Цель урока: Духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи урока:
- Развить представления учащихся о фундаментальных духовно-нравственных категориях: добре и зле.
- Поразмышлять над вечной проблемой: «Как победить зло?»
- Развивать умение вести дискуссию.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методические приемы: фронтальная работа, работа в группах.
Эпиграф к уроку: Добрый человек из тайников доброго сердца выносит добро, а злой – зло, ибо уста человека говорят о том, что переполняет его сердце. / Иисус Христос/
Оформление: портреты Иисуса Христа, Л.Н. Толстого, Конфуция, Библия, роман «Война и мир», целесообразно сопровождение работы на уроке предварительно подготовленной учителем на основе имеющихся ресурсов компьютерной презентацией.
Оборудование:
1. вариант: Компьютер, проектор, экран.
2. вариант: Урок проходит как обычный без
применения информационных технологий.
Литература: Л.Н. Боголюбов. Учебник. Введение в обществознание. 8-9 классы, С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка, В.И. Сухомлинский. Хрестоматия по этике, Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Начало урока
II. Актуализация темы и цели урока
Учитель: У каждой науки есть свои особые слова, понятия, с помощью которых она раскрывает свое содержание: в математике – плюсы и минусы, в физике – электроны, в химии – молекулы. Есть свои особые слова и в этике. Самыми важными из них являются понятия добра и зла. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Это вечные вопросы. Вся мировая культура, вся мировая литература – это попытка ответить, что есть добро, а что зло. Свой ответ на эти вопросы дают и мировые религии: христианство, ислам, буддизм.
Учитель: Люди пытаются победить зло, и свои «рецепты», как победить зло, дают великие философы (Конфуций), писатели (Л.Н. Толстой), политики. И мы сегодня с вами попытаемся найти ответ на этот вечный вопрос: «Как победить зло на Земле?»
III. Новый материал. Беседа с классом
– Как вы понимаете, что такое добро? (Ответы учащихся)
Учитель обобщает ответы учащихся: В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, желания, надежды – наше стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению человека. Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Д.С. Лихачев, российский ученый, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал: «Добро – прежде всего – счастье всех людей». Филолог Ожегов С.И. в «Толковом словаре» дает такое определение: Добро – все положительное, хорошее, полезное. Это моральный смысл слова «добро», но оно может иметь и другие значения.
– Какие еще значения слова «добро» вам известны? (Ответы учащихся)
Учитель: Так мы называем вещи – «свое добро», «чужое добро». Этим словом мы можем обозначить качество какой-нибудь вещи, или деятельности: добрый стол, добрая воля, добрая работа.
– Как в русском языке называют слова, имеющие несколько значений? (Ответы учащихся)
Учитель: Если вдуматься, все различные
значения понятия «добро» имеют общее
происхождение, очень близки друг к другу и, в
конечном счете, обозначают что-то хорошее для
человека.
– А что такое зло? (Ответы учащихся)
Учитель подводит итог высказанным мнениям: Все, что противоположно добру, есть зло. В понятие зла вложены представления о безнравственном, недобром. Зло охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство… Зло находится там, где человека оскорбляют, унижают. Ожегов С.И. дает такое определение:
Зло – 1). Нечто дурное, вредное. 2).
Беда, несчастье, неприятность. 3). Досада, злость.
Нужно помнить о том, что зло очень коварно, и, как
правило, не выступает от своего имени, не кричит:
«Я – зло!» Напротив, оно очень часто прикрывается
маской добра. Поэтому следует хорошо разбираться
в людях, чтобы отличать добро от зла. Сейчас мы
постараемся с вами в этом разобраться.
IV. Работа в группах
1-2 группы – из десяти положительных качеств выбрать только три, которые являются основными для доброго человека. Вторая группа или соглашается с мнением первой группы или высказывает свое мнение.
3-4 группы – из десяти отрицательных качеств выбрать только три, которые характеризуют злого человека. Четвертая группа или соглашается с мнением третьей группы или высказывает свое мнение.
Слова учителя: Ожегов С.И. дает
такое определение: Добрый – делающий
добро другим людям, отзывчивый, а также
выражающий эти качества. Несущий благо, добро,
благополучие.
