В настоящее время стоит остро вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость раннего и дошкольного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе. Низкий исходный уровень здоровья в этом возрасте самым неблагоприятным образом сказывается на процессе адаптации детей к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения способности к освоению школьной программы. Между тем известно, что здоровье взрослого человека на 75 % определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство – ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Важный субъект начального звена системы – семья как основа психотелесного здоровья ребенка. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка строится на следующих основных положениях:
- Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания и формирования основ здорового образа жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. А педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы ( в соответствии с ежегодным планом работы коллектива).
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
Работа по формированию здорового образа жизни в нашем детском саду осуществляется в соответствии с целевой программой “Здоровый ребенок” поэтапно. Данная программа разработана группой педагогов сроком на 5 лет. При успешном выполнении программы, коллектив детского сада рассчитывает получить следующие результаты:
- Постепенное снижение уровня заболеваемости детей.
- Повышение уровня профилактической и физкультурно-оздоровительной работы.
- Формирование здорового образа жизни в семье.
- Повышение уровня материально-технического оснащения ДОУ.
- Создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников.
Программа “Здоровый ребенок” - комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, физически здорового, разносторонне развитого и раскрепощенного. Программа рассчитана на 3 этапа.
I этап – подготовительный.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
- разработать анкеты для родителей и диагностические методики;
- определить педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи;
- разработать методику проведения совместных мероприятий.
II этап – основной (формирующий).
Цель: формирование у всех участников процесса ответственных взглядов в деле сохранения здоровья.
Задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- создание соответствующей предметной среды, стимулирующей двигательную активность детей;
- организация консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей
III этап – контрольный (итоговый).
Цель: обобщение результатов работы.
Задачи:
- проанализировать результаты работы;
- разработать методические рекомендации по проблеме взаимодействия ДОУ с родителями.
В соответствии с содержанием программы разрабатывались план действий на определенный период, годовой план ДОУ, перспективные планы воспитателей и специалистов, в которых отражались формы работы с родителями. Содержание деятельности коллектива в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:
- ознакомление родителей с результатами диагностики;
- участие в составлении программ оздоровления детей;
- анкетирование родителей;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы;
- целенаправленную просветительскую работу;
- ознакомление с оздоровительно-профилактическими мероприятиями;
- привлечение родителей к оснащению материально-технической базы.
В этих целях мы используем различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, встречи с врачами, анкетирование. При поступлении в детский сад мы даем информацию родителям о том, какие мероприятия проводятся педагогами для сохранения и укрепления здоровья детей. Выясняем отношения пап и мам к различным формам закаливания. Проводим дни открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с малышами, показываем разные виды физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Приглашаем родителей к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе работают рубрики, освещающие вопросы профилактики и оздоровления без лекарств. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры. Наши родители охотно принимают участие в физкультурно-массовых мероприятиях.
Работа по формированию здорового образа жизни проходит в сотрудничестве инструктора по физической культуре, старшей медсестры, логопеда, воспитателей, которые осуществляют активное участие ребенка и родителей в организованных формах взаимодействия. Так в детском саду создана творческая группа выше перечисленных специалистов, которые занимаются решением проблемы снижения заболеваемости детей в ДОУ. Работа творческой группы направлена на составление программ оздоровления в каждой возрастной группе детского сада, на поиски новых форм работы с родителями по формированию здорового образа жизни, на привлечение родительской общественности к проблемам оздоровления детей.
Управление процессом взаимодействия ДОУ и семьи происходит по следующим направлениям:
- координация работы специалистов и воспитателей с родителями и детьми;
- организация взаимодействия между специалистами и воспитателями;
- контроль за выполнением программы, текущее оперативное управление;
- анализ и обобщение полученных результатов;
- выявление нерешенных вопросов и недостатков в процессе реализации плана взаимодействия.
Управление процессом здоровьесбережения является важным моментом при организации деятельности коллектива. Основными способами управленческой деятельности были организация деятельности всех структур образовательного процесса, руководство и координация деятельности специалистов, направленной на развитие личности ребенка. Контроль за работой подразделений на всех этапах. Воспитательная деятельность была направлена на объединение педагогического коллектива для решения цели и задач, формирование у сотрудников ценностных позиций и профессионального роста. Трудность состояла в проблемно-ориентированном анализе ситуации, написании программы. Педагоги привыкли быть исполнителями программ, а не разработчиками. С этой целью была создана творческая группа из числа опытных педагогов. Наметилась тенденция перехода от административного управления к совместному сотрудничеству.
В процессе работы коллектива по проблеме укрепления здоровья детей и формированию здорового образа жизни намечено:
– провести анализ заболеваемости детей за последние 3 года и сформировать базу данных о состоянии здоровья детей;
– разработать критерии оценки деятельности по сохранению здоровья детей;
– создать базу данных по проведению диагностик и анкетирования родителей;
– отследить влияние состояния здоровья на уровень развития детей.
На заключительном этапе нашей работы по программе “Здоровый ребенок” были подведены итоги совместной деятельности коллектива и родителей. Сначала в каждой возрастной группе на родительском собрании обсуждены результаты. В конце учебного года намечено проведение общей конференции, на которой подводятся итоги, дается оценка совместной деятельности педагогов и родителей, обсуждаются положительные и отрицательные моменты работы и намечаются перспективы на будущее.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс взаимодействия детского сада и семьи будет эффективным, если организованы психолого-педагогические условия, обеспечено сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей, обогащены знания педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и правильно организован процесс управления деятельностью коллектива.