопрос Что?, а обозначают слова не предметы.

Один из учеников открывает второй конверт Знайки и читает подсказку.

– Существительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, события, состояние человека.

– Что вы теперь скажете о словах Незнайки?
Д. Это имена существительные.
У. А теперь задание такое. Прочитайте слова, записанные на доске, и разделите их на три группы. Первая группа–явления природы, вторая группа–события, третья группа–состояние.

На доске:

Праздник, конкурс, радость, снег, перемена, грусть, счастье, гром, веселье, жара, дождь, урок, здоровье, град, болезнь, молния каникулы.

В результате на доске появляется запись.

На доске:

Явления природы (что?): снег, дождь, град, гром, молния, жара.
События (что?): праздник, конкурс, урок, каникулы, перемена.
Состояние (что?): радость, грусть, счастье, веселье, болезнь, здоровье.

– Допишите самостоятельно по три слова в каждую группу..

Дети выполняют задание.

– Что нового узнали о существительных из этого упражнения?

Д. Существительные могут обозначать явления природы, события, состояние человека.
У. Это и будет второй этаж нашего дома.

Учитель вывешивает на доску вторую табличку-этаж.

Явления природы
События
Состояние человека

– У Знайки тоже есть интересное сообщение из научных книг(справочника) о существительном.

Один из учеников открывает третий конверт Знайки и читает.

– Имя существительное – самая большая часть нашей речи. Почти каждое второе слово в ней – имя существительное.

– Значит, существительные есть почти в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы запоминайте существительные, потом их назовите.

Учитель читает стихотворение Л .Вышеславского «В лесу с определителем».

Всё в мире названо.
Всё – от комочков пыли
До комьев огненных – далёко от Земли.
Мы всех зверей и птиц
Давно определили,
Давным-давно всех раб
Словами подсекли.
Насыщен жизнью лес.
В него вхожу я снова.
Такая тьма чудес,
А между тем
Любой цветок поименован,
И водянистый мох,
И жёсткая трава.

Дети называют услышанные существительные, если ошибаются, учитель их поправляет.

4. Физкультминутка

– Если я произнесу одушевлённые имена существительные надо присесть. Если я назову неодушевлённые имена существительные надо встать.

Слова: дождь, трава, небо, девочка, солнце, стол, мальчик, яблоко, ученица, урожай, ветер, синица.

5. Работа по учебнику (упр.69. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. Укажи имена существительные в тексте, поставь к ним вопросы).

6. Тема урока (продолжение)

У. А что же в третьем конверте Незнайки?

Вызванный ученик вынимает листочки.

– Они есть у каждого из вас на парте. Среди множества букв спрятались слова. Найдите их и подчеркните.

У детей на партах карточки двух вариантов (без подчеркивания)

Лисажденолоааидикенгуруждабарсуканда

Лосьенаклитундрослонушкникмомедведьянимка

– Прочитайте слова, которые нашли. Что вы можете сказать?
Д. Это названия животных.
– Это существительные.
– Отвечают на вопрос кто?
У. Можно ли к этим словам поставить вопрос что?
Д. Нет.
У. Почему? Докажите.
Д. Они обозначают живые предметы, поэтому ставим вопрос Кто?, а не Что?
У. Правильно. Это одушевленные существительные, они отвечают на вопрос Кто? и обозначают живые предметы. А вы что можете сказать о существительных, отвечающих на вопрос Что?
Д. Они называют неживые предметы, они неодушевленные.
У. Молодцы. Догадались. Вот ещё один этаж нашего дома.

Учитель вывешивает третий плакат-этаж.

Кто?
Одушевленные

Что?
неодушевленные

– Допишите по три слова в два столбика. Слова первого столбика должны отвечать на вопрос Кто?, слова второго столбика – на вопрос Что? Составьте предложение с одним из существительных.

Дети выполняют задания.

– Запишите в тетради любое предложение, которое вам понравилось, или свое, подчеркните существительные.

7. Итог урока

У. Молодцы, вы ответили на все вопросы Незнайки. Урок подходит к концу. Что нового узнали на уроке? Что особенно понравилось?

Ответы детей.

– Сегодня мы очень хорошо поработали с помощью Незнайки, Знайки и, конечно, с вашей помощью, построили дом для имени существительного. Кто из вас всё понял, но затрудняется объяснить? Не расстраивайтесь! На следующих уроках мы будем подробнее знакомиться с именами существительными, и вы обязательно всё усвоите!

8. Домашнее задание

У. Дома понаблюдайте за различными предметами и принесите в класс существительные – их названия. Мы поработаем с этими словами.