Урок математики в 6-м классе "2000 лье под водой"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Познакомить учащихся в игровой форме с умножением и делением рациональных чисел;
  2. Развивать логическое мышление; воображение, смекалку
  3. Воспитывать интерес к предмету, дружбу.

Оборудование: глобус, плакаты.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие под водой. Нам предстоит преодолеть 2000 лье под водой, как некогда капитан Немо на своем легендарном “Наутилусе”. Мы увидим красоты Индийского океана, заглянем в Марианский желоб, познакомимся с обитателями подводного царства.

Приложение

Представьте себе, что наш “Наутилус” находится вблизи мыса Горн. С этого места мы отправляемся в плавание. Всем внимание! Приготовиться к погружению. Наш корабль за минуту погружается на – 20 м. Что значит – 20 м? (На 20 м ниже уровня моря.) На какой глубине будем мы через час?

Варианты ответов: 1200 м и –1200 м. (Объяснить, что “на глубине 1200 м ниже уровня моря” и “–1200 м” одно и то же, но для удобства в дальнейшем всегда будем писать – 1200 м.)

Ребята, вам не кажется, что опускаемся слишком медленно? Нельзя ли побыстрей?

Варианты ответов: Да и нет. (Объяснить, что быстрее нельзя, это угроза для жизни человека.)

Итак, мы погружаемся. Перед нашими глазами открывается совсем иной мир, великолепное подводное царство. Кто мне назовет обитателей вод Индийского океана?

(2–3 минуты ученики называют обитателей морей.)

Пока мы с вами рассматривали обитателей подводного царства, мы опустились уже на достаточную глубину. Как бы нам не удариться о дно. Давайте рассчитаем, сколько времени нам потребуется, чтобы достичь морского дна, если скорость наша – 20 м/мин, а глубина здешних мест –5400 м.

(Объяснить, что скорость как скаляр не может быть отрицательной, но как векторная величина может. В данном случае скорость – вектор.)

Варианты ответов: 4,5 часа или нет ответов.

Ответ: 4,5 часа.

Как вы нашли решение?

(–5400 / (–20) = 270) или (5400 / 20 = 270)

– А что нам делать с минусами? Не можем же мы их взять и выбросить?

Ребята, разобраться во всем нам помогут правила умножения и деления отрицательных и положительных чисел. Судя по вашим верным ответам, вы уже интуитивно догадываетесь, как будут звучать эти правила. Итак, мы с вами, подобно древним индийцам (или китайцам), открываем эти правила, эти законы.

Чтобы перемножить два числа с разными знаками нужно... поставить знак минус.

Например: –20–60 = (–20)–60 = –1200.

А вот чтобы перемножить два отрицательных числа, нужно перемножить их модули. Это правило не могли доказать ученые Древнего Китая, Греции, Индии. В наше время это правило принимается как аксиома (то есть, без доказательства).

Запишите в свои тетради эти два правила и обведите.

–a * b = –(ab)

–a * (–b) = ab

– Попробуйте аналогично правилам умножения сформулировать правила деления.

(Дети формулируют правила и записывают их в тетрадь.)

Продолжим наше путешествие. Мы направляемся к берегам
Австралии. По пути нас сопровождают наши друзья – дельфины. Это удивительные животные. Наверное, единственные из дикой природы, которые не боятся, а дружат с человеком. Ученые считают, что дельфины способны издавать и улавливать ультразвуки. Кроме того, они очень веселые и умные существа. Вот и сейчас они резвятся вокруг нашего Наутилуса, то обгоняя его, то отставая. Давайте обозначим положение нашего корабля на числовой прямой точкой нуль. То есть, мы двигаемся, и числовая прямая двигается вместе с нами. Если дельфин обгоняет корабль, то скорость его считается положительной, если отстает, то отрицательной. Если время будем обозначать отрицательным числом, например t = –4 мин, то это будет означать 4 минуты назад.

Нам предстоит выяснить, на каком расстоянии от корабля находится, находился или будет находиться дельфин, если

v = 10 м/с
v = –10 м/с
v = 20 м/с
v = –5 м/с
 t = 4 мин.
 t = 4 мин.
t = –8мин.
t = –5 мин.

Мы благополучно обогнули Австралийский континент и оказались в Тихом океане. Ребята, а кто из вас знает самую глубокую точку земной поверхности? (Марианский желоб.)

А где он находится? (В Тихом океане.)

Итак, следующая цель нашего путешествия – Марианский желоб. Перед нами стоит задача: измерить его глубину. Мы не можем с вами опуститься на его дно. Почему? (Из-за большого давления.)

А как же нам быть? (Выход – эхолот.)

Итак, у нас есть замечательный прибор – эхолот. С его помощью мы и измерим глубину Марианского желоба. Мы знаем, что скорость звука в воде – 1480 м/с. А отражение звуковой волны вернулось на борт нашего корабля через 14,8 с. Посчитайте самостоятельно глубину Марианского желоба.

Мы бороздим бескрайние просторы Тихого океана. А вот на нашем пути подводные скалы. А в скалах, конечно же, есть ущелья и пещеры. Ребята, назовите мне, пожалуйста, обитателей подводных ущелий.

(Варианты ответов.)

Вот у нас на пути странная пещера. Вокруг нее нет ни одного морского обитателя. Даже акулы оплывают ее стороной. Давайте посмотрим поближе. Вот впереди два каких-то огонька. Как вы думаете, что это? (Варианты ответов.)

Да это же морское чудовище! Вот оно медленно выползает из своей пещеры. Что нам делать? (Варианты ответов.)

А я думаю, нам надо удирать. Тем более, что оно начинает агрессивно себя вести. О, Боже! Оно повредило нам левый двигатель! Уплываем! Но это будет не так-то просто. Допустим мы движемся со скоростью 400 м/мин, а чудовище 200 м/мин, но из-за поломки наша скорость падает на –5 м/мин. Надо что-то придумать. А если не придумаем, то через сколько времени чудовище нас догонит?

Ох, еле ноги унесли. Чего только нет в морских глубинах. Даже вот такие ужасные чудовища. А вот прямо по курсу затонувший корабль. Интересно, сколько лет он здесь пролежал? Давайте его исследуем. Что можно найти на старинном затонувшем корабле? (Различные варианты.)

Посмотрите, я нашла пергамент. Здесь какая–то надпись, но многие слова смыло соленой морской водой. Вот что осталось.

В

Восстановите запись.

Ребята, мы увидели много интересного, узнали много нового, но пора всплывать. Нас ждут родные берега. Считаем устно. С каждым правильно решенным примером, мы будем ближе к поверхности.

0 * 136538 =
144 : 12 =
480 : 4 =
0,5 * 0,6 =
6,3 : 0,07 =
125 – 98 =

3. Итог урока.

4. Домашнее задание: № 955, № 960.

Приложение