Цель:
- создать условия для формирования начальных представлений об орфографическом действии;
- способствовать формированию коммуникативных способностей;
- развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и творческих способностей.
Этапы урока | Действия учителя | Действия ученика | ||||||||||||||||
I. Мобилизующий этап.
|
Организационный момент урока. – Прозвенел
второй звонок
– Назовите слова с буквой Ц а) в начале…, Сообщение темы урока: – Продолжим знакомство с буквой ц и работой гласных, которую они выполняют в слове. |
Чтение детьми выученных наизусть строк
стихотворения. 1. Букв немало мы узнали 2. Цепь, цветок и цифра тут 3. А в словах боец, отец, 4. Цапля ходит по болоту, 5. В цех явились на работу молодые кузнецы. 6. В каждой строчке буква Ц Словно камушек в кольце. (На доске открываются слова, названные детьми). а) цепь, цветок, цех, цапля; |
||||||||||||||||
II. Актуализация знаний Создание ситуации успеха, (сильный помогает слабому, слабый учится у сильно). |
– Кто поможет букве Ц Найти место во дворце. Буквы дружно там живут Свое место стерегут. Задание № 1: раскрасьте клетки таблицы, которые характеризуют звук Ц. Каждому разрешается сделать только один ход. (На доске заготовка ленты букв)
Итог работы:
|
Групповая работа. У каждой группы на столе лист с заданием № 1.
Итог выполненной работы озвучивает одна из групп, остальные оценивают сказанное. |
||||||||||||||||
III. Создание проблемной ситуации | Задание № 2. (Сообщает учитель) – Запишите звуковой записью слова ЦИРК, ЦЫП-ЦЫП, КУПЦЫ. На доске 3 ученика делают записи <цырк> , <цып-цып>, <купцы> Проверка выполнения. Обсуждение возникших разногласий в ходе работе. Цирк ? цырк – Как правильно написать слова? Кто прав? Работа с орфографическим словарем. ЦИРК, ЦЫП-ЦЫП, КУПЦЫ – Сделайте вