Цель урока:
Используя художественные средства выразительности (линия, цвет), раскрыть характер, настроение образа сказочного героя
Задачи урока.
1. С помощью линий и цвета передать характер и настроение сказочного персонажа.
2. Развитие чувства цвета и взаимосвязь цвета и настроения. Передача с помощью линий и цвета характера и настроения сказочного персонажа. Развивать умение создавать свой образ сказочного героя. Закрепление умения работать красками.
3. Воспитывать интерес к сказкам и сказочным героям как психологическим образам и возможностям цветовой палитры.
Материалы и принадлежности:
Для учителя: наглядное пособие: “Добрая и злая волшебницы”, таблица со схемами мимики лица человека, пособие “лицо человека и отдельные части лица”, детские работы с изображением сказочного героя.
Для учащихся: гуашь, кисть, заготовки с изображением овала головы на больших листах бумаги. (ФА3)
План урока.
Организационный момент. 1-2
Беседа. Знакомство с темой. 6 - 8
-Сказка о заколдованном городе. 2-3
-Определение доброй и злой волшебниц и их настроения. 2-3
-Как художник может изобразить образ и характер человека. 2-3
Физкультминутка. 1-2
Игра “Собери героя” 5-7
Показ образцов, выполненных сверстниками. 2-3
Самостоятельная работа учащихся. 10 - 15
Подведение итогов. 2 - 3
Ход урока:
I1.Организационный момент.
– Здравствуйте, дети. Посмотрите на меня, друг на друга. Улыбнитесь.
Я уверена, что вы знаете очень много разных сказок и с нашей сегодняшней работой справитесь на “отлично”.
2.Беседа. Я тоже хочу рассказать вам сказку.
В некотором царстве, в волшебном государстве есть город, в котором живут сказочные герои. До недавнего времени все они жили в своей стране счастливо и свободно. Но однажды случилось вот что.
К ним в город прилетела злая, старая колдунья. Она заколдовала всех жителей. Все кто жил в сказочном городе стали совершенно одинаковыми, и не стали узнавали друг друга. В городе воцарился полнейший беспорядок. Все сказки перепутались. Представьте себе: Снежная королева забрала себе вместо Кая – Жар-птицу и чуть не растаяла. А Золушка вместо бала во дворце короля оказалась заточенной в башне у Змея Горыныча.
Добрая волшебница раскрыла секрет злой колдуньи, чары рассеются, если нарисовать образы сказочных героев. Пытаясь помочь, она начала рисовать их, но на всех у нее не хватило краски. Она узнала, что во 2 классе тема урока изобразительного искусства “Образ человека и его характер” и подумала, что может быть дети смогут помочь? Поэтому она и пришла сегодня к нам.
Ой, что же я вижу? Здесь кажется не одна волшебница, а две. Но какая же из них добрая? Лиц то у них не видно. Как же быть. Помогите мне ребята разобраться (фото1).
-Определение доброй и злой волшебницы.
Добрая нарисована светлыми красками, а злая темными. Значит, Снежную Королеву мы стали бы изображать светлыми красками? Она у нас разве добрая? (Нет) Что еще может нам помочь кроме цвета? Линия. У доброй она плавная, а у злой резкая. Давайте посмотрим, правильно ли мы отгадали. (Открываю лица у волшебниц). (Фото2)
Действительно правильно. Вы можете отличить доброго от злого. Но посмотрите, какое настроение этих волшебниц? Добрая – грустная. Злая – веселая. Как вы считаете почему?
Отгадать какая схема с изображением мимики лица подходит к изображению волшебниц. (Мимика лица)
Художнику очень часто приходиться изображать разных людей – добрых, злых, веселых и грустных. В работе художника без отношения к тому, что он изображает, никак нельзя. Вопрос лишь в том, как он это будет делать.
Вот, например, к Злой колдунье как передать свое отношение? Разве что выкрикнуть: “Ах ты, злодейка! Вот я тебе покажу, как обижать жителей сказочного города!”
-Но разве может художника услышать бумага?!
-Тогда как же он будет выражать свое отношение к Злой колдунье или Бабе Яге, а то вдруг кто-то ненароком примет их за девиц красавиц?
(Сделает ее лохматой, волосы раскрасит зеленой краской, нарисует ей огромный нос, изо рта торчат клыки и т. д.)
Значит, черты сделает поуродливей, что то укрупнит или уменьшит, линиями лохматыми и резкими нарисует.
А красавицу, например, Василису Прекрасную какой сделает?
(Красивую, глаза большие, брови дугой, волосы волнистые и длинные и т.д.).
Это и есть отношение художника к добру и красоте.
-Назовите, каких сказочных героев вы знаете:
-добрых (Иван царевич, Елена Премудрая, Снегурочка)
-веселых (Буратино)
-грустных (Пьеро)
-злых (Снежная Королева, Баба Яга, Кикимора)
3.Физкультминутка
А сейчас мы их изобразим, встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной, а в конце изобразите характер героя, которого я назову.
Долго, долго мы шагали
и вдруг в сказку мы попали
Ты к герою присмотрись
и в (…грустного….) героя превратись.
(Показываю движения и называю героя, в которого надо превратиться - грустный, злой, добрый.)
4.Игра “Собери героя”.
А теперь давайте составим все вместе портреты, например доброго и злого героя из сказки. (Составление портрета героев из отдельных частей – глаз, бровей, носа, рта, прически). (Фото 3-11) Два человека выполняют задание у доски. Остальные помогают, советуют.
А если немного поиграть и немного поменять. Что получится? (показываю сама, меняя направление бровей, глаз, рта)
5.Показ образцов, выполненных их сверстниками. (Фото 12-15)
Посмотрите, какие портреты сказочных героев нарисовали ваши ровесники.
Какие характеры героев смогли изобразить ребята?
С помощью чего они смогли это сделать? (Цвет, линия, черты лица, выражение лица)
Вы хорошо справились со всеми заданиями, и я уверена, что вы сможете помочь доброй волшебнице, и “расколдуете” всех сказочных героев.
6.Самостоятельная работа учащихся.
Как настоящие художники работать вы сегодня будете рисовать сразу красками. С помощью маленькой кисточки вы можете изобразить на лице нос, глаза, рот, брови, прическу, украшения. Постарайтесь нарисовать не просто сказочного героя, а показать и его характер, настроение.
Выполняя рисунки, будьте осторожны с черной краской, берите ее только в самом конце, когда все краски на вашей работе высохнут.
8. Итог урока. Работы учащихся вывешиваются на доску. (Незаметно изменяю выражение лиц волшебниц) (Фото 16)
Чему вы научились сегодня на уроке?
О чем может художник рассказать другим при помощи линий, цвета?
Я вижу, что вы также справились с этой работой, у вас получились очень красивые образы сказочных героев. Наш город опять ожил. А как же наши волшебницы? Добрая волшебница улыбается! Мне кажется, ей очень понравились ваши работы!
А злая – какой стала? Вы как считаете?
Злая колдунья и добрая волшебница
Злая колдунья и добрая волшебница
Основа для портрета
Основа для портрета
Прически
Части лица
Части лица
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Детские работы
Кащей и Баба-яга
Добрые герои сказок
Водяной
Злая колдунья и добрая волшебница