Формирование коммуникативной компетентности посредством организации творческой деятельности учащихся на уроках развития речи по русскому языку и во внеклассной работе по предмету

Разделы: Русский язык


В национальном образовании сегодня провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности, то есть ее психологических свойств и возможностей. Одной из составляющих этого процесса является формирование коммуникативной компетентности. А.А.Леонтьев утверждал: «Чтобы полноценно общаться, человек должен…располагать целым рядом умений. Он должен … уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения…уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание..., найти адекватные средства для выражения... обеспечить обратную связь...»

На основе коммуникативных умений Т.А.Ладыженская разработала систему обучения связной речи, которая легла в основу соответствующего раздела действующей программы по русскому языку. Основное внимание в данной системе работы обращено на содержательную сторону высказывания, то есть на раскрытие темы и выражение идеи.

Коммуникативная мотивация как мотивация более высокого ранга отсутствует, что мешает полностью осуществить обучение языку как средству общения, так как речевое действие, не подключенное к деятельности общения, замыкается на самом себе.

Таким образом, наиболее благоприятные условия для совершенствования речи создаются в том случае, если обучение проводится на уровне деятельности, то есть в условиях, приближенных к естественной коммуникации, обеспечивающих сознательность в построении высказывания и более высокую мотивацию в обучении. Такой подход был предложен коллективом учёных Капинос В.И., Сергеевой Н.Н., Соловейчик Н.Н.(3)

Автор убежден, что в процессе обучения языку как средству общения, особенно важна коммуникативная мотивация (зачем мы создаем текст и для чего он предназначен.) Без этого речевое действие становится искусственным, теряет жизненный смысл. Эту идею пытаются реализовать авторы современных учебных пособий по русскому языку, подбирая соответствующие задания.

Но у словесника, считаю, есть хорошая возможность расширить границы коммуникативной мотивации- сама жизнь предлагает варианты. В наш мир активно врываются самые различные конкурсы. Можно их проигнорировать. А почему бы не использовать на уроках и во внеурочной деятельности?

Всем хорошо известен урок по теме « Отзыв о книге» в 7 классе. Обычно в методике предлагается написать подобную работу всем классом по одной книге, а затем – по самостоятельно прочитанной. От такого объема творческой работы дети не испытывают никакой радости. Попробуем исправить ситуацию- заинтересуем учащихся.

В нашей школе работает учителем музыки и рисования Котомцева Маргарита Геннадьевна- поэт, член Союза писателей России. У нее вышло семь поэтических сборников. Предложим ребятам написать отзыв о ее книгах (на выбор) в форме письма самой поэтессе или другу. Обязательное условие: письма должны быть получены адресатом. Коммуникативная мотивация появилась: всем стало понятно, для чего нужна такая работа. Одновременно решается нравственная задача: научиться благодарить человека за его труд. Это не каждому взрослому по плечу. А ребята старательно анализируют отзывы знаменитых писателей, чтобы справиться с поставленной перед ними задачей. ( Приложение 1)

Итак, отзывы написаны, проверены. Необходимо провести анализ работ. Переписывать вновь исправленный вариант своих мыслей дети не любят. Привлечем на помощь коммуникативную мотивацию. В последние годы в России активно проводится Всероссийский конкурс письма. Предложим учащимся поучаствовать в нем со своими работами. Конечно же, нужно провести правку сочинений (не работу над ошибками!) Мы совершенствуем написанное, ведь в конкурсе слабым работам не место. А номинации разные: письмо учителю, письмо другу, письмо о родном крае…(Приложение 4)

И ребята вновь активно включаются в работу. Конечно, учителю придется дополнительно потрудиться над каждым сочинением, но формирование коммуникативной компетентности идет более успешно, так как дети мотивированы: они любят участвовать в конкурсах.

Но не будем останавливаться на этом. Учитель- исследователь найдет среди своих воспитанников тех, кому будет интересно попробовать свои силы в таком сложном виде творчества, как исследовательская работа. А это значит, что кто-то из детей будет заниматься очень серьезной научной деятельностью, станет участником районных и областных (а может, и федеральных!) научных конференций.

Таким образом, обычный урок по развитию речи может стать толчком для творческого развития детей на индивидуальном уровне.

Где взять время на эту работу? Организовать предметный кружок! (Автор в течение ряда лет работал педагогом дополнительного образования, успешно интегрируя основное и дополнительное образование по русскому языку)

Уроки литературы дают замечательную возможность рассмотреть использование изобразительно- выразительных средств на примере лучших образцов художественного слова. Дети, активно сочиняющие сами, с особым интересом присматриваются к творческой мастерской русских поэтов и писателей. Учителю остается только акцентировать внимание учащихся на художественном своеобразии произведений (Приложение 2).   

Каким образом организовать работу предметного кружка по русскому языку в малокомплектной школе, когда на занятия приходят дети разного возраста - от 10 до 17 лет?

В течение ряда лет автор успешно сотрудничал с системой дополнительного образования, которая требует от педагога целенаправленной результативной деятельности в течение 3- 5 лет. В итоге на основе действующей программы по русскому языку была разработана и апробирована в течение 3-х лет адаптированная дополнительная образовательная программа «Юнкоровец», целью которой является формирование коммуникативной компетентности учащихся посредством речевого творчества (Приложение 3).

Так появилась возможность увеличить количество времени на практическую работу по развитию речи, а теоретические знания, получаемые на уроках, повторялись и закреплялись. Но благодаря разновозрастному составу учащихся произошло пропедевтическое изучение публицистического и научного стилей детьми младшего возраста: учились писать заметки в газету, готовить реферат по одному источнику и защищать его на мини- конференции. Это дало возможность выявить воспитанников, склонных к научной деятельности. В итоге старшеклассники занялись исследованиями по творчеству знаменитой поэтессы- землячки М.Г. Котомцевой, изучением истории родной деревни, успешно выступили на районных, а затем на областных научно- практических конференциях по краеведению. Они получили большое моральное удовлетворение от проделанной работы, так как по Положению о районном научном обществе их исследования были засчитаны как экзамен по итоговой аттестации за курс средней и основной школы.

Работы кружковцев печатались в районной газете «Заря», в областной детской газете «Я расту». В течение нескольких лет ребята побеждают в районном конкурсе экологических сочинений, имеют третьи места в областном конкурсе литературного творчества по экологии.

Результативность данного подхода высока: дети стали активными участниками районных, областных, федеральных конкурсов, учатся писать сказки, рассказы, стихи, эссе, сотрудничают с местной и областной прессой, выступают с результатами исследований на районных и областных научно-практических конференциях, с удовольствием обучаются в областной очно-заочной школе юных исследователей.