Классный час "Курить или не курить?". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  1. Дать представление о вредном влиянии курения на организм человека.

  2. Формировать привычку здорового образа жизни.

Оборудование:

  1. Медицинский халат; эмблема с изображением красного креста и полумесяца.

  2. Мультимедийная установка. Презентация (см. Приложение).

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

Учитель. Сегодня мы продолжим вести разговор о нашем здоровье. Тему занятия вы попробуете определить, просмотрев видеозапись.

(Включается отрывок из мультфильма “Ну, погоди!”)

У. Почему Волку стало плохо?

У. Так о чем же мы с вами сегодня поговорим?

(Слайд 1. Приложение)

У. Верно, в конце занятия мы должны будем ответить вот на этот вопрос: “Курить или не курить?”

У. Я думаю, что у нас это получится, ведь занятие будет необычное. Урок-интервью. Знаете, что это такое? Вы сегодня будете брать интервью у доктора. Главное условие, начинать свои вопросы со слов-обращений.

(На доске: “ А не скажете ли Вы …”, “Скажите, пожалуйста …”,“ Будьте добры ответить …”,“А знаете ли Вы ответ на этот вопрос …”,“Я бы хотел узнать…”.)

У. А теперь закройте глаза, опустите голову.

(Учитель раздает вопросы и надевает белый халат. Ученику-помощнику прикалывается эмблема в виде красного креста и полумесяца.)

У. Представьте, что вы на пресс-конференции. В огромном зале много фотокорреспондентов, а среди них вы. Сегодня вы – участники конференции. Представили?! А теперь откройте глаза, приступаем к работе!

– Здравствуйте, товарищи корреспонденты! Перед вами доктор медицинских наук. Я занимаюсь проблемой курения уже несколько лет. Со мной пришел мой коллега – кандидат в доктора, чтобы поделиться своими открытиями в этой области. Иван уже написал “кандидатскую работу” на тему “Влияние курения на организм человека” и уже успешно защитил ее на заседании научного общества.

– Прошу вас задавать вопросы, интересующие вас по нашей теме, а мы постараемся ответить на них или разобраться все вместе.

(Дети начинают по порядку задавать вопросы, которые раздал им учитель.)

3. Работа по новой теме.

1-й ученик. Что входит в состав сигарет?

У. Думаю, на этот вопрос смогу ответить я. Внутри сигареты набиты табаком. А что такое табак? (Предположения детей.)

(Слайд 2)

У. Табак – это род однолетних и многолетних трав и кустарников семейства пасленовых. Выращивают табак в теплых странах, листья его высушивают, измельчают и заполняют им сигареты.

2-й ученик. Откуда появился табак и привычка курить?

У. На этот вопрос ответит мой помощник. Сообщение.

(Табак родом из Америки. В Европу табак привез Колумб. Очень скоро стало понятно, что это “открытие” Колумба таит огромную опасность для человека. Царские указы начала 17 века запрещали ввоз табака в Россию, но он все же проник за его пределы. И тогда стали применять разнообразные наказания для борьбы с курением. Например, при царе Михаиле Федоровиче замеченных в курении в первый раз наказывали 60-ю ударами палок по стопам, во второй – отрезанием носа или ушей; курить было запрещено под страхом смертной казни. Но в этой борьбе табак все же оказался победителем. Врачи ничего не могли противопоставить привычке курения. Причину тяги к курению ученые смогли найти только в середине 20 века. Они установили, что главный компонент табачного дыма – никотин, легко проникая в кровь, создает быстрое возбуждение и столь же быстрое привыкание.)

3-й ученик. Я бы хотел более подробно узнать, что такое никотин?

У. Я отвечу.

(Слайд 3)

У. Никотин – это яд. Даже 1 сигарета не безобидна для живого организма. Давайте решим задач. Подсчитано, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Сколько мг никотина может стать смертельной дозой для подростка? Вес подростка примерно 50 кг. (Ответ 50 мг).

(Слайд 4–5)

Вывод. Смерть может наступить, если подросток одномоментно выкурит полпачки сигарет.

4-й ученик. Можно ли по внешним признакам определить, что человек отравился никотином?

У. Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения Л.Н. Толстого “Детство. Отрочество. Юность”, а вы постарайтесь запомнить и назвать признаки отравления никотином.

“…Запах табака был приятен, но во рту было горько и дыхание захватывало. Однако, скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя дым. Скоро комната заполнилась голубоватыми облаками дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подпрыгивать, а во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкой в зеркало, как, к удивлению моему зашатался на ногах; комната пошла кругом, а , взглянув в зеркало, к которому с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что, вообразив себе, что трубка для меня смертельна мне показалось, что я умираю. Я серьезно испугался… и со страшной головной болью, ослабленный, долго лежал на диване”.

