Цель:
- Совершенствовать навык чтения и умение работать с текстом: выделять главную мысль произведения, делить его на логически законченные части, озаглавливать их словами текста.
- Воспитывать любовь к животным, чуткое и бережное отношение к ним.
Оборудование:
- Выставка книг.
- Мультимедиа проектор.
- Презентация (см. Приложение).
I. Сообщение темы и цели урока.
1. Сегодня мы начинаем знакомится со стихами С.В. Михалкова.
Уже 60 лет он пишет стихи для детей. Это веселые стихи про дядю Степу, районного великана; про двух приятелей, у которых жили два ужа и два ежа; про хитрого сома и про упрямого мальчика Фому, который никому не верил.
Эти стихи всегда вызывают звонкий смех и живую радость ребят. Поэт любит детей. Он хочет, чтобы его стихи помогали детям весело жить, хорошо учиться, расти честными и мужественными.
(Портрет Михалкова – 1 слайд, выставка книг – 2 слайд)
2. А чтобы вы узнали, какое стихотворение С.В. Михалкова мы будем читать сегодня, отгадайте загадку:
Уши чуткие – торчком,
Хвост взлохмаченный – крючком.
У дверей она лежит,
Дом хозяйский сторожит.
(Собака.)
3. Беседа “Собака – друг человека.
– У кого дома есть собака? Как она породы?
– Для чего люди выводят разные породы собак?
(Служат на границе, охотничьи, собака-санитар, собака-пожарник, собака-пастух, собака-поводырь, водолаз, ездовая.)
(Собака – друг человека – 3, 4 слайды)
4. А мы сегодня прочитаем стихотворение про маленького щенка С.В. Михалков “Мой щенок”.
(5 слайд)
II. Новый материал.
1. Чтение стихотворения учителем (наизусть).
– Послушайте и подумайте: можно ли сказать, что девочка и щенок тоже были друзьями? Почему?
2. Словарная работа
жбан (рисунок) – экран
сбилась с ног
лежит пластом
(Словарь – 6 слайд)
3. Чтение стихотворения про себя по частям:
I ч.: – Почему девочка сбилась с ног?
– Как вы понимаете “сбилась с ног”?
II ч.: – Как вел себя щенок с самого утра?
– Как вы понимаете: “он увидел покрывало – покрываться нечем стало…”
– Что же самое главное в этой части? (Щенок расшалился.)
– А как автор пишет о шалостях щенка? (С юмором, ласково.)
– Откуда это видно?
III ч.: – Как девочка чувствует себя?
– Из каких слов это видно? Прочитайте
IV ч.: – Каким щенок вернулся домой? Почему?
– Как вы думаете, эта часть стихотворения смешная и грустная?
– Почему автор так рассказал о несчастье щенка, что нам и смешно и грустно?
V ч.: – Какой вопрос можно поставить к этой части?
4. Работа над выразительностью чтения.
I ч.: – Сейчас мы прочитаем это стихотворение снова, но прежде думайте: какие чувства испытывает девочка, которые вы постараетесь передать голосам.
(Горе, переживание, усталость).
– Какой темп чтения?
– Какие слова выделим голосом?
II ч.: – Какая интонация чтения во II части?
– Прочитайте, делая, паузы на запятых.
(2 ученика: кто лучше?)
III ч.: – Какие здесь предложения?
– А что мы должны показать голосом? (тревога)
IV ч.: – Что в этой части мы должны показать голосом? (испуг)
– Как выглядел щенок?
– Прочитайте (вполголоса) с интонацией перечисления.
V ч.: – Какой тембр и темп этой части?
– Прочитайте (хором) последние две строчки.
5. Самостоятельное чтение.
– Какой отрывок особенно понравился? (чтение вслух).
6. Работа с планом.
– Прочитайте план. Для его составления я вязла строки из стихотворения. В какой последовательности его нужно прочитать?
“Мой щенок лежит пластом”
“У меня пропал щенок”
“Не узнала я щенка”
“Два часа я горевала”
“В это утро очень рано”
(План – 7, 8 слайды) Приложение
– А в каком порядке история произошла на самом деле?
– Зачем С.В.М. написал именно так? (Заинтересовать.)
III. Итог урока.
- Как девочка относится к своему щенку?
- М/з “Пропала собака”.
IV. Домашнее задание.
- Подготовьте рассказ о том, как вы ухаживаете за ней, заботитесь.
- Научитесь выразительно читать, с. 133.
V. Рефлексия.