Цели:
- Познакомиться с различными видами рыб, обитающих в водоемах нашего края;
- Развивать наблюдательность;
- Прививать любовь к природе, бережному отношению к ней.
Оформление:
- Музыка ХМАО
- Карта ХМАО – с выделенными реками (более ярко)
- «Береги и охраняй природу»- плакат
- Водоем для релаксации и рыбки для желаний
- Словари – толковые
Подготовка
- Дети предварительно работают группами:
1 группа – работает над рыбами;
2 группа – работает над сказками народа ХМАО.
Задания:
1-я группа:
- Какие животные относятся к классу рыб?
- По каким признакам рыбы отличаются от других животных?
- Какие рыбы водятся в водах ХМАО?
- Какие рыбы находятся под охраной?
- Каких рыб называют оседлыми и полупроходными?
- Приготовить рассказ о щуке и отношении коренных жителей к этой рыбе.
2-я группа:
- Найти и прочитать народные сказки ХМАО о рыбах.
- Нарисовать и подписать рыб к сказкам, которые прочитали.
- Приготовить инсценирование или пересказ сказки
- Оформить выставку книг
Оформление доски: 3 часть доски
Посмотрите вокруг,
Это – наша Земля
Здесь живем ты и я,
Здесь живут он, она
Берегите ее! Не губите ее!
И поймете тогда, как она дорога!
Или: Мой Север суров,
но края здесь богатые,
Рыбные здесь повсюду места.
Это важно, конечно, но главное –
Первозданная светлая их красота!
1-я часть – карта.
Середина – «Водоем желаний» (рыбки с желаниями приклеиваются)
Ход урока
Ведущий: Здравствуйте дети, здравствуйте уважаемые гости.
Вы на карту внимание обратите,
Округ наш на ней увидите.
Это – здесь наш дом
Мы на севере живем!
Ведущий: Вот он наш великий сибирский край, посмотрите, сколько же много рек и озер изображено на карте. И мы сегодня совершим путешествие на одну из великих рек нашего края. А на какую, вы узнаете по ходу нашего путешествия. Узнаем: чем же богата эта река. (Слайд № 1 – карта с выделенными реками). Приложение
Ученик:
Нам реки, озера знакомы
Любим мы край наш родной
Изучаем свои водоемы
И загадки природы родной.
Ведущий: (Слайд № 2 с Ханты, и словом сотыр-тал – тысяча лет) давным-давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Пришли в этот старинный край Ханты и Манси очень давно: может с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может итого больше. Суров был край, но очень богат. В те давние времена в нашем крае столько водилось всякой птицы, что шум да свист стоял от ее полета, в лесах зверья всякого полно. А в реках рыбы видимо – невидимо.
И рыболовство для коренного населения, проживающего на берегах рек и озер, являлось одним из главных и основных источников существования.
– А где же водится рыба? (В реке.)
– Отгадав, ребус вы узнаете название нашей великой реки. (Слайд 3 – оса рисунок + бь (сверху 2 запятые))
–Какая же великая река есть в нашем крае? (Обь.)
Ведущий: Итак, мы отправляемся на нашу великую реку Обь. А, чем же мы там будем заниматься, вы узнаете, отгадав загадку?
Блещет в речке чистой,
Спинкой серебристой. (Рыба.)
Ведущий: Верно, это рыба. Ну, а впрочем, нам пора на рыбалку детвора. Ну, а летом по реке. Мы б помчались в облазке, но а на дворе у нас зима и рыбачить мы будем в игре. (Слайд 3 – «облазок» – хантыйская лодка).
Игра «Рыбаки и рыбки». Кто больше поймает «рыбок» – лучший рыбак. (Музыка «Любитель рыболов», лучший рыболов получает медаль.)
Ведущий: Люди Севера – щедрые люди. У них существует такой обычай: делиться первою добычей со своими близкими друзьями.
Ученик:
У северян такой обычай
Делиться первою добычей.
Дай гостю лучший из кусков,
Второй кусок – для стариков.
Поверье древнее гласит:
Удача у того гостит,
Кто от людей ее не прячет
Поверьте мне, поверьте.
Делись, и будешь сам
Ведущий: А какой же рыбой мы можем поделиться с нашими друзьями, гостями после нашей рыбалки в реке Оби об этом нам расскажут ребята из первой группы. Им было дано такое задание: (Слайд с вопросами.)
Рассказ детей о рыбах
- Какие животные относятся к классу рыб?
- По каким признакам рыбы отличаются от других животных?
