Урок–семинар по русскому языку в 4-м классе "Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Тема: Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения урока: урок-семинар.

Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.

Задачи:

  • Образовательные:
    • Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи.
    • Углубить знания учащихся о данной части речи.
    • Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  • Развивающие:
    • Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.
    • Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды.
    • Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению.
    • Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать у учащихся любовь к родному языку
    • Воспитывать гуманность и товарищество.
    • Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.

Форма организации учебной деятельности: групповая

Оборудование: толковые словари, карточки для учащихся с заданиями.

ХОД УРОКА

В уголке русского языка заранее даны вопросы и литература, которой дети могут воспользоваться при подготовке к уроку.

Вопросы:

1. Происхождение слова «прилагательное».
2. Роль имени прилагательного в речи.

  • Имя прилагательное – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?
  • Исследование.
  • Удивительные свойства русского имени прилагательного. Зависимость от имени существительного. Что это за свойства?
  • Многозначность имени прилагательного.
  • Имена прилагательные – синонимы.
  • Имена прилагательные чувства и цвета.

3. Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.

Литература: (дается детям)

1. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.
2. Даль В. Толковый словарь. – М.: Русский язык, 1989.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1990.
4. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Просвещение, 2000.

I. Вхождение в урок

Психологический настрой.

На фоне лирической музыки:
– Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните …
– Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
– Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
– Откроем рабочие тетрадки и запишем сегодняшнее число и месяц, покажем, где выполняется работа.

2. Сообщение цели и темы урока

На доске: «Имя прилагательное – самая чувственная, самая живая часть речи».

– Прочитайте слова и объясните смысл этих слов.

Работа по группам

Первая группа

Вопрос: Происхождение слова «прилагательное». Работа со словарями.

На первый вопрос отвечают учащиеся первой группы. Дети рассказывают, что «имя прилагательное» – часть речи, обозначающая признак (качество, цвет, свойство) предмета, обычно выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа, падежа и используемая в синтаксических функциях определения и сказуемого или его именной части. Во многих языках особенность прилагательных (или их части) – наличие степеней сравнения.
В словаре Даля это слово означает:
1. слово, признак;
2. часть речи, разряд слов, выражающих признак, качество, цвет, свойство.
Слово – исключительная способность человека выражать ярко мысли и чувства свои.

Вторая группа.

Вопрос: Роль имени прилагательного в речи.

  • Имя прилагательное – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?
  • Исследование.
  • Удивительные свойства русского имени прилагательного. Зависимость от имени существительного. Что это за свойства?
  • Многозначность имен прилагательных.
  • Имена прилагательные – синонимы.
  • Имена прилагательные чувства и цвета.

А на второй вопрос отвечают учащиеся второй группы.
Вначале они говорят о том, что имя прилагательное необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает признак. Имя прилагательное может выражать бесчисленное количество признаков, сопровождающих человека и его деятельность. Они «раскрашивают наш текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами. По частоте употребления имя прилагательное занимает третье место после имен существительных. Учащиеся проводят исследование по словарю и художественному тексту.
Дети предлагают товарищам поиграть, чтобы те убедились, как много можно подобрать имен прилагательных к одному только имени существительному.

ВСЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП

Задание 1. Подобрать как можно больше имен прилагательных к имени существительному. (2 минуты)

ЯБЛОКО

При проверке дети называют имя прилагательное, объясняют значение признака.

(КРАСНОЕ, НАЛИВНОЕ, БОЛЬШОЕ, РУМЯНОЕ, ЖЕЛТОЕ, МАЛЕНЬКОЕ, СЛАДКОЕ, ТВЕРДОЕ, СОЧНОЕ, И Т.Д.)

Вывод: Имя прилагательное «живёт» внутри имени существительного – это его собственный «домик». Основная «работа» имени прилагательного – обозначать, то есть «сообщать» признаки своего «домика». «Работать ему приходится много, потому что у любого, даже самого маленького предмета, масса всяких признаков и каждый из них положено обозначить.

Задание 2. Подобрать синонимы к словам:

Вежливый –
Горячий –
Дремучий –
Обыкновенный –

Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.

– Послушайте стихотворение-загадку К.И. Чуковского. Отгадайте ее и объясните лексическое значение слов (имен прилагательных):

Был белый дом,
Чудесный дом.
И что-то застучало в нем;
И он разбился; и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.

Задание 3. Спишите текст, исправляя ошибки. Определить у имен прилагательных род и падеж.

(Все учащиеся работают, затем идет обсуждение выполненной работы.)

Я в лесу весенний был.
Яркий солнце мне светил.
Ветер свежая играла.
Сердце радостно стучала.

– От чего зависит род и падеж имен прилагательных? Докажите.

3. Работа с классом

– Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.

Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него ________, __________ уши,________ хвост. Передние лапы ________, а задние _____________.
Шубка у зверька летом _________,а зимой __________. Морковь, _____________ капуста – любимые лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша. Зверёк всего боится.

– Спишите, выделите окончания имен прилагательных, определите число и род.

Взаимопроверка.

– Нас всюду окружают разные явления. Просыпаемся мы от заливистого звона будильника. В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам. А сколько удивительного в лесу!?
– Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

– Какую картину вы представили, расскажите.
– С помощью, какой части речи И. Бунину удалось передать картину осеннего леса?
– Найдите значение слов по толковому словарю (работа в группах)

1 группа – расписной
2 группа – багряный
3 группа – лиловый

– Спишите стихотворение, подчеркните имена прилагательные, обозначающие цвет.

4. Работа в группах

Вопрос: Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.

Далее 3 группа отвечает на третий вопрос о постоянных и непостоянных признаках имен прилагательных.

5. Практическая работа

– Из текста, записанного на доске, выписать словосочетания имен существительных с именем прилагательным, определить число, род, падеж имен прилагательных:

Первой вызвалась написать картину Зимушка – зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Снежной навесью украсила художница зимний лес. Тонким льдом покрыла зимушка речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки!

6. Итог урока

– Что необычного было на уроке?
– Что узнали нового?