Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
В наше время, когда в сознании детей активно внедряется циничное, безнадежное отношение к окружающей действительности и миру, творчество помогает найти жизненную опору, осознать смысл и перспективу своего существования. Необходима серьезная переориентация умов, сознания подрастающего поколения от представлений о том, что “мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача. Важно научить детей экологически грамотному поведению в природе, воспитать заботливое, гуманное отношение ко всему живому и его окружению. Развитие творческих способностей имеет для молодежи большое значение. Оно помогает становлению личности, осознанию собственной значимости, способствует повышению уровня самооценки, формирует положительный взгляд на жизнь. Поскольку отсутствие занятости у детей является одной из причин наркомании, необходимо вовлекать их в различные виды деятельности. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации школьников.
Нужно обратить внимание учащихся на влияние человека на окружающую среду, показать социальную значимость его действий, так как дети – наше будущее. Воспитательная среда школы создает условия для позитивного, созидательного творчества педагогов, детей и родителей, способствующего формированию достойного гражданина нашего общества. Данный отряд был создан благодаря социальному заказу родителей. В связи с необходимостью привлечь учащихся к социально значимой деятельности на время летних школьных каникул.
Цель работы отряда:
– Организовать занятость школьников в летний период.
Задачи:
– Воспитание гражданской ответственности за состояние природы.
– Закрепление и углубление на практике знаний и умений, полученных на уроках географии, биологии, химии.
– Развитие творческих личностных способностей учащихся.
– Формирование у подростков желания внести свой вклад в охрану природы.
– Проявить посильную помощь в благоустройстве нашего района
– Оздоровить учащихся данного отряда.
Ожидаемый результат:
– Готовность учащихся к социально значимой деятельности.
– Выработать умение применять биологические знания в практической деятельности.
– Оздоровление учащихся.
Направление деятельности:
– Эколого-педагогическое.
– Прикладное.
– Здоровьесберегающее.
Формы и методы работы при реализации данного проекта:
Программа проекта основывается на принципах дидактики, гуманизации, краеведческого подхода, учитывает уровень экологических знаний детей, углубляет и конкретизирует их. Для решения задач программа предлагает широкий спектр методов, приемов, в том числе и нетрадиционных. Формы работы так же различны: лекция, беседа, экскурсия, исследовательская работа.
Содержание деятельности:
– Изучение флоры и фауны Первого озера, парка Сада Победы.
– Изучение почвенного покрова вокруг школы.
– Посещение зоопарка.
– Сбор гербария.
– Проведение КВН.
– Сбор и изучение лекарственный растений.
– Посещение эмбриологического музея ЧГМА.
– Посещение областного краеведческого музея.
– Проведение трудовых десантов и спортивных праздников.
Возрастные особенности детей.
В состав отряда входят дети 11–15 лет, т.е. это учащиеся подросткового возраста.
Важность этого периода в жизни человека заключается в том, что в это время закладываются основы и намечаются общие направления в формировании моральных и социальных установок личности. Этот возраст называют “критическим”, т.к. происходит ломка старых интересов и отношений ребенка. Подросток ищет общения, свободы, он социально активен, жаждет деятельности. Подросток такая натуру, которая хочет попробовать себя во всем.
Задача педагогов, родителей дать возможность ребенку реализовать, проявить себя в какой-либо деятельности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при работе с данными детьми. Поэтому в школе и проводится такая работа.
План реализации программы с 5.06.08– 0.8.07.08.
№ п/п |
Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1 | Спортивный праздник: “Здравствуй лето!” Посещение медицинского кабинета школы. Организационная беседа. Обсуждение плана работы на смену. |
5.06 | Пылина Т.А |
2 | Озеленение пришкольного участка. Внесение удобрений в почву. |
6.06. | Пылина Т.А |
3 | Изучение флоры и фауны парка “Сада Победы”. | 9.06 | Пылина Т.А |
4 | Анализ и систематизация собранного материала. Работа на пришкольном участке и территории вокруг школы. |
10.06 | Пылина Т.А |
5 | Определение типа почв вокруг школы. Анализ результатов. |
11.06 | Пылина Т.А. |
6 | Изучение численности дождевого червя в зависимости от антропогенного влияния и климатических условий. | 12.06 | Пылина Т.А |
7 | Анализ и систематизация собранного материала. | 13.06 | Пылина Т.А |
8 | Работа на пришкольном участке и территории вокруг школы. | 16.06 | Пылина Т.А |
9 | Изучение древесной растительности вокруг школы, антропогенного влияния на растительность | 17.06 | Пылина Т.А. |
10 | Работа на пришкольном участке и территории вокруг школы. | 18.06 | Пылина Т.А. |
11 | Операция “Зеленая аптека” – изучение и сбор лекарственных растений. | 19.06 | Пылина Т.А. |
12 | Изготовление гербария Анализ и систематизация собранного материала. | 20.06 | Пылина Т.А. |
13 | Работа на пришкольном участке и территории вокруг школы. | 23.06 | Пылина Т.А |
14 | Посещение зоопарка | 24.06 | Пылина Т.А |
15 | Изучение флоры и фауны парка “Сада Победы”. Анализ и систематизация собранного материала. |
25.06 | Пылина Т.А. |
16. | Изучение загрязняющих факторов и состояние атмосферы города Челябинска. | 26.06 | Пылина Т.А. |
17. | Анализ и систематизация собранного материала. | 27.06 | Пылина Т.А |
18. | Посещение Челябинского Гидрометцентра | 30.06 | Пылина Т.А |
19. | Спортивный праздник. | 1.07 | Толстухина Т.Г. |
20. | Посещение областного краеведческого музея. | 2.07 | Пылина Т.А |
21. | Лекция: “Мое здоровье – в моих руках!” |
3.07 | Пылина Т.А |
22. | Посещение эмбриологического музея ЧГМА | 4.07 | Пылина Т.А |
23. | Посещение Челябинского комитета по экологии. | 7.07 | Пылина Т.А |
24. | Проведение экологического К.В.Н. | 8.07 | Пылина Т.А. |
Отчет о деятельности отряда (см. Приложение).