Чрезвычайная ситуация природного происхождения "Наедине с морозом". 4-й класс

Разделы: ОБЖ

Класс: 4


Цель.

  1. Систематизировать знания о безопасных действиях при сильных морозах.
  2. Формировать умения действовать в случае пребывания на морозе.
  3. Учить оказывать первую помощь пострадавшему при обморожении.
  4. Воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности.

Оборудование:

  • аудиозапись для начала урока;
  • рисунки убежищ (снежная нора, иглу, яма, пещера, заслон от снега);
  • сюжеты из видеофильма “Два Мороза”;
  • карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

1. Организация.

2. Мотивационное начало.

Звучит запись.

Я мог умереть, когда перевернуло мой плот.
Я мог задохнуться от дыма во время пожара.
Я мог замерзнуть во время сильного мороза,
Но однажды, увидев смерть в лицо,
Я стал внимателен и очень осторожен.
Давайте не отдавать жизнь дешево!
Давайте учиться выживать!
Жизнь стоит того, чтобы бороться за каждую ее минуту.

Учитель:

– Никто из нас, к сожалению, не застрахован от несчастного случая, аварии, трагической случайности, словом каждый из нас может оказаться в чрезвычайной ситуации.

– Давайте, ребята, вспомним, что такое чрезвычайная ситуация?

– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?

(Пожары, землетрясения, цунами, лавины, кораблекрушения, авиакатастрофы и т. д.)

3. Определение чрезвычайной ситуации. Работа в группах.

(Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточку с заданием)

Задание: Определите произведение и какая ЧС описывается в нем.

1-я группа.

“Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко– далеко от подружек. Стала она аукать, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются”.

Русская народная сказка “Маша и медведь”, Маша заблудилась в лесу.

2-я группа.

“…Хозяйка и Василий,
Усатый старый кот,
Не скоро проводили
Соседей до ворот.
Словечко за словечком –
И снова разговор,
А дома перед печкой
Огонь прожег ковер.
Еще одно мгновенье –
И легкий огонек
Сосновые поленья
Окутал, обволок.
Взобрался по обоям,
Вскарабкался на стол,
И разлетелся роем
Золотокрылых пчел.
Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним,
И вдруг заголосили:
– Пожар! Горим! Горим!
С треском, щелканьем и громом
Встал огонь над новым домом,
Озирается кругом,
Машет красным рукавом”.

С.Я.Маршак “Кошкин дом”, пожар в помещении

3-я группа.

“Итак, я больше не думал ни о корабле, ни о вещах, которые на нем остались. Правда, после бури могло прибить к берегу кое– какие обломки. Так оно потом и случилось. Мои мысли теперь были всецело поглощены вопросам, как мне обезопасить себя от дикарей, если таковые окажутся, от зверей, если они водятся на острове. Я долго думал, каким способом достигнуть того и какое, мне лучше использовать жилье: выкопать ли пещеру или поставить палатку и хорошенько ее укрепить. В конце концов, я решил сделать и то и другое”.

Д. Дефо “Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”, кораблекрушение.

4-я группа.

Все быстрей порошу кружит
Карусель поющей вьюги.
В норы снежные от стужи
Позапрятались зверюги.
Наш Эдейка безутешный
Тоже юркнул в снег глубокий
И уснул во тьме кромешной,
Как волчонок одинокий,
И над ним все выше, выше
Наметала холмик вьюга….

Л. Лапцуй “Эдейка”, вьюга

– Кто поможет человеку, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации? (Прежде всего, он сам.)

4. Выход на тему.

– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной ЧС, а с какой именно вы должны догадаться сами, посмотрев сценку из русской народной сказки “ Морозко”.

(Заранее подготовленные дети инсценируют отрывок из этой сказки)

Автор: Сидит девушка под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по елкам потрескивает, с елки на елку поскакивает, пощелкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху ее спрашивает.

Морозко: Тепло ли тебе, девица?

Падчерица: Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Автор: Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает.

Морозко: Тепло ли тебе, девица? Тепло тебе, красная?