Рыбы – надкласс позвоночных, которые произошли и обитают в воде.
Рыбы – позвоночные животные. Наружный покров (кожа) имеет два слоя.
Признаки рыб: жабродышащие; челюстноротые; покрыты чешуей; имеют обтекаемую форму, парные и непарные плавники; температура тела непостоянная; сердце двухкамерное, один круг кровообращения; размножаются икрометанием, есть яйцеживородящие. По строению скелета: хрящевые и костистые.
Строение тела рыб отражает их приспособленность к жизни в воде. Тело разделено на голову туловище и хвост.
Парные конечности грудные и брюшные плавники.
Кожа рыб покрыта чешуей.
Ведущий: Кто знает, как выглядят чешуйки? На что они похожи? (Ответы.)
– Нарисуйте рыбе чешуйки.
– Одинакова ли по размеру чешуя разных видов рыб? (Ответы.)
– Сейчас мы с вами посмотрим в микроскоп, и узнаем, верны ли наши предположения о размерах чешуи.
– Одинакова ли по размеру чешуя разных видов рыб? (Нет.)
– Сегодня мы узнаем, каких рыб мы называем оседлыми и полупроходными.
- Каких рыб мы называем оседлыми?
- А каких полупроходными?
Оседлые рыбы – это те, кто остается на месте.
Оседлые рыбы – это рыбы, живущие и размножающиеся в водоеме одного типа. К ним относятся стерлядь, карась, щука, окунь, налим, елец, лещ, сосьвинская селедка или тугун.
Лещ – довольно оседлая рыба и обитает в богатых кормом водоемах, придерживается определенных излюбленных мест. При недостатке же кормовых объектов лещовые стаи вынуждены перемещаться на значительные расстояния.
Полупроходные рыбы – это те, которые большую часть жизни проводят в обской губе, где питаются и растут, на нерест же они поднимаются вверх по течению рек. Нерест в пресной обской воде. От проходных рыб отличаются тем, что не живут в воде с океанической соленостью и обычно не уходят далеко в море.
К полупроходным рыбам относятся щокур – это чир, осетр, сырок, нельма, вобла, и др. Многие полупроходные рыбы имеют промысловое значение.
- Какие рыбы водятся в водах ХМАО?
- Какие рыбы находятся под охраной?
В реках и озерах округа обитают 33 вида рыб, относящихся к 9 семействам. Промысловое значение имеют 19 видов. Это представители отряда осетрообразных (сибирская стерлядь и сибирский осетр), и отряда лососеобразных (таймень, нельма, ряпушка сибирская, тугун – это сельдь, пелядь – это сырок, сиг-пыжьян, чир – это щокур, муксун, хариус). Именно эти виды рыб закрепили за территорией округа славу деликатесного цеха страны. Но все, же доля сиговых рыб в уловах не превышает 30%.(Слайд № 7)
Остальные 70% приходятся на долю менее ценной, “соровой ” рыбы (язь, карась, плотва, налим, щука, ерш, окунь). Некоторые виды рыб, временами вынуждены жить в непроточных водоемах. Они довольствуются меньшим количеством кислорода и выдерживают значительные перепады температур. И они выживают в придонной стоячей и даже загрязненной воде. (Слайд № 5)
В самом застойном озере могут водиться рыбы, принадлежащие к очень хищным и весьма съедобным видам. Они спокойно живут при низком содержании кислорода в воде и высоких температурах, каких не каких не выдержали бы никакие другие виды. К этим рыбам относятся представители семейства щуковых и вездесущие окуни.
Основа населения большинства рек и озер Ханты-Мансийского автономного округа – карповые, окуневые рыбы и щука. Ценные лососевые, хариусовые, осетровые рыбы встречаются на ограниченной территории (в основном на Приполярном Урале и в пойме реки Оби) и все нуждаются в тех или иных мерах охраны из- за чрезмерного вылов. Многие виды нуждаются в занесении в Красную книгу (таймень, тугун, стерлядь, сибирский осетр), и до организации специализированных заказников, ограничений промысла.
Ведущий: Вы готовили рассказы о рыбах, а я вам приготовила загадки.
1. Тот рыбак, большой везун,
У кого в руках. (Муксун.)2. Охраняют днем и ночью,
Эту рыбу, между прочим (Нельма.)3. Есть названия, похожи,
У реки и рыбы тоже.
Эта рыба всем ценна –
Охраняема она,
начинается на о… (Осетр.)4. А вот вам еще
одна загадка.
