Задача: сформировать у детей представление о человеке-поэте С.Есенине.
Цель:
- Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина “Пороша”; наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя; учить анализировать, сравнивать, формировать свою точку зрения;
- развивать художественно-образную речь, творческие способности;
- формировать нравственно-эстетическое отношение к природе; воспитывать культуру чтения.
Оборудование: портрет С.Есенина, диск с записью стихотворения, иллюстрация к стихотворению, карточки со словарными словами.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа (слово учителя).
Сегодня мы начинаем знакомство с лирикой С.Есенина. Сергей Александрович Есенин великий русский поэт начало ХХ века. Родился С.Есенин 21 сентября 1895 года, под Рязанью, в селе Константинове, в крестьянской семье. Стихи начал писать рано, 9-ти лет, но сознательное творчество пришло к 16–17 годам. Крестьянскому труду, природе родного Рязанского края посвящены многие произведения поэта, за что его называют Певцом русской природы.
Любовь Есенина к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Есенин воспринимает природу не как нечто отдельное от людей, а как состоящее в прямом родстве, живущее одной жизнью с ними. И именно поэтому эпиграфом к его стихам и поэма по праву считают строки Есенина:
“Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек”.
3. Сообщения темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.Есенина “Пороша”, а наблюдая за чувствами, переживаниями попытаемся нарисовать образ лирического героя.
– Как вы понимаете значение слова “Пороша”?
– Сейчас вы прослушаете стихотворение в исполнение мастера слова. Подумайте, почему поэт назвал его “Пороша”? Слушайте внимательно, определите какой темп, тон стихотворения?
4. Прослушивание стихотворения (запись)
– Понравилось ли вам стихотворение? Почему поэт назвал его “Пороша”?
– Какой темп тон чтения?
5. Анализ стихотворения. Наблюдения за развитием чувств и переживаний лирического героя.
– Почему автор начинает стихотворение с двух коротких (в одно слово) предложений? (Он говорит, о себе он участник этого путешествия, поэт – путник). Так кто же лирический герой этого стихотворения? (С.Есенин.)
– Чтобы точнее представить картину, описанную поэтом, давайте вчитаемся и поразмышляем. Следите за чувствами лирического героя.
– Прочитайте 1-ю строфу.
– Когда скачет лошадь, обычно говорят, что слышен стук копыт. Почему поэт написал: “Слышны звоны под копытом”?
– Что нарушило тишину зимнего леса?
– Каким мы видим лирического героя? Какие чувства он испытывает?
– Как характеризует это лирического героя? (Он наблюдательный, чуткий).
– Какие строки указывают на то, что в лесу кипит жизнь?
– А теперь вопрос для самых догадливых. А какое это время суток?
– А теперь закройте глаза и представьте себе: зимней заснеженный лес, вьется дорога, по которой скачет всадник; большая заснеженная поляна; перелетают и каркают вороны.
– Откройте глаза. Прочитайте 1-ю строфу стихотворения еще раз, попробуйте передать душевное состояние лирического героя, передать ритм скачки коня, тишину леса и крикливость ворон.
– Читаем 2-ю строфу.
– Что видит поэт вокруг себя?
– Что же это за “невидимка” заколдовавшая лес, погрузившая ее в “сказку сна”?
– Почему поэт говорит, что лес “дремлет”, а не “спит”?
– Что вам напоминает эта ситуация? (сказку) Верно, лес дремлет, как в сказочном царстве.
– Что это за “белая косынка”, которой “подвязалась сосна”?
– Какой прием здесь использует автор? (олицетворения) В чем секрет олицетворения?
– Да, всадник удивляется сосне – она подвязалась белой косынкой и похожа на человека.
– Изменились ли чувства, настроение нашего лирического героя? (Удивляется сосне, заинтересован, очарован лесом).
– Нарисуйте словесную картину.
– Прочитаем 2-ю строфу, передовая настроение поэта, очарованного лесом. Попробуйте показать голосом, как замедляется ритм скачки, конь переходит на шаг.
– Читаем 3-ю строфу.
– С кем сравнивает поэт сосну?
– С какой целью поэт использует сравнение?
– Как называется такое сравнение?
– В чем особенность метафоры в этой строфе? (Она похожа на загадку.)
– Нарисуйте словесный портрет сосны.