У. Назовите признаки отравления.

(Слайд 6)

У. И это только от затяжки одной порцией табака. А если доза будет чуть больше, начинающего курильщика может ожидать гораздо более тяжелое состояние и, возможно, даже смерть.

5-й ученик. Чем опасно курение?

У. Посмотрите на слайд. Какой орган изображен? (Слайд 7). Табачные яды заставляют сердце биться чаще, чем ему положено в норме.

(Слайд 8). Давайте решим задачу.

Сердце здорового человека бьется с частотой 70 ударов в минуту. Сердце курящего человека вынуждено делать на 10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за 1 час?

(Дети работают в группах).

У. Проверим. Ответ: 600 ударов. (Слайд 9).

У. Поскольку сердце курильщика изнашивается быстрее, оно более подвержено различным заболеваниям, поэтому курильщики живут меньше, чем некурящие.

У. Так же у курящих людей желтеют зубы и слезятся глаза. (Слайд 10).

– Но больше всего страдают легкие. Вот так выглядят здоровые легкие. А вот в сравнении легкие курильщика. (Слайды 11–12).

– Иван расскажет Случай из практики одного ученого.

“Один профессор показывал студентам на трупе легкие курильщика. Они были пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с присутствием настоящего угля. Разрезая такие легкие, нож страшно скрежетал, как будто бы натыкался на камни”.

6-й ученик. Так почему же люди начинают курить?

У. Попробуйте сначала предположить сами. (Дети работают в группах.)

(Из любопытства; подражание взрослым; казаться взрослым и самостоятельным; за компанию; не умение отказать).

У. Поделитесь своими соображениями.

– Предлагаю разыграть сценку. Вы внимательно следите за диалогом и потом скажете, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию?

(Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку).

1. Давай закурим!

2. Мне нельзя.

1. Почему?

2. Меня родители увидят.

1. А мы отойдем за угол.

2. Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.

1. Но ты же не умрешь от одной сигареты!

2. А я наши сигареты не курю.

1. У меня иностранные.

2. А я от спичек не прикуриваю.

1. А у меня зажигалка.

2. Меня родители увидят.

1. Мы пойдем в подвал.

2. (В замешательстве и не знает, что ответить).

У. Почему первому игроку удалось ввести в замешательство второго?

(Второй игрок не сумел отказать).

У. Давайте сейчас поиграем и поучимся делать отказ культурно и весомо.

(Игра “Давай прогуляем урок”. Дети предлагают прогулять урок, а учитель показывает способы отказа от такого предложения.)

(Слайд 13).

– Просто сказать: “Нет!” (Нет, я не буду прогуливать.)

– Отказать и объяснить. (Нет, я не хочу пропустить новые знания.)

– Предложить сделать взамен что-то другое. (А давай лучше после уроков сходим в кино.)

– Отказать и уйти. (Не хочу, я иду на урок.)

– Постараться объединиться с кем-нибудь того же мнения. (А мы с друзьями считаем, что пропускать уроки не прилично и вредно.)

У. А теперь вы попробуете отказать другому человеку закурить. Постарайтесь использовать разные способы отказа.

(Дети сначала работают в парах, а потом выступают).

7-й ученик. Теперь мы знаем, как курение опасно. Существуют ли тогда какие-либо запреты на курение?

У. На этот вопрос ответит мой помощник.

Ученик. В настоящее время широко развернулось движение против курения. 20 ноября считается днем борьбы с курением.

– А если бы вам предложили издать закон о запретах на курение, что бы вы предложили?

(Дети работают в группах).

(Варианты ответов: запретить курить в школах, транспорте; не рекламировать сигареты; не продавать сигареты подросткам; запретить курить при детях).

4. Подведение итогов занятия.

У. Время интервью подходит к концу. Я думаю, вы получили ответы на многие ваши вопросы, и теперь мы проверим, что вы запомнили.

(Слайд 14). Кроссворд.

  1. Что такое табак?

  2. Какая страна является родиной табака?

  3. Ядовитое вещество табачного дыма?

  4. Какой орган больше всего страдает от курения?

  5. Ответ на вопрос: “Давай покурим!”

У. Какая фраза получилась по горизонтали?

(Курить или нет).

– Вы уже готовы ответить на этот вопрос? Обоснуйте свой ответ.

– Берегите свое здоровье! Спасибо за работу. (Слайд 15. Приложение).