Злой – заключающий в себе зло. Полный
злобы, злости.
Добрый человек Злой человек
Отзывчивый
жадный
Честный
жестокий
Справедливый
хитрый
Гуманный
вспыльчивый
Щедрый
завистливый
Веселый
мстительный
Вежливый
агрессивный
Владеющий
собой
трусливый
Заботливый
хвастливый
Спокойный
лживый
Одновременно с этим два ученика работают у доски, подбирая слова с корнем:
1. Добро – (добровольный, добродушный…)
2. Зло – (зловещий, злопамятный…)
– Как в русском языке называются слова, имеющие одинаковый корень? (Ответы учащихся)
Учитель: Добро и зло – категории
относительные. Не бывает добра и зла абсолютного,
одного для всех. То, что для одних является
добром, для других может оказаться злом. Чтобы вы
почувствовали, как порой бывает трудно
разобраться, где добро, а где зло, я расскажу вам
сюжет одной старинной повести.
«Это произошло давно, в средневековой Испании.
Богатый человек нашел маленького бездомного
мальчика, пожалел его и взял к себе в замок.
Мальчик стал приемным сыном этого человека и
сводным братом его родной дочери. Дети выросли и
горячо полюбили друг друга. Но отец, узнав об их
чувствах, прогнал юношу из замка: ведь он был
неровней его дочери по происхождению и
богатству. А вскоре с девушкой случилась беда: ее
выкрал итальянский монах – иезуит, старый
развратник, пожелавший позабавиться с очередной
своей жертвой. Бедная девушка была на грани
безумия, день и ночь молила Бога спасти ее от
унизительного бесчестия. А честь и достоинство
ценились девушкой выше самой жизни. Юноша, узнав,
где находится возлюбленная, проник в дом
похитителя, нашел ее, и они решили бежать, но были
обнаружены и окружены. Положение их стало
безнадежным. И тогда, чтобы спасти честь любимой
девушки, юноша закалывает ее кинжалом. Она
умирает. Его хватают и ведут на казнь. В толпе
одни называют его злодеем, а другие считают, что
он поступил правильно – спас возлюбленную от
бесчестия».
Как оценить поступок юноши? Порой бывает трудно
разобраться, где добро, а где зло.
Если вы сами захотите прочитать о судьбе
влюбленных, откройте драму М. Ю. Лермонтова
«Испанцы».
– А можете ли вы привести примеры
относительности добра и зла? (Ответы учащихся)
– Как вы думаете, почему одних людей называют
добренькими, а других – добрыми? Есть ли разница
в значении этих слов? (Ответы учащихся)
Учитель: Может быть, вам поможет разобраться в значении этих слов рассказ В. А. Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела».
«Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили
для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться
и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучки,
пошел дождь. В лесу в это время были трое
мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и
смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет
десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего
села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и
сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь.
Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и
жалостливые слова:
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду
среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою
рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику.
Красивыми бывают не красивые слова. Истинно
красивы только красивые дела».
– Кого из ребят можно назвать добреньким, а кого – добрым? (Ответы учащихся)
Учитель: Есть люди, о которых
окружающие говорят: «Хороший человек, добрый…»
Но если присмотреться повнимательнее, то можно
увидеть фальшь в поведении такого человека.
Почему? Вроде бы все есть: и мягкость в обращении,
и ласковый взгляд, и ободряющие слова в нужную
минуту, и ни одного слова поперек. И понимаешь,
что это вовсе не доброта, а равнодушие, скрытое за
добрыми словами и комплиментами. Вот поэтому
люди провели границу между человеком добреньким
и добрым. Хотя эти слова однокоренные. Доброе
дело – хлопотное. Тут одними словами не
отделаешься, надо действовать – в любую минуту
прийти на помощь, уметь пожертвовать своим ради
чужого. Добро действенно, активно, оно не может
быть пассивным, потому что пассивное добро – это
уже не добро…
Для того, чтобы быть добрым, человеку не нужно
делать что-то необычное, просто его дела должны
быть направлены на благо людей.
– Послушайте притчу (мудрый рассказ) о старательном дровосеке.