– Посмотрите, как изобразил сосну художник. Эта иллюстрация поможет ответить вам на вопросы.
– Как вы понимаете смысл слов: понагнулась? (наклонилась); оперлася (воспользовалась, как опорой, подпоркой); клюка (палка с кривым верхним концом для опоры при ходьбе).
– Прочитайте строки, в которых говорится о том, что жизнь в зимнем лесу продолжается.
– Объясните значение слов: Макушка (вершина чего– нибудь); Долбит (делает ударами углубление).
– Что теперь чувствует поэт? (Восхищен увиденным. Только тонко чувствующий и понимающий природу человек может так написать.)
– Таким образом, зима постоянно преподносит путнику сюрпризы, приоткрывает свои тайны, загадывает загадки.
– Закройте глаза, представьте: “Поэт продолжает любоваться сосной и удивляется ей, он немного жалеет ее, как пожалел бы старенькую бабушку. Но вот застучал по стволу дятел и разрушил задумчивое очарование”.
– Читаем еще раз эту строфу. Передайте восхищение и удивление поэта тому, что сосна похожа на старушку, пожалейте ее. Покажите переход от задумчивого состояния к активному. Покажите голосом, как дятел долбит ствол дерева, как ритмичны эти звуки.
6. Физминутка.
Не боимся мы пороши.
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит вам и нам.
По пороше побежали
И снежинкой полетали.
– Прочитайте 4-ю строфу.
– Объясните смысл слов в предложении: “Валит снег и стелет шаль”.
– Как вы понимаете значение слов: Валит (Падает); Стелет (Покрывает); Шаль (Большой вязаный или тканый платок.) В данном случае какой платок? (снежный).
– Замените эту строчку обычным описанием: Падает снег и покрывает землю снежным платком.
– Что изменилось в стихотворении? В его настроение? (Нет поэтичности, образности). Строки поэта богаче, ярче по содержанию.
– С чем поэт сравнивает дорогу? Почему?
– Объясните значение слов: Лента (длинная узкая полоса); Бесконечная (не прекращающаяся, очень длинная, не имеющая конца); Вдаль (далеко);
– Что ощущает наш лирический герой? (Ощущение свободы, простора, радости. Восприимчивый человек.)
– Простор и свобода не угнетают поэта, не заставляют его погрузиться в себя, почувствовать себя одиноким. Напротив, глубокое ощущение сопричастности любому изменению в природе делает его чуткое сердце еще более восприимчивым, наполняет его чувством радости и счастья.
– Закройте глаза, представьте: “И снова конь скачет, быстро мелькает лес по сторонам дороги уже некогда приглядываться к отдельным деревьям. Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная вдаль”.
– Прочитайте 4-ю строфу. Покажите быстрый ритм скачки, раздолье, простор дороги, ширь полей, Передайте ощущение поэта.
– Вы обратили внимание, что в стихотворении почти нет зимних красок, но зато много звуков? Найдите в тексте, из каких звуков складывается зимняя картина.
– Какой делает дорогу для поэта разнообразие звуков зимы? (Интересной, веселой.)
– Вернемся к нашему образу лирического героя. Что мы можем сказать о герое– поэте? (Выводы детей.)
– Вывод учителя: Поэт в образе лирического героя предстает верным сыном своей родины, восхищающимся ее “сказочными уголками”. Он не только представлял себя частицей природы, был полностью уверен, что растворен в ней.
– Разные люди ездят разными дорогами. Каждый находит что– то свое. И здесь много зависит от настроя человека на общение с природой, на открытость его сердца. Есенин, воспринимая так зимнюю дорогу, сумел очень живописно поделиться с нами своими впечатлениями.
7. Выразительное чтение всего стихотворения.
– Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, прочитаем выразительно все стихотворение.
А) Шипящее чтение.
Б) Прослушивание записи.
В) Выразительное чтение уч-ся.
Оценки за урок.
8. Итог урока.
– Подводя итог уроку, вернемся к нашему эпиграфу. (Прочитать хором.)
– Как вы думаете, соответствуют ли эти строки теме нашего урока? (Да, в стихотворении показана жизнь и красота природы, а человек участник ее жизни.)
– Через всю лирику Есенина проходит мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих чувств.
Домашнее задание:. Стихотворение наизусть, сделать к нему иллюстрации.
Спасибо за урок.