Рыба редкая это – с…(Стерлядка.)5. Бывает творожным
Бывает и сладким,
А этот плавает
Без оглядки с.. (Сырок.)6. Приготовили рыбаки снедь,
И поймали в нее с… (Сельдь.)7. Название ее интересное,
И рыба сама полезная.
А первая буква такая,
У сказочной рыбы бывает. (Щокур – чир.)
(Слайд № 6) Приложение
Ведущий: В жизни ханты и манси рыба основной продут питания. Когда есть рыба, для ханты не так уж важно, есть ли хлеб, соль, сахар – то без чего мы не можем обойтись.
Рыба употреблялась в разных видах: свежая и мороженая (струганина), вареная, жареная на костре, вяленая, копченая и в пирогах запеченная.
И мы сейчас с вами отведаем «хул нянь» – пирог из рыбы, а что может нам попасть в пироге, мы узнаем из стихотворения М.Богатовой «Рыбаки».
Ханты встали раньше солнца –
Летом ночи нету.
И, потягиваясь сонно,
Обь влезала в невод.
Обь роняла украшенья
Осетров и нельм.Волочились будто бревна,
Щуки и налимы.
Стерлядь шла легко и ровно
Желтого налива.
Руки сильные у ханты.
Тонь к концу. И ловко
Круг на круге, как арканы,
На песок – веревка.
К людям по теченью.Бьет щурят зеленый ливень
По рыбачьей жажде.
Что улов идет великий,
Сердцем чует каждый.
Притонили,
Обь вздохнула
Мягко, с облегченьем,
Листья солнца протянулись
К людям по теченью.
Игра: «Пирог» (слайд № 7)
Ход: Нужно подойти вытянуть рыбу, назвать ее.
Ведущий: Пирог испечен из разных видов рыб и среди них есть рыбы, которые находятся под охраной.
– А какие рыбы находятся под охраной, мы узнаем, разгадав кроссворд, а из закрашенных квадратиков нужно составить слово.
Ведущий: Каких рыб вы отгадали? Назовите.
– Чем же ценны эти рыбы? Почему мы их охраняем? (Слайд № 6)
– Какое название рыбы составили? (Щука.) (Слайд)
Ученик: Рассказ о щуке. Щука и отношение коренных жителей к этой рыбе. Интересно, что у хантов щука считается существом недостойным даже рыбой называться.
Разговор в одном хантыйском поселке с рыбаками.
– Что много сегодня рыбы?
– Нет, сегодня что-то щука одна попадалась.
Но все же, щука относится к семейству самых свирепых хищников тихих вод. Тело щуки – удлиненно-брусковатое, с далеко выступающими вперед плоскими челюстями. Нижняя челюсть длиннее верхней. Рыба покрыта очень мелкой чешуей и большим количеством слизи, способствующей быстроте передвижения. Бока щуки имеют узоры в виде небольших беловато-желтоватых и темных пятен, хвостовой и спинной плавники – темные с черными прослойками. Цвет сильно варьирует: значение имеет возраст и местопребывание рыбы.
Щука обитает в разнотипных водоемах и отсутствует лишь в замкнутых, заморных озерах. Значительная часть улова щуки в Обь Иртышском бассейне, приходится на водоемы округа. На средней Оби в последнее время численность родившихся поколений ограничивается нефтяным загрязнением поймы. Щука обитает в разнотипных водоемах и отсутствует лишь в замкнутых, заморных озерах. Значительная часть улова щуки в Обь Иртышском бассейне приходится на водоемы округа. На средней Оби в последнее время численность родившихся поколений ограничивается нефтяным загрязнением поймы.
Интересно, какую скорость развивает щука в доли секунды во время своего броска на добычу? Кажется, это еще никому не удалось вычислить. И добычу она назад не выпустит, потому что зубы у нее растут вниз и внутрь. И заглатывать других она может даже, лежа в лодке. Это один из самых совершенных хищников. Но для людей она сама становится пищей, и употребляют ее в разных видах. Ханты мясо свежевыловленной щуки едят сырым. Щуки и мелкие щурогайки – обычная еда манси в летнее время на покосах. Закончив косить, вечерами неводят по старицам близ заливных лугов.
При разделке рыбы кишки разрезают вдоль и вычищают, их и внутренний жир хорошо добавить для навара в уху. Для варки щуку не чистят, делают лишь продольный надрез вдоль в мякоти спины. Ханты уху из щуки (в отличие, например, от ухи из окуней) не пьют. Считается, что у нее неприятный вкус. Манси уху из щуки едят, но добавляют в нее не только ягоды черемухи, но и листья – они дают почти такой, же привкус, как и ягоды, отбивая не слишком приятный запах щучьего навара, который бывает особенно тогда, когда рыба выловлена в старице. Такой отвар обязательно забеливают мукой. Щучью икру манси едят только вареной.