«Дровосек собирал хворост, его хвалили и хорошо платили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей». Смысл этой притчи в том, что человек всегда должен оценивать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло. Конечно, каждый из нас хочет встречать на своем жизненном пути только добрых людей.
– А сами мы всегда ли бываем добрыми? (Ответы
учащихся)
– Почему бывает трудно быть добрым? (Ответы
учащихся)
Учитель подводит итог высказанному учащимися: Доброта связана с материальными затратами, когда человек что-то отдает другому человеку, делится тем, что у него есть. Но самое главное – добрый человек делится своим душевным теплом, «отдает свою душу», сопереживает, сострадает, сочувствует человеку, у которого беда, старается ему помочь; подавляет в себе гнев, обиду, желание ответить на грубость грубостью. А это всегда требует от человека огромных усилий. У армянского народа есть такое выражение: «Возьму твою боль». Именно добрый человек берет на себя чужую боль, поэтому и трудно быть добрым.
– Как же так получается, что одни люди добрые, а другие – злые? Почему люди вырастают злыми? Кто в этом виноват: семья, школа, общество? Поразмышляйте. Выскажите свое мнение. (Ответы учащихся)
Учитель: Наверное каждый из вас прав потому что нет и не может быть однозначного ответа на этот вопрос. У разных людей есть свои версии причин.
– А как победить зло? Что нужно сделать, чтобы зла стало меньше? (Ответы учащихся)
Учитель: Иисус Христос учил: « Вы знаете, что было сказано: око за око и зуб за зуб. А я говорю вам: не сопротивляйтесь злому человеку, но если кто-нибудь ударит тебя по правой щеке, подставь ему и левую». Иисус Христос считал, что нельзя на зло отвечать злом, потому что это порождает еще большее зло. Пример: мальчик дернул девочку за косу, девочка ударила мальчика книгой по голове, он – ее в ответ, и завязалась драка. Разве не так порой происходит?
V. Творческое задание
– Кто-то спросил древнекитайского философа
Конфуция: «Возможно ли на зло отвечать добром?» «
А чем же тогда отвечать на добро?» – в свою
очередь спросил Конфуций.
Что же ответил Конфуций? По мысли Конфуция
предполагается, что на разные действия не может
быть одинаковый ответ. (Ответы учащихся)
Учитель: Конфуций ответил: « На зло следует отвечать справедливостью, а на добро – добром».
Пример: преступник совершил жестокое убийство, можно ли на его зло ответить добром, как учил Иисус Христос? (Ответы учащихся)
Учитель подводит итог: Конечно, нет, нужно ответить, как учил Конфуций – справедливостью. Кстати, это не противоречит учению Христа, который говорил, что каждому воздастся по его делам.
Учащимся предлагается задание:
– Каждый из нас с легкостью говорит о своих добрых делах, труднее с делами злыми. Кто из вас может сейчас рассказать о своем злом поступке, за который вам было стыдно? (Ответы учащихся, если они есть.)
– Если вы понимаете, говорите о своих злых делах, значит у вас есть возможность исправиться и больше не делать зла. Зла на Земле станет меньше только тогда, когда человек научится побеждать зло в самом себе, перестанет делать зло другим людям.
«Чтобы люди делали вам все то, что вы хотите, то же самое делайте и вы им».
(Нагорная проповедь Христа)
– Мы должны научиться делать добрые дела. Академик Д. С. Лихачев писал: «…быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Вот почему нужно начинать с себя». Не нужно ждать удобного момента, чтобы совершить доброе дело, добро можно творить всегда.
– Поэт Александр Яковлевич Яшин в своем стихотворении «Спешите делать добрые дела» так пишет об этом (читает наизусть ученик):
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил –
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»
бездомной бабушке в селе родном
я говорил, мол, так ее люблю,
что подрасту и сам срублю ей дом,
дров наготовлю,
хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
– Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» писал: «Зло на Земле торжествует потому, что злые и порочные люди объединены, и добрым порядочным людям, для того, чтобы победить зло, нужно сделать тоже самое» (т.е. объединиться, потому что добрых и порядочных людей на Земле неизмеримо больше). И тогда можно будет победить зло. Или нет?
VI. Обобщение: оценки за урок.
VII. Домашнее задание: совершить доброе дело, хотя бы маленькое.