Тема: Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Форма проведения урока: урок-семинар.
Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
- Образовательные:
- Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно употреблять их в речи.
- Углубить знания учащихся о данной части речи.
- Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
- Развивающие:
- Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.
- Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и явлений окружающей среды.
- Развивать умение работать в группе на основе доброжелательности и уважения к чужому мнению.
- Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
- Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся любовь к родному языку
- Воспитывать гуманность и товарищество.
- Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Оборудование: толковые словари, карточки для учащихся с заданиями.
ХОД УРОКА
В уголке русского языка заранее даны вопросы и литература, которой дети могут воспользоваться при подготовке к уроку.
Вопросы:
1. Происхождение слова «прилагательное».
2. Роль имени прилагательного в речи.
- Имя прилагательное – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?
- Исследование.
- Удивительные свойства русского имени прилагательного. Зависимость от имени существительного. Что это за свойства?
- Многозначность имени прилагательного.
- Имена прилагательные – синонимы.
- Имена прилагательные чувства и цвета.
3. Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.
Литература: (дается детям)
1. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.:
Просвещение, 1988.
2. Даль В. Толковый словарь. – М.: Русский язык, 1989.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский
язык, 1990.
4. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского
языка. – М.: Просвещение, 2000.
I. Вхождение в урок
Психологический настрой.
На фоне лирической музыки:
– Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы
улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо,
что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и
добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните …
– Выдохните вчерашнюю обиду, злобу,
беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя
свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных
лучей, чистоту рек.
– Я желаю вам хорошего настроения и бережного
отношения друг к другу.
– Откроем рабочие тетрадки и запишем
сегодняшнее число и месяц, покажем, где
выполняется работа.
2. Сообщение цели и темы урока
На доске: «Имя прилагательное – самая чувственная, самая живая часть речи».
– Прочитайте слова и объясните смысл этих слов.
Работа по группам
Первая группа
Вопрос: Происхождение слова «прилагательное». Работа со словарями.
На первый вопрос отвечают учащиеся первой
группы. Дети рассказывают, что «имя
прилагательное» – часть речи, обозначающая
признак (качество, цвет, свойство) предмета,
обычно выражающая это значение в грамматических
категориях рода, числа, падежа и используемая в
синтаксических функциях определения и
сказуемого или его именной части. Во многих
языках особенность прилагательных (или их части)
– наличие степеней сравнения.
В словаре Даля это слово означает:
1. слово, признак;
2. часть речи, разряд слов, выражающих признак,
качество, цвет, свойство.
Слово – исключительная способность человека
выражать ярко мысли и чувства свои.
Вторая группа.
Вопрос: Роль имени прилагательного в речи.
- Имя прилагательное – необыкновенная часть речи. Чем она необыкновенна?
- Исследование.
- Удивительные свойства русского имени прилагательного. Зависимость от имени существительного. Что это за свойства?
- Многозначность имен прилагательных.
- Имена прилагательные – синонимы.
- Имена прилагательные чувства и цвета.
А на второй вопрос отвечают учащиеся второй
группы.
Вначале они говорят о том, что имя прилагательное
необыкновенная часть речи. Необыкновенна она
тем, что обозначает признак. Имя прилагательное
может выражать бесчисленное количество
признаков, сопровождающих человека и его
деятельность. Они «раскрашивают наш текст,
помогают лучше представить картину,
нарисованную словами. По частоте употребления
имя прилагательное занимает третье место после
имен существительных. Учащиеся проводят
исследование по словарю и художественному
тексту.
Дети предлагают товарищам поиграть, чтобы те
убедились, как много можно подобрать имен
прилагательных к одному только имени
существительному.
ВСЕ ЗАДАНИЯ ВЫПОЛНЯЮТ УЧАЩИЕСЯ ВСЕХ ГРУПП
Задание 1. Подобрать как можно больше имен прилагательных к имени существительному. (2 минуты)
ЯБЛОКО
При проверке дети называют имя прилагательное, объясняют значение признака.
(КРАСНОЕ, НАЛИВНОЕ, БОЛЬШОЕ, РУМЯНОЕ, ЖЕЛТОЕ, МАЛЕНЬКОЕ, СЛАДКОЕ, ТВЕРДОЕ, СОЧНОЕ, И Т.Д.)
Вывод: Имя прилагательное «живёт» внутри имени существительного – это его собственный «домик». Основная «работа» имени прилагательного – обозначать, то есть «сообщать» признаки своего «домика». «Работать ему приходится много, потому что у любого, даже самого маленького предмета, масса всяких признаков и каждый из них положено обозначить.
Задание 2. Подобрать синонимы к словам:
Вежливый –
Горячий –
Дремучий –
Обыкновенный –
Вывод: чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли.
– Послушайте стихотворение-загадку К.И. Чуковского. Отгадайте ее и объясните лексическое значение слов (имен прилагательных):
Был белый дом,
Чудесный дом.
И что-то застучало в нем;
И он разбился; и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
Задание 3. Спишите текст, исправляя ошибки. Определить у имен прилагательных род и падеж.
(Все учащиеся работают, затем идет обсуждение выполненной работы.)
Я в лесу весенний был.
Яркий солнце мне светил.
Ветер свежая играла.
Сердце радостно стучала.
– От чего зависит род и падеж имен прилагательных? Докажите.
3. Работа с классом
– Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.
Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него ________, __________
уши,________ хвост. Передние лапы ________, а задние
_____________.
Шубка у зверька летом _________,а зимой __________.
Морковь, _____________ капуста – любимые лакомства
животного. А зимой и ____________ кора хороша. Зверёк
всего боится.
– Спишите, выделите окончания имен прилагательных, определите число и род.
Взаимопроверка.
– Нас всюду окружают разные явления.
Просыпаемся мы от заливистого звона будильника.
В дождливый день крупные капли барабанят по
крыше и по стеклам. А сколько удивительного в
лесу!?
– Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
– Какую картину вы представили, расскажите.
– С помощью, какой части речи И. Бунину удалось
передать картину осеннего леса?
– Найдите значение слов по толковому словарю
(работа в группах)
1 группа – расписной
2 группа – багряный
3 группа – лиловый
– Спишите стихотворение, подчеркните имена прилагательные, обозначающие цвет.
4. Работа в группах
Вопрос: Постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.
Далее 3 группа отвечает на третий вопрос о постоянных и непостоянных признаках имен прилагательных.
5. Практическая работа
– Из текста, записанного на доске, выписать словосочетания имен существительных с именем прилагательным, определить число, род, падеж имен прилагательных:
Первой вызвалась написать картину Зимушка – зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Снежной навесью украсила художница зимний лес. Тонким льдом покрыла зимушка речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки!
6. Итог урока
– Что необычного было на уроке?
– Что узнали нового?