Цели:
- Учить использованию алгоритмического языка стрелок для записи линейных алгоритмов рисования симметричных изображений фигур и букв;
- Развивать алгоритмическое мышление;
- Формировать умение анализировать, сравнивать и выбирать оптимальное решение;
- Формировать умение составлять простейшие программы.
Оборудование:
- Интерактивная доска, проектор
- ПК
- Страницы Notebook. Приложение 1
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок начнем алгоритмом. Посмотрите, выполните его.
2. Разминка.
Какое слово лишнее в этом ряду? Алгоритм, исполнитель, симметрия, программа. (Симметрия.)
Давайте вспомним основные понятия:
Алгоритм, исполнитель, программа. Слово “симметрия” означает “соразмерность в расположении частей чего– нибудь или строгая правильность”. Если симметричную фигуру сложить пополам по оси симметрии, то ее части совпадут. Посмотрите на рисунки, выберите симметричные, проведите ось симметрии.
Сегодня к нам на урок заглянул герой книги “Остров сокровищ” капитан Флинт. Давайте попробуем найти его клад.
Задание 1.
Капитан Флинт зарыл клад в лабиринте на острове сокровищ. Карта лабиринта утеряна, но сохранилось симметричное изображение этой карты. Нарисуйте лабиринт и запишите линейный алгоритм: как пройти по лабиринту к тому месту, где зарыт клад.
(Один ребенок работает на интерактивной доске, остальные по цепочке диктуют ему линейный алгоритм.)
В кладе капитана Флинта оказались рисунки-задания. Составьте алгоритмы для исполнителя Колобка (на ПК). Но сначала повторим правила техники безопасности при работе на ПК.
- Располагайтесь перед компьютером так, чтобы экран монитора находился на расстоянии 50–70 см от глаз.
- Ноги ставьте на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.
- Сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула.
- Каждые 5 минут старайтесь отрывать взгляд от экрана и смотреть на что-нибудь, находящееся вдали.
3. Задание 2.
От лодки, на которой нужно вывезти сокровища капитана Флинта, после проделок злых передряг (обитательниц острова Сокровищ) осталось только отражение на воде. Разрушить злые чары Передряг можно только одним способом: нарисовать лодку, симметричное изображение которой осталось на воде, и записать линейный алгоритм, по которому исполнитель Колобок нарисует лодку.
(Один ученик рисует на интерактивной доске, второй – диктует алгоритм, остальные работают в учебнике-тетради).
4. Физминутка. Приложение 2, Приложение 3
5. Задание 3.
Лодка с сокровищами капитана Флинта никак не может отплыть от берега, т.к. прикована волшебными цепями к камню преткновений. Расколдовать лодку можно только одним способом: написать линейный алгоритм для слова, симметричного слову “Флинт”.
6. Задание 4.
Итак, мы смогли выполнить все задания капитана Флинта и вывезти клад с острова Сокровищ, при этом научились составлять линейные алгоритмы для симметричных изображений фигур. А кто знает автора книги “Остров сокровищ”?
Попробуйте расшифровать имя автора по алгоритму, представленному в виде схемы.
7. Подведение итогов урока.