Программное содержание: формировать представления детей о родном крае, развивать познавательный интерес к истории области; закреплять знание символики области; стимулировать навыки рационального природопользования, бережного отношения к природе; воспитывать патриотические чувства.
Материал: иллюстрации о животных и растениях Кузбасса, о шахтах, заводах и городах области; коллекция угля; карты: России, Кемеровской области, Мариинского района; портрет А.Г. Тулеева; две корзинки с мелкими игрушками или с бросовым материалом; дидактичская игра “Назови здание”;аудиозаписи: гимн Кузбасса, “Песенка крокодила Гены”.
Предварительная работа: беседа “Моя Родина – Россия”;прослушивание аудиозаписи гимна России; знакомство с символикой Кемеровской области и России; дидактические игры: “Флаги”, “Назови здание”, “Я живу в России”; работа с картами страны, области и района; рассматривание и чтение глав из книг Т.Кудрявцева “Я живу в России”, Е.В.Пчелов “Государственные символы России”; фотоальбомов “Мы живем на Кие”, “Кузбасс”; беседы и игры о животных и растениях региона.
Работа для закрепления материала:
- ИЗО: создание коллажа “Наш Кузбасс”; выставка семейных рисунков, посвященных дню рождения области; раскрашивание флагов России и Кузбасса.
- Дидактическая игра “Составь герб”.
- Целевые прогулки по улицам села.
- Рассматривание альбомов “Наше село”, “Моя семья”.
- Игры с “Чудесной книгой” – “Сделано в Кузбассе с любовью”, “Времена года”, “Соседи по планете”.
- Работа с различными картами.
Ход занятия: звучит “Песенка Крокодила Гены” В.Шаинского.
Воспитатель: О чем эта песня? Вы любите день рождения? Почему? Можно ли назвать этот день праздником? Знаете ли вы, когда у вас день рождения? Сколько вам исполнилось лет? Помните, как праздновали его? Вы хотите, чтобы следующий день рождения наступил поскорее?
Мы любимых праздников
С нетерпеньем ждем.
Нам приносят праздники
Радость в каждый дом.
С песни начинается
Праздничный денек,
В сердце зажигается
Теплый огонек.
Жалко, что кончаются
Праздничные дни,
Но не забываются
Никогда они.
В.Степанов
– А у кого сегодня день рождения? Почему же так празднично украшена группа? Почему звучит песня о дне рождении? (26 января день рождения Кемеровской области.)
– Вы знаете, где находится наша область? (В России.)
– Кто сможет показать Россию на карте мира? Россия – это наша с вами родина. Значит, мы с вами… (Россияне.)
– Покажите на карте России нашу область. Как называют людей, живущих в Кемеровской области? (Кемеровчане.)
Проводится игра “Назови жителей”:
Педагог на карте Кемеровской области поочередно показывает города, называет их и спрашивает: “Кто живет в городе Новокузнецке?, в г. Белово, в г. Междуреченске? и т.д. последним называется г. Мариинск.
– Что вы можете рассказать о Мариинске и мариинцах?
Мариинск, ближайший к нашему селу, город. Это один из старейших городов области. Мариинск славится резьбой по дереву и по бересте. Мариинцы хранят и преумножают красоту города.
– Да, Мариинск – старый, добрый город с именем императрицы Марии Александровны, до сегодняшнего дня сохранивший традиционный архитектурный стиль прошлых времен. Прогуливаясь по его улицам, восхищаешься чудесами деревянного зодчества. Вы часто бываете в Мариинске? Видели, какие красивые, самобытные здания украшают его? Запомнили их? Сможете назвать?
Проводится игра “Назови здание” с фотографиями самых известных зданий города Мариинска.
Далее педагог предлагает детям рассмотреть карту Мариинского района:
– Покажите наше село (если дети затрудняются, показывает сам). Как оно называется? (Суслово). А как зовутся его жители? (Сусловчане). Значит, мы с вами кто? (Сусловчане).
