Урок литературного чтения в 1-м классе "С.В. Михалков «Мой щенок»"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом: выделять главную мысль произведения, делить его на логически законченные части, озаглавливать их словами текста.
  2. Воспитывать любовь к животным, чуткое и бережное отношение к ним.

Оборудование:

  1. Выставка книг.
  2. Мультимедиа проектор.
  3. Презентация (см. Приложение).

I. Сообщение темы и цели урока.

1. Сегодня мы начинаем знакомится со стихами С.В. Михалкова.

Уже 60 лет он пишет стихи для детей. Это веселые стихи про дядю Степу, районного великана; про двух приятелей, у которых жили два ужа и два ежа; про хитрого сома и про упрямого мальчика Фому, который никому не верил.

Эти стихи всегда вызывают звонкий смех и живую радость ребят. Поэт любит детей. Он хочет, чтобы его стихи помогали детям весело жить, хорошо учиться, расти честными и мужественными.

(Портрет Михалкова – 1 слайд, выставка книг – 2 слайд)

2. А чтобы вы узнали, какое стихотворение С.В. Михалкова мы будем читать сегодня, отгадайте загадку:

Уши чуткие – торчком,
Хвост взлохмаченный – крючком.
У дверей она лежит,
Дом хозяйский сторожит.
(Собака.)

3. Беседа “Собака – друг человека.

– У кого дома есть собака? Как она породы?

– Для чего люди выводят разные породы собак?

(Служат на границе, охотничьи, собака-санитар, собака-пожарник, собака-пастух, собака-поводырь, водолаз, ездовая.)

(Собака – друг человека – 3, 4 слайды)

4. А мы сегодня прочитаем стихотворение про маленького щенка С.В. Михалков “Мой щенок”.

(5 слайд)

II. Новый материал.

1. Чтение стихотворения учителем (наизусть).

– Послушайте и подумайте: можно ли сказать, что девочка и щенок тоже были друзьями? Почему?

2. Словарная работа

жбан (рисунок) – экран

сбилась с ног

лежит пластом

(Словарь – 6 слайд)

3. Чтение стихотворения про себя по частям:

I ч.: – Почему девочка сбилась с ног?

– Как вы понимаете “сбилась с ног”?

II ч.: – Как вел себя щенок с самого утра?

– Как вы понимаете: “он увидел покрывало – покрываться нечем стало…”

– Что же самое главное в этой части? (Щенок расшалился.)

– А как автор пишет о шалостях щенка? (С юмором, ласково.)

– Откуда это видно?

III ч.: – Как девочка чувствует себя?

– Из каких слов это видно? Прочитайте

IV ч.: – Каким щенок вернулся домой? Почему?

– Как вы думаете, эта часть стихотворения смешная и грустная?

– Почему автор так рассказал о несчастье щенка, что нам и смешно и грустно?

V ч.: – Какой вопрос можно поставить к этой части?

4. Работа над выразительностью чтения.

I ч.: – Сейчас мы прочитаем это стихотворение снова, но прежде думайте: какие чувства испытывает девочка, которые вы постараетесь передать голосам.

(Горе, переживание, усталость).

– Какой темп чтения?

– Какие слова выделим голосом?

II ч.: – Какая интонация чтения во II части?

– Прочитайте, делая, паузы на запятых.

(2 ученика: кто лучше?)

III ч.: – Какие здесь предложения?

– А что мы должны показать голосом? (тревога)

IV ч.: – Что в этой части мы должны показать голосом? (испуг)

– Как выглядел щенок?

– Прочитайте (вполголоса) с интонацией перечисления.

V ч.: – Какой тембр и темп этой части?

– Прочитайте (хором) последние две строчки.

5. Самостоятельное чтение.

– Какой отрывок особенно понравился? (чтение вслух).

6. Работа с планом.

– Прочитайте план. Для его составления я вязла строки из стихотворения. В какой последовательности его нужно прочитать?

“Мой щенок лежит пластом”

“У меня пропал щенок”

“Не узнала я щенка”

“Два часа я горевала”

“В это утро очень рано”

(План – 7, 8 слайды) Приложение

– А в каком порядке история произошла на самом деле?

– Зачем С.В.М. написал именно так? (Заинтересовать.)

III. Итог урока.

  1. Как девочка относится к своему щенку?
  2. М/з “Пропала собака”.

IV. Домашнее задание.

  1. Подготовьте рассказ о том, как вы ухаживаете за ней, заботитесь.
  2. Научитесь выразительно читать, с. 133.

V. Рефлексия.