Цели урока:
- нааучить находить и подбирать самостоятельно существительные в тексте;
- классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные;
- развивать любознательность, мышление, речь, логическое мышление;
- воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к русскому языку.
Оборудование: портреты Знайки и Незнайки; конверты с заданиями; ребусы; учебник.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа
Учитель. Сегодня у нас гости. Встречайте.
Учитель обращает внимание детей на доску, где вывешены портреты Незнайки и Знайки.
– Этого мальчика вы, конечно, узнали; он частый гость на наших уроках. Кто это?
Дети. Незнайка.
У. Он опять нам принёс вопросы,
задания, которые не мог решить сам. Незнайка
просит нас о помощи. Давайте ему поможем.
– А кто это мальчик? Вы ещё с ним не знакомы, он
пришёл к нам впервые. Мальчик поднял руку, он
знает ответы на все вопросы.
– Догадались кто это?
Д. Знайка.
У. Да, это он. Знайка принёс с собой
советы, подсказки, справки из книг. Он нам
поможет.
3. Тема урока
У. Заглянем в первый конверт Незнайки.
Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?
Д. Это ребусы.
У. Давайте поможем Незнайке разгадать
их. Отгадки запишите в тетради.
– Что вы можете сказать об этих словах? Чем они отличаются друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте.
Ответы детей.
– Да, это трудный вопрос. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет.
Учитель вызывает одного из учеников, тот открывает конверт и читает записку.
– Поставьте к словам вопрос.
– Воспользуйтесь советом, поставьте вопрос.
Д. Что? Булка.
Что? Столб.
Что? Пенал.
У. Что вы заметили?
Д. Все слова отвечают на одинаковый
вопрос что?
У. А что они обозначают?
Д. Предметы.
У. Продолжим разгадывать ребусы.
Разгадав ребусы, дети проговаривают слова по слогам.
– Что вы можете сказать об этих словах?
Д. Отвечают на вопрос кто? И тоже
обозначают предметы.
У. Слова, которые отвечают на вопросы Кто?,
Что? и обозначают предметы, называются
именами существительными. Сегодня мы будем
знакомиться с этой частью речи и даже построим
для неё дом. А вот крыша этого удивительного дома
под названием «Имя существительное».
Учитель вывешивает на доску крышу с термином.
Имя существительное |
– Что вы уже знаете о словах этой части речи?
Д. Отвечают на вопросы Кто?, Что?,
обозначают предметы.
У. Это и будет первый этаж нашего дома.
Учитель вывешивает на доску табличку-этаж
Кто? Что? предметы |
– Допишите в тетради три существительных, назовите любые три предмета .
Дети работают самостоятельно.
– Какие слова вы записали?
Дети зачитывают.
У. А сейчас я попробую угадать хотя бы одно слово, которое никто них вас не записал.
Учитель называет слово: «погода».
– Подходит оно?
Д. Подходит.
У. Докажите!
Д. Отвечают на вопрос что?
У. Незнайка тоже принёс свои слова.
Откройте второй конверт.
Один из учеников открывает конверт и читает слова, записанные на карточках.
|
– Подумайте: а эти слова будут жильцами нашего дома?
Дети размышляют, ставят к словам вопрос.
Д. Да.
– Нет
Мнения могут разные, так как вопрос Что?, а обозначают слова не предметы.
Один из учеников открывает второй конверт Знайки и читает подсказку.
– Существительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, события, состояние человека.
– Что вы теперь скажете о словах Незнайки?
Д. Это имена существительные.
У. А теперь задание такое. Прочитайте
слова, записанные на доске, и разделите их на три
группы. Первая группа–явления природы, вторая
группа–события, третья группа–состояние.
На доске:
Праздник, конкурс, радость, снег, перемена, грусть, счастье, гром, веселье, жара, дождь, урок, здоровье, град, болезнь, молния каникулы. |
В результате на доске появляется запись.
