Цель:
- Образовательная:
обеспечить усвоение учащимися знаний: об аллотропных модификациях углерода; о химических свойствах и применении углерода; о строении, свойствах и применении оксидов углерода (II), (IV) и угольной кислоты. - Воспитательная:
воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, дисциплинированности. - Развивающая:
развитие аналитико-синтезирующего мышления (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы), абстрактного мышления(умение применять знания на практике), познавательных умений (умения выполнять опыты), умений учебного труда (умений работать в должном темпе: читать, писать, конспектировать, заполнять таблицы), развитие умений владеть собой, действовать самостоятельно.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Оборудование:
- прибор для получения газов, заправленный кусочками мрамора;
- штатив с пробирками, пипетка, химические стаканы;
- картонный кружок для стакана;
- пробиркодержатель, спиртовка, спички.
Вещества: 10%-е растворы карбоната натрия и хлорида бария, 10% раствор соляной кислоты, известковая вода, раствор лакмуса, дистиллированная вода, минералы: гипс, каолин, известняк, кварц.
Ход урока
I. Организационный этап.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к учебным занятиям. Организация внимания.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Учитель выразительно читает стихотворение:
У него достоинств много есть
“Людям я совсем как брат.
Много тысяч лет назад,
Освещая интерьер
Первобытных их пещер,
Я уже пылал в костре.
И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд,
Что блистали при дворе…
Если мягким быть решу,
То в тетради я пишу,
Такова друзья природа
Элемента…(углерода)
Угадывая название элемента, учащиеся называют тему урока, учитель дополняет. Определяя, о каких простых веществах шла речь в стихотворении, учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. Учитель говорит о практической значимости нового материала, чем мотивирует учащихся к его усвоению. Учитель раздает учащимся модули и листы учета.
Модуль: Углерод и его соединения
УЭ | Учебный материал с указанием заданий. | Рекомендации по выполнению заданий. | ||||||||||||||||||
УЭ0 | Интегрирующая цель: В процессе работы над
заданиями вы должны:
– уметь применять знания для характеристики химического элемента по положению в Периодической системе; – изучить аллотропные модификации углерода; – изучить химические свойства и применение углерода; – изучить строение, свойства, получение и применение оксидов углерода II, IV; – изучить строение, свойства и применение угольной кислоты. |
В рабочих тетрадях запишите число и тему урока. Прочитайте интегрирующую цель |
||||||||||||||||||
УЭ1 | Подготовка к работе. Учитывая положение углерода в Периодической системе, ответьте на вопросы:
Правильные ответы на вопросы оцениваются по 1 баллу, кроме 6 и 7. |
Выполняйте письменно в рабочих тетрадях, используя
Периодическую систему. После выполнения взаимопроверка. Результаты занесите в лист учета. |
||||||||||||||||||
УЭ2 | Цель: Изучить аллотропные модификации
углерода. Внимательно прочитайте материал учебника и дополнительную информацию и выполните следующие задания. Учтите, что аллотропных модификаций углерода – четыре. Долгое время модификацией углерода считался аморфный углерод. Однако рентгеновским спектральным анализом у него было обнаружено строение графита (микроскопическая структура). Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:
Задание 2. Заполните таблицу. Важнейшие аллотропные модификации углерода.
За каждую правильно заполненную строчку по 5 баллов. |
При выполнении воспользуйтесь материалом учебника
“Химия” – 9 кл., § 19.10, с. 123–128 до “Оксиды углерода”. Работа в статической паре. Сверьтесь с алгоритмом ответов, проверьте себя и оцените. |
||||||||||||||||||
УЭ3 | Цель: Изучить химические свойства и
применение углерода. Прочитайте материал учебника и выполните задания. Задание 1. Выпишите в тетрадь химические свойства углерода и
докажите, что в данных реакциях углерод проявляет восстановительные
свойства. Во всех ли перечисленных реакциях углерод является только
восстановителем? Задание 2. Используя рисунок “Основные области применения углерода”, выпишите области применения углерода. (2 балла) |
Учебник “Химия” – 9 кл., таблица 19.4 стр. 134 сверьтесь с алгоритмом ответов. рис. 19.35 а, стр. 132 Оцените себя. |
||||||||||||||||||
УЭ4 | Цель: Изучить строение, свойства и
применение оксидов углерода. Задание: Изучив материал учебника, заполните таблицу. Сравнение строения и свойств оксидов углерода II и IV
За правильно заполненную таблицу 12 баллов Итак, СО2 – кислотный оксид! СО не является ни кислотным, ни основным оксидом, он не имеет соответствующих солей, поэтому его называют несолеобразующим оксидом, но он проявляет восстановительные свойства. |
Учебник “Химия” – 9 кл., стр. 128–129, таблица 19.4 стр. 134, рис. 19.35 б, стр. 133, 62 работа в статической паре. Сверьтесь с ответами на доске и оцените свою работу, результаты занесите в лист учета. |
||||||||||||||||||
УЭ5 | Цель: Изучить строение, свойства и
применение угольной кислоты. Изучите материал учебника и выполните задание. Задание: Ответьте письменно на вопросы: а) Почему молекулы угольной кислоты не существуют в свободном
виде и в водных растворах? (1 балл) Напишите уравнения реакций взаимодействия угольной кислоты и
гидроксида калия, от чего зависят продукты реакции? (4 балла) Проверьте правильность выполнения. Оцените себя. |
Учебник “Химия” – 9 кл., стр. 130–131, рис. 19.35 б, стр. 133. Индивидуально. Результаты занесите в лист учета. |
||||||||||||||||||
УЭ6 | Цель: Закрепить знания по данной теме,
выполнив следующие задания.