В современных поселках бытуют новые способы и рецепты приготовления этой рыбы – ее жарят в масле на сковородках, проворачивают мякоть на котлеты и тефтели, начинки в пироги. В современных блюдах также используют традиционные способы разделки этой рыбы, сказываются и старые пищевые пристрастия, например щучьи кишки не выбрасывают, а готовят в новых сочетаниях. Заготавливают щуку и для длительного хранения.
Ученик: (слайд № 9) Очень редко в невод или сеть попадается рогатая щука. Наросты в верхней части лба над глазами появляются у нее от старости. Такие щуки считаются священными. Настоящий лесной человек, дав клятву на носу священной щуки, от своего слова уже никогда не отступит.
Существует много поверий о щуке.
Орнамент – “челюсть щуки” часто украшает шубы – сахи мансийских женщин, живущих на среднем течении Сосьвы и Ляпина. (Слайд № 10).Это отголосок древних представлений о происхождении мансийских родов от щуки. Именно здесь женщины не едят эту рыбу.
У многих финно-угорских народов щучья челюсть и зубы считаются сильным талисманом, оберегом, например у коми мужчины сохраняли челюсти и зубы добытых щук и даже брали с собой на промысел. Челюсть щуки с острыми зубами иногда применяется в народной медицине – при головных болях щучьими зубами надавливают в область висков, повторяя древние приемы акупунктуры или иглоукалывания.
Рыба благодаря своим пищевым качествам всегда была основным рационом питания ханты, манси и русских старожилов.
Физминутка: Рыбки плавали, ныряли – движение руками в чистой, светленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, – движение плечиками.
То зароются в песке – движение руками.
Ведущий: Рассказ, о какой щуке мы услышали? (О волшебной.) Много разных поверий у народов ханты и манси, но не только щука встречается в рассказах и сказка народов ханты, но и другие рыбы.
Об этом нам расскажут ребята 2 группы. Им было дано такое задание: (слайд № 11)
Ребята из 2-й группы рассказывают о рыбах из сказок и показывают рисунки, инсценируют эпизод из сказки или пересказ отрывка.
Ученик: Мы прочитали сказки о рыбах и сделали к ним рисунки.
Очень часто встречаются в сказках такие рыбы: Щука, ерш, жирные язи, нежные муксуны, сладкие нельмы, налимы, а больше всего сказок о щуке.
Нежные муксуны, сладкие нельмы, налимы, а больше всего сказок о щуке.
И мы приготовили инсценированный отрывок из сказки «Щука и ерш».
Ведущий: С давних времен на Югорской земле хантов и манси. Вековой опыт использования природных богатств этими народами направлен на то, чтобы не навредить природе. Они брали от природы ровно столько, сколько необходимо для проживания. Берегут и охраняют ханты свои просторы. И мы с вами должны беречь и охранять нашу природу. (Слайд № 12)
Ученик:
Мы хозяева нашей природы
Мы ребята Югорской земли
Все земные богатства народа
Охранять мы надежно должны
Рыбы любят затоны речные
Птицы воздух, а звери леса
Нашу тундру, массивы лесные-
Это Югорская наша краса.
Ведущий: У вас на столах лежат рыбки, возьмите рыбку и запишите желание, может щука и наше желание исполнит. А после занятия поселим нашу рыбку в «водоем желаний», ведь в нем живет рогатая щука….
– Наше путешествие хочется закончить песней об охране не только рыб, но и всей нашей природы.
Песня «Раненая птица»
Раненая птица в руки не давалась
Раненая птица –птицей оставалась
Этот сон давнишний до сих пор мне снится
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В душу людям смотрят
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте, зря!
Ведь небо без птиц – не небо
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, есть у вас капканы
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно
И должно быть сердце. Сердце – человечье.
Припев: тот же.
Люди – человеки, страны и
народы
Мы теперь навечно, должники природы
Надо с этим долгом как-то расплатиться
Пусть расправит крылья раненая птица
Припев: тот же.
Ведущий: Давайте, и мы с вами будем беречь, и охранять природу своего края, соблюдать обычаи и традиции коренных жителей Севера.
Если вы сегодня узнали много интересного, полезного из нашего путешествия, то возьмите рыбку и поселите ее в наш водоем.
Всем спасибо.