Цели:
- познакомить с понятиями: карта полушарий, параллели, меридианы, экватор;
- развивать умение высказывать предположение, находить доказательства, делать выводы, работать с учебником;
- развивать коммуникативные навыки через работу в группах, развивать кругозор учащихся.
Оборудование:
- Глобус;
- Слайдовая презентация;
- Фрагмент м/ф “Приключения Мюнхаузена”;
- Учебник по окружающему миру “Наша планета Земля”, часть 1
- Конверты с заданиями;
- Апельсины (кожура должна быть надрезана по “меридианам”);
- Эталоны решения кроссворда;
- Круги трех цветов(красного, зеленого и желтого).
Ход урока
Дети разбиты на 5 групп. У каждой группы на столах конверты с заданиями, апельсины.
На доске закрыты слова:
1. Организационный момент.
Физминутка
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал,
Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
2. Актуализация знаний.
Загадка.
Ночью на небе один
Золотится апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Месяц.)
– О чем будем говорить? (О звездном небе, о планетах, о солнечной системе.)
– У вас на партах лежат письма, необходимо прочитать их и определить, кем они были отправлены.
1 письмо
Я – светящийся раскаленный газовый шар, в центре температура достигает 15–20 миллионов градусов, самая близкая к Земле звезда, хотя расстояние до нее 150 миллионов километров. (Солнце.)
2 письмо
Я – третья планета от Солнца. У меня есть один спутник. Я единственная планета Солнечной системы на которой есть жизнь. Еще меня называют Зеленой планетой. (Земля.)
3 письмо
Я – спутник планеты. Вечером вы можете меня увидеть на небе. Я вращаюсь вокруг своей планеты, поэтому вы видите меня то полностью, то только краешек, в виде месяца. (Луна.)
4 письмо
Я – седьмая планета от Солнца. Моим именем римляне называли бога неба, женой которого была богиня земли – Гея. Я имею 15 спутников. (Уран)
5 письмо
Я – самая горячая планета во Вселенной. Температура моей поверхности может достигать до 450 градусов. Названа женским именем. В Древнем Риме я являлась богиней любви. У меня нет спутников. (Венера.)
На доске:
(Слайд. Приложение)
Солнце Земля Луна Уран Венера
– Что общего у этих слов?
(Эти слова обозначают названия небесных тел.)
– Какое слово лишнее и почему?
(Солнце – звезда, Луна – спутник)
– Какие планеты вы еще знаете?
– Хочу открыть название нашей планеты, но рассыпались буквы. Помогите собрать слова.
(Каждой команде выдается конверт с набором букв.)
лнпаета мЗлея (планета Земля)
– Почему слово Земля написано с большой буквы?
(Название планеты.)
Открыть слово:
– Что вы знаете о нашей планете?
(Шарообразная форма, вращается вокруг своей оси,…)
– Есть ли в классе предметы похожие на нашу Землю? (Глобус.)
– Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли) (Слайд.)
– Глобус – латинское слово, оно означает шар. Но это необычный шар. Чем глобус отличается от других шаров?
(На глобус нанесена карта.)
– Молодцы! Вы столько всего вспомнили. Подведем небольшой итог:
Мы вспомнили, что Земля – планета Солнечной … (системы), имеет форму … (шара), макетом нашей планеты является … (глобус.)
Вокруг Солнца парад планет,
Но такой, как Земля, больше нет.
Во Вселенной вместе со мной
Путешествует Шар Земной.
Включение в новую тему.
(Включается песня Мюнхаузена)
– Кем был Мюнхаузен? (Путешественник.)
– Кто такие путешественники?
(Путешественники – это люди, которые путешествуют.)
– Где можно путешествовать?
(Можно путешествовать по разным странам, по своему краю…)
– Все путешественники в дороге встречают различные препятствия и трудности. Как вы думаете, что им помогает преодолевать эти трудности?
(Смелость, дружба, песня, добрые слова.)
– А вы любите путешествовать? Где бы вы хотели побывать?
– Что нужно путешественникам, чтобы не заблудиться, чтобы найти правильный путь? (Карта.)
– Но у нас есть карта на глобусе.