На доске:
Явления природы (что?): снег, дождь, град, гром,
молния, жара. События (что?): праздник, конкурс, урок, каникулы, перемена. Состояние (что?): радость, грусть, счастье, веселье, болезнь, здоровье. |
– Допишите самостоятельно по три слова в каждую группу..
Дети выполняют задание.
– Что нового узнали о существительных из этого упражнения?
Д. Существительные могут обозначать
явления природы, события, состояние человека.
У. Это и будет второй этаж нашего дома.
Учитель вывешивает на доску вторую табличку-этаж.
Явления природы События Состояние человека |
– У Знайки тоже есть интересное сообщение из научных книг(справочника) о существительном.
Один из учеников открывает третий конверт Знайки и читает.
– Имя существительное – самая большая часть нашей речи. Почти каждое второе слово в ней – имя существительное.
– Значит, существительные есть почти в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы запоминайте существительные, потом их назовите.
Учитель читает стихотворение Л .Вышеславского «В лесу с определителем».
Всё в мире названо.
Всё – от комочков пыли
До комьев огненных – далёко от Земли.
Мы всех зверей и птиц
Давно определили,
Давным-давно всех раб
Словами подсекли.
Насыщен жизнью лес.
В него вхожу я снова.
Такая тьма чудес,
А между тем
Любой цветок поименован,
И водянистый мох,
И жёсткая трава.
Дети называют услышанные существительные, если ошибаются, учитель их поправляет.
4. Физкультминутка
– Если я произнесу одушевлённые имена существительные надо присесть. Если я назову неодушевлённые имена существительные надо встать.
Слова: дождь, трава, небо, девочка, солнце, стол, мальчик, яблоко, ученица, урожай, ветер, синица.
5. Работа по учебнику (упр.69. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. Укажи имена существительные в тексте, поставь к ним вопросы).
6. Тема урока (продолжение)
У. А что же в третьем конверте Незнайки?
Вызванный ученик вынимает листочки.
– Они есть у каждого из вас на парте. Среди множества букв спрятались слова. Найдите их и подчеркните.
У детей на партах карточки двух вариантов (без подчеркивания)
Лисажденолоааидикенгуруждабарсуканда
Лосьенаклитундрослонушкникмомедведьянимка
– Прочитайте слова, которые нашли. Что вы
можете сказать?
Д. Это названия животных.
– Это существительные.
– Отвечают на вопрос кто?
У. Можно ли к этим словам поставить
вопрос что?
Д. Нет.
У. Почему? Докажите.
Д. Они обозначают живые предметы,
поэтому ставим вопрос Кто?, а не Что?
У. Правильно. Это одушевленные
существительные, они отвечают на вопрос Кто? и
обозначают живые предметы. А вы что можете
сказать о существительных, отвечающих на вопрос
Что?
Д. Они называют неживые предметы, они
неодушевленные.
У. Молодцы. Догадались. Вот ещё один этаж
нашего дома.
Учитель вывешивает третий плакат-этаж.
|
– Допишите по три слова в два столбика. Слова первого столбика должны отвечать на вопрос Кто?, слова второго столбика – на вопрос Что? Составьте предложение с одним из существительных.
Дети выполняют задания.
– Запишите в тетради любое предложение, которое вам понравилось, или свое, подчеркните существительные.
7. Итог урока
У. Молодцы, вы ответили на все вопросы Незнайки. Урок подходит к концу. Что нового узнали на уроке? Что особенно понравилось?
Ответы детей.
– Сегодня мы очень хорошо поработали с помощью Незнайки, Знайки и, конечно, с вашей помощью, построили дом для имени существительного. Кто из вас всё понял, но затрудняется объяснить? Не расстраивайтесь! На следующих уроках мы будем подробнее знакомиться с именами существительными, и вы обязательно всё усвоите!
8. Домашнее задание
У. Дома понаблюдайте за различными предметами и принесите в класс существительные – их названия. Мы поработаем с этими словами.