– Вы любите свое село? Почему? Как можно проявить свою любовь к родному селу? (Беречь каждый кустик; украшать: высаживать красивые цветы в полисадниках, вырывать сорняки у своего забора, не мусорить.)
Проводится игра “Собери мусор”
– Можно ли на карте найти свой дом? Почему?
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
– Что есть у каждой страны? (Герб, флаг, гимн). Покажите герб и флаг нашей страны. Молодцы. Можете ли вы показать герб и флаг Кемеровской области? Что можно рассказать о флаге области? (Флаг красно-синего цвета с гербом на синей полосе.)
– О чем говорят цвета? (Синий – верность и честность, красный – мужество, смелость, любовь.)
– Расскажите о гербе. Герб – это щит, обрамленный дубовыми ветвями, обвитыми орденской лентой, что означает, что область награждена орденами. Щит увенчан короной, в виде полной чаши, что символизирует богатство области. Нижняя часть герба зеленого цвета, это – сельское хозяйство и природные богатства. Зеленый цвет – это традиционный цвет молодости и надежды. В центре щита – черный треугольник, с перекрещенным кузнечным молотом и киркой, что говорит о развитии угольной промышленности. Красные треугольники вверху – расплавленный металл.
Сейчас прозвучит гимн Кемеровской области. Как надо слушать гимн? (Стоя, мужчины со снятыми головными уборами.)
– Как еще называют нашу область? (Кузбасс.)
Давным-давно наш край входил в разные края и области: Тобольскую провинцию, Томскую губернию, Сибирский край, Новосибирскую область. И, наконец, в 1943 году была образована Кемеровская область, главным городом которой стал город Кемерово. А вот Кузбассом наш край был назван на 101 год раньше. Ученый Петр Чихачев объездил его вдоль и поперек и узнал, что Кузнецкий край – район с огромными запасами угля, он и назвал его “Кузнецкий угольный бассейн”, или сокращенно “Кузбасс”.
Но по-настоящему наш край стал Кузбассом тогда, когда здесь возникло много городов, было построено огромное количество шахт, угольных разрезов, крупных заводов – словом, когда он стал крупнейшим промышленным краем России.
Рассказ сопровождается показом иллюстраций.
И вот, сегодня, 26 января, нашей области исполняется 66 лет. Много это или ? для человека – да, для края – нет. Из года в год наш Кузбасс становится все наряднее и краше, моложе, сильнее и богаче. Что является богатством края? (уголь).
Рассматривается коллекция угля.
– Для чего нужен уголь? (Дает тепло в дома, помогает плавить металл.) А металл нужен стране? Зачем?
– Только ли уголь и металл являются богатством нашего края? (Очень красивая природа, много разнообразных растений и животных.)
Игра “Найди животных и растения нашего края”.
– И все-таки, вы так и не назвали главное богатство области. Как вы считаете, что это за богатство? А богатство это – люди: честные, трудолюбивые, заботливые. Они заботятся о своем крае, край заботится о них. В Кузбассе есть санатории – места, где можно отдохнуть, поправить здоровье. Много в области учебных заведений: что бы жители края были людьми грамотными и образованными. Повзрослев, вы сможете приобрести профессию врача или учителя, военного или спасателя, строителя или металлурга и еще можно получить множество разных нужных и полезных специальностей.
Педагог выставляет портрет губернатора.
– Знаете ли вы, кто это? (Губернатор области Аман Гумирович Тулеев.)
– В чем заключаются его обязанности? (Заботиться о процветании края, о счастливой жизни всех людей области.)
– Получали ли ваши семьи награды, помощь, подарки от губернатора? Расскажите об этом. (Дети рассказывают.)
– Как вы считаете, что можно пожелать Кузбассу в день рождения? (Богатства, процветания и т.п.)
– Что вы можете подарить родной области? (Бережное отношение, любовь к родному дому, родному селу, друг к другу.)
– Я очень надеюсь, что когда вы подрастете – юные жители нашего края. То станете его хозяевами. Вы займете места рядом со своими родителями: в школах, больницах, на стройках, заводах и шахтах. От вашей заботы и любви будут зависеть его благополучие и процветание.