Вариант 1. Задание 1. В ряду веществ исключите “лишнее” вещество
и обоснуйте ваше решение: карбин, фуллерен, сажа.
Выберите пару веществ и напишите молекулярные уравнения Вариант 2. Задание 1. В ряду веществ исключите “лишнее” вещество
и обоснуйте ваше решение: алмаз, карбид, графит, карбин. |
Выполняйте письменно в тетрадях для контрольных
работ, не пользуясь никакой литературой и рабочей тетрадью.
Работу сдайте учителю. |
||||||||||||||||||
УЭ7 | Цель: Закрепить знания по данной теме,
выполнив практическую работу № 5. “Получение оксида углерода (IV) и
изучение его свойств”.
Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами. Выполняйте задания практической работы, соблюдая инструкцию учебника к данной практической работе. При возникновении вопросов обратитесь за помощью к учителю или лаборанту. |
Используйте материал учебника с. 228– 229. Оформляйте письменно в тетрадях для практических работ. Сдайте тетради на проверку учителю |
||||||||||||||||||
УЭ8 | Подведение итогов урока.
О – 48 – 50 баллов Меньше 40 баллов – неудовлетворительно.
Дифференцированное домашнее задание. О – Упражнение № 32 (10–16), учебник Химия – 9 Л.С.Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева. □ – Упражнение № 32, учебник Химия – 9 Л.С.Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева. – § 19.11 Σ пражнение № 32.“2” – § 19.11 Упражнение № 32 учебник Химия – 9 Л.С.Гузей, В.В.Сорокин, Р.П.Суровцева и записи в тетрадях. |
Лист учета Ф.И. ученика, класс.
№ учебного элемента | Задание 1. Число баллов |
Задание 2. Число баллов |
Итого |
УЭ1 | |||
УЭ2 | |||
УЭ3 | |||
УЭ4 | |||
УЭ5 |
III. Этап усвоения новых знаний.
Самостоятельная работа учащихся по выполнению модуля. Учитель консультирует, контролирует их работу. Учащиеся самостоятельно, используя алгоритм готовых ответов, проверяют себя по мере выполнения заданий модуля и учебных элементов, оценивают свою деятельность, заносят результат в лист контроля. После выполнения заданий пятого учебного элемента, изучив с помощью модуля данную тему, закрепляют, выполняя самостоятельную работу своего варианта.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Учащиеся переходят к выполнению седьмого учебного элемента – практической работе “Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств”.
Учитель вместе с лаборантом осуществляют контроль за соблюдением правил техники безопасности при выполнении практической работы.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
После выполнения практической работы учащиеся приступают к последнему учебному элементу (подводят итоги урока), оценивают свою работу, подсчитав суммарное число баллов, выставляют отметки в тетради и дневники, выбирают домашнее задание в зависимости от набранных баллов и записывают его в дневники. Учитель, если это необходимо, проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
VI. Рефлексия. Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии и сдают учителю.
Рефлексия – самоосознание себя в деятельности.
1. Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке? |
– не очень
важны □ – важные ○ – очень важны |
2. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания? |
– не
осознанные □ – осознанные ○ – глубокие |
3. С каким настроением ты изучал этот материал? |
– не
интересно вообще □ – не очень интересно ○ – было интересно |
4. Как оцениваешь свою деятельность? |
–
удовлетворительно □ – хорошо ○ – отлично |
5. Как оцениваешь деятельность партнера? |
–
удовлетворительно □ – хорошо ○ – отлично |