Цель урока:
Закрепить и обобщить знания детей о лесе, луге и пресном водоеме, как природном сообществе.
Задачи урока:
- Развивать познавательный интерес;
- Учить работать с дополнительной литературой, гербарием;
- Применять в работе ранее полученные знания;
- Учить рассуждать, делать выводы, выражать свои мысли.
Материалы и оборудование:
- физическая карта республики Хакасия;
- гербарий;
- иллюстрации представителей животного мира;
- кроссворд;
- названия станций;
- тексты загадок.
На доске эпиграф:
“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит, охранять Родину”. (М. Пришвин)
Учитель: В древности утверждали, что властительницей бесценных сокровищ зеленого царства была юная и очаровательная Флора. Ей охотно подчинялся весь зеленый мир – леса и рощи, сады и поля, луга и цветники. Человек крепко подружился с этим богатым и многообразным миром. Он любит и заботится о своих зеленых друзьях, а те в свою очередь, кормят и одевают человека, снабжают его лекарствами, украшают жизнь.
И сегодня мы с вами вспомним и поговорим о животном и растительном мире нашего края. А для этого мы отправляемся с вами в путешествие.
Наше путешествие начнем со станции
1. “Лесная” (на доску прикрепляется название станции).
Учитель: Это дерево не простое, а чудесное. Его волшебные листочки подскажут вам, какие деревья растут в нашем крае. (Макет дерева с листочками-загадками.)
Загадки:
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы
Сели на косицы. (Береза) (Показ гербария)
Ученик: Одно из самых красивых растений русского леса. Береза живет до 150 лет. Из бересты народные умельцы изготовляют красивые и полезные вещи для домашнего хозяйства.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
Ученик: Это дерево знакомо всем с детства. В еловом лесу даже в жаркий солнечный день всегда прохладно и сумрачно. Ель растет 150–200 лет.
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница.)
Ученик: Королевой сибирских лесов называют лиственницу. Осенью золотые хвоинки, как листья, падают на землю. Древесина этого дерева не знает износа. Древесина ее не гниет, а со временем становится все тверже и как бы каменеет. Живет лиственница 300–500 лет.
Учитель: О каком дереве идет речь? “Ствол ее высокий, стройный, без веток внизу и в середине. И лишь на самом верху ветки образуют небольшую крону, которые не мешают солнечным лучам проходить до самой земли. (Сосна.)
Ученик: Живет сосна до 400 лет. Выносит 40 градусов мороза и такую же жару. Воздух сосновых боров исцеляет больных и ослабленных людей.
Учитель: Но только ли деревья растут в лесу? (Схема ярусов.)
Ученик: Лесная растительность широко распространена по склонам хребтов Западного Саяна и Кузнецкого нагорья. Небольшие площади лесов встречаются в Минусинской котловине. Лесная растительность занимает почти половину территории Хакасии. (Показ на карте.)
Учитель: Но леса были бы пусты без птичьего шума или осторожных шагов зверей.
– Какие же животные и птицы встречаются в лесах нашего края?
Загадка:
Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
Чтение загадок на карточках детьми:
– Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает (филин) – показ
– Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока)
– У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)
Учитель: Подумайте, о ком этот текст: “Головка у этой птицы в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и крошки хлеба, и и вареные овощи. Но больше всего, она охотница до свежего несоленого сала.(Синица.)
– Где синицы вьют гнезда? (В дуплах деревьев.)
– Какую пользу приносят они? (Уничтожают жучков и личинок.)
Ученик: К нам поступила жалоба:
– “Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо.” (Сова.)
Ребус:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)На овчарку он похож:
Что ни зуб-то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)Посмотрите-ка какая
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой.
Хвост пушистый и большой. (Лиса.)Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)Меньше тигра, больше кошки,
На ушах кисточки-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь.)
Учитель: А это кто, узнаете?
То рыжая, то серая, а названием белая. (Белка.)
Учитель: О каком зверьке здесь говорится? Как узнали?
– Сюда, под старый пень, он пришел под утро с “жиров”. Там, тревожно прислушиваясь, он обглодал молодые побеги ивы, осины, да на сеновозной дороге лакомился застрявшими под кустами пучками душистых травинок. Пожировав, он начал петлять. Потом отпрыгнул раз, другой в сторону, снова спетлял и залег под куст головой к ветру – уснул, не закрыв глаза. (Заяц.)
Вывод. Лес – одно из прекраснейших и полезных созданий природы. Трудно даже перечислить все незаменимые и разнообразные дары, какие он дает человеку.
А что для вас лес?
(Ответы детей)
Учитель: Название следующей станции вы узнаете, отгадав загадку:
Мы по ковру с тобой идем,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал. (Луг.)
2. Следующая станция “Луговая”
Учитель: На лугу может быть также интересно, как и в лесу. Нужно лишь уметь замечать все красивое и удивительное.
– На лугу растут только… (дети помогают) травянистые растения. Присмотримся к ним (показ с комментированием некоторых травянистых растений луга).
– Крупные животные на лугу не живут. Почему?
Зато мелких животных множество.
Загадка:
С ветки на ветку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка. (Кузнечик.)
Учитель: Насекомые луга являются пищей для птиц, которые здесь находят не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнезда, выращивают птенцов. Это перепела, коростели, трясогузки. Перепел и коростель (показ иллюстраций) взлетают редко, в основном бегают по земле. Легко узнать и трясогузку(иллюстрация): она постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила свое название.
Ученик: Жалоба: “Сама знаю, что не красавица я, окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая”. (Жаба.)
– Одна жаба сохранит от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – они исчезнут.
Учитель: Как человек использует луга? (Пастбища.)
Луга – украшают родной край. Пройдись по лугу в теплый, солнечный день, полюбуйся цветами, бабочками, послушай чудесное гудение шмелей, пчел. И ты поймешь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.
3. Мы приближаемся с вами к станции “Полевая”.
Учитель:
– Необозримы поля, засеянные рожью, пшеницей, овсом, ячменем. (Показ гербария.)
– Как называются все эти растения? (культурные) Почему?
– Кроме зерновых, на полях выращивают и овощные культуры. (Показ.)
– Живут на полях и мелкие зверьки: мыши, суслики.
– Мы отправляемся с вами дальше и приближаемся к следующей станции:
Загадка:
Посреди поля
Лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зеленая. (Озеро.)Все обходят это место
Здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. (Болото.)
4. Станция называется “Водоемы”. И сразу же мы встречаем ее обитателей (сообщение детей об обитателях водоема).
Загадка:
Скачет зверюшка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.) – (Сообщения детей)
А это чудесное растение (показ) – украшение водоемов. (Кувшинка.)
Обобщение.
Итог: чтение эпиграфа к началу урока.