Отправившись путешествовать, мы возьмем с собой глобус? (Нет.) А почему? А как же тогда быть? (Нужна карта удобная.)
– Но у нас такой карты нет.
– Не сразу у людей появились карты. Как вы думаете они шли к этому пути? А может и мы тоже попробуем? Давайте сами попытаемся сделать такую карту.
– Какая же тема нашего урока? (Карта.)
– Чему же должны сегодня научиться? (Сделать свою карту.)
Итак, тема урока: “Глобус и карта”
и
На этом уроке мы попробуем перенести карту с глобуса на плоскость.
Физминутка
4. Постановка проблемы.
– Нет ли у вас предмета, похожего на глобус? (Апельсин.)
Эксперимент
Давайте проведем эксперимент. Представьте, что апельсин – это глобус, а кожура – это карта, которая нанесена на глобусе. Попробуйте в командах перенести эту “карту” на листок. А я буду слушать ваши предположения.
Для удобства, я сделала надрезы на кожуре, чтобы вам удобнее было очищать наш “глобус” от карты.
Задание – очистить кожуру и попробовать сложить ее в виде карты.
(Обсуждение всех получившихся результатов с показом карт).
Вариант (Слайд. Приложение)
Полюса – карта мира по Птолемею XIII век
(Объяснить недостатки видов карт)
(Видны только полюса, остальных материков не видно)
Вариант (Слайд).
Сигменты глобуса немецкого путешественника и географа Мартина Бехайма XVI век
– Удобна ли карта?
(Прийти к данному виду:
3. Вариант (слайд)
– Видно ли всю карту, сушу на ней? Выходит, эта карта удобнее?
– Может эту форму можно положить в основу карты?
– Давайте сделаем вывод: какая форма нам больше подходит для перенесения карты на плоскость? Почему?
Откроем учебник и проверим, верен ли наш вывод.
(Учебник стр. 64)
Посмотреть на карту.
– Да, действительно мы с вами шли по верному пути, так же как и те люди, которые в древности работали над созданием карты. Поздравляю вас с открытием.
Физминутка (для глаз)
– После того, как мы с вами правильно вывели форму для карты, давайте узнаем, как же в дальнейшем ученые из этой формы создали удобную карту для пользования.
– В этом нам поможет статья из учебника на стр. 64–65.
Задание – внимательно прочитать учебник стр. 64–65.
4. Рефлексия.
– Как обычно изображают карту земного шара?
(В виде двух полушарий.)
(Слайд)
– Объяснить как получили карту полушарий.
– Ее так и назвали:
карта полушарий |
– А что из статьи узнали такого, о чем еще не говорилось на уроке?
(В учебнике говорилось о параллелях, меридианах, экваторе.)
– Найдите и прочитайте в учебнике, что такое
меридиан
параллель
экватор
Найдите эти линии на глобусе.
– В каком месте на поверхности Земли можно обнаружить расположение меридиана во время путешествия?
(Меридианов на поверхности Земли нет, т.к. это условные линии.)
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
– Ну, а теперь наступил момент для самостоятельной работы. Она у нас сегодня необычная, в виде кроссвордов. Кто закончит разгадывать кроссворд, для проверки на столе возьмет эталон (учебник стр.66 № 5, дополнительно стр. 66 № 3). (Слайд. Приложение)
6. Итог урока.
– Чему мы должны были научиться на уроке? (Переносить карту с глобуса на плоскость.)
– Получилась у нас карта, которую удобно брать с собой?
– Как называют такую карту? (Карта полушарий.)
– Как вы думаете, какая карта – на глобусе или карта полушарий – более точная? Ответ на этот вопрос вы расскажите мне на следующем уроке.
Для тех, кто захочет научиться определять “адрес” на карте и узнать, как иными словами называют параллели и меридианы, тот дома может прочитать урок “Для любознательных”, который называется “Адрес на карте”.
– Оцените свою работу на уроке. (Дети поднимают круг определенного цвета: зеленый – “Я все понял на уроке и могу рассказать маме”; желтый – “Мне необходимо уточнить кое-что”; красный – “Я ничего не понял на уроке”.)
А мне остается только поблагодарить всех за работу. (Слайд. Приложение)