Автор: Она чуть дух переводит:

Падчерица: Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Автор: Морозко еще ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал.

Морозко: Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Автор: Девица окостеневать стала, чуть– чуть языком шевелит:

Падчерица: Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Автор: Тут Морозко сжалился над девицей, окутал ее теплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

– Догадались о какой ЧС говорится в этом отрывке? (О сильном морозе.)

5. Новая тема.

– Иногда случается, когда человек оказывается на морозе вдали от жилища. Это может произойти по разным причинам.

– Как вы думаете по каким?

(Сломали лыжу, далеко зашли от дома, заблудились и т. д.)

– А у нас бывают сильные морозы?

(Да, у нас морозы – частые гости.) Зима у нас продолжительная и суровая.)

– Как же нам поступать и как выжить, если мы вдруг оказались на сильном морозе и до жилища далеко? (Разные ответы детей.)

Сегодня на уроке мы будем учиться выживать в природных условиях наедине с сильным морозом.

– Как вы думаете, что происходит с человеком, когда он начинает замерзать?

(Появляется чувство страха и особенно оно проявляется, если человек один.)

– Как преодолеть эту главную опасность? (Надо успокоиться.)

– Для того чтобы успокоиться, достаточно, прикрыть глаза и медленно досчитать до 20.

– Далее необходимо провести аутотренинг.

(Аутотренинг показывает заранее подготовленный ученик.)

  • Я спокоен.
  • Я смогу преодолеть холод.
  • Мне уже становиться тепло.
  • Я сильный у меня все получится.

6. Мобилизация на активную деятельность.

– Страх, панику преодолели, а что же делать потом? Подскажет нам русская народная сказка “Два Мороза”. Давайте посмотрим отрывки из этого видеофильма.

(В первом отрывке учитель показывает как Мороз – Красный нос забрался в шубу, шапку, сапоги барину и чуть живого в городе из повозки отпустил. Во втором отрывке – как Мороз – Синий нос не мог справиться с мужиком потому, что он бежал за повозкой, дрова рубил, много работал.)

– Что же подсказала вам эта сказка?

– Что надо обязательно делать на морозе?

(Двигаться, играть в подвижные игры, выполнять какую-нибудь физическую работу.)

7. Физминутка.

– Сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мною несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться.

  1. Если мерзнут ноги, делайте широкие махи вперед– назад ногами.
  2. Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а также сжимайте и разжимайте пальцы рук.
  3. При обмерзании лица нужно вызвать прилив крови к лицу, для этого пройдите, сильно согнувшись вперед, или сделайте 10–15 глубоких наклонов.

8. Роль одежды при пребывании на морозе.

– Отчего же еще зависит выживание при низких температурах?

– Отгадайте эти загадки, а их отгадки будут вам подсказкой.

Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
(Шапка.)

Чтоб не мерзнуть пять ребят
В печке вязанной сидят.
(Варежка.)

Весь в шерсти, а кожи нет.
(Валенок.)

Два брата не могут расстаться:
Утром – в дорогу, ночью – к порогу.
(Сапоги.)

Зимой протянулся, а летом свернулся.
(Шарф.)

– Как это все называется? (Одежда и обувь.)

– Да, действительно, от одежды и обуви зависит многое.

Сейчас я предлагаю вам блиц-турнир.

  1. Какая ткань лучше всего сохраняет тепло? (Шерстяная.)
  2. Что лучше греет: комбинезон или 2– 3 свитера? (Свитера т. к. многослойная одежда лучше удерживает тепло.)
  3.  Сколько времени может удерживать тепло даже самая теплая одежда? (Полчаса.)
  4. 90% всех обморожений приходиться на нижние конечности, ноги. Почему?

(Слишком тесная обувь, обувь следует одевать большего размера, чтобы она налезала на 2 пары носков.)

  1. Какая одежда ведет к сильному охлаждению? (Влажная.)

9. Роль убежища при пребывании на морозе.

– Если вы остались в лесу в холодное время года, вам необходимо устроить убежище. Ночлегом или убежищем могут быть:

  1. Иглу – это убежище, построенное из кирпичей, нарезанных из снега.
  2. Заслон из снега.
  3. Яма, пещера в снегу
  4. Снежная нора.
  5. “Охотничий способ” – развести костер, прогреть землю, сдвинуть в сторону костер и, подстелив подручный материал, лечь.
  6. Если ничего не можете сделать, тогда сядьте на что-нибудь, повернувшись спиной к ветру.

Помните:

В любом укрытие закрытого типа не забудьте сделать небольшое отверстие.

10. Последствия пребывания на сильном морозе.

– Частые последствия длительного пребывания на сильном морозе – это обморожения.

Обморожения не вызывает боли, поэтому можно обморозиться не заметив этого.

В нашей местности морозы бывают достаточно сильные, поэтому случаи обморожения встречаются часто, особенно у детей.

Поэтому надо, прежде всего знать признаки обморожения. Давайте их назовем.

  1. Потеря чувствительности кожи.
  2. Появление на участке тела беловатого или сероватого оттенка.
  3. Мышечная слабость.
  4. Повышенная сонливость.

11. Действия при обморожении. Работа в группах.

(Ребята показывают и рассказывают, что они будут предпринимать при обморожении, информацию находят в учебнике.)

1-я группа – обморожение лица. (Приложить теплую ладонь на обмороженное место, нельзя растирать и массировать, прикладывать снег и лед, напоить горячим чаем.)

2-я группа – замерзли ноги. (Выполнить ранее разученные упражнения, поместить в теплое помещение, освободить ноги от обуви, чтобы поступало тепло.)

3-я группа – тяжелый случай холодовых поражений (изолировать от воздействия холода, снять с пострадавшего одежду, одев теплую или сухую, обогреть в ванной с температурой воды не более + 40 С, нельзя замерзшего человека усаживать близко к огню или отопительным приборам, обогрев должен быть постепенным и равномерным.)

4-я группа – замерзли руки. (Выполнить упражнения, которые усилят кровообращение рук, укутать руки теплым мягким бельем.)

12. Работа с пословицами.

– В давние времена люди не изучали разные ситуации, но, используя свой жизненный опыт неплохо их преодолевали и в виде пословиц, поговорок, сказок передавали это все следующему поколению.

– На доске записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу и определить чему она учит.

(Да не велит стоять Мороз невелик)
Мороз невелик, да стоять не велит.

(ленивого хватает, а перед за нос шапку снимает Мороз проворным)
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

(и железо рвет, Мороз птицу бьет и на лету )
Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет

(Два – мороз да вьюга друга.)
Два друга – мороз да вьюга.

13. Подведение итогов.

– С какой ЧС мы познакомились сегодня на уроке?

– Может ли возникнуть данная ситуация в нашей местности?

– Назовите способы, которые помогут преодолеть эту ситуацию.

– Закончите предложения:

Если человек еще дрожит от холода, значит, дело ……. (не так уж плохо).

Нельзя замерзшего человека усаживать……(близко к огню)

Выживание при низких температурах зависит от состояния…(одежды и обуви).

14. Выставление оценок с учетом работы в группах.

15. Домашнее задание. Дифференцированное.

Нарисовать убежище или сочинить сказку, описав в ней способы выживания при сильных морозах.

Человек способен выжить в любых самых трудных условиях, если он умеет грамотно и решительно действовать, быть спокойным и уравновешенным и если он обладает достаточными знаниями. Вот почему надо знать ЧС и способы их преодоления. А я желаю вам, чтобы вы никогда в жизни не подвергались этим ситуациям.

Литература

  1. В.П.Ситников. Что делать в чрезвычайных ситуациях.
  2. Журнал “Основы безопасности жизни”. 2003 г. № 1, 9.
  3. Учебник “Основы безопасности жизнедеятельности”. 2–4-е классы, авт. В.В.Поляков.
  4. Русская народная сказка “Морозко”.
  5. Программно-методические материалы. Основы безопасности жизнедеятельности. 1–11-е классы.
  6. В.Сюньков. ОБЖ в начальной школе.
  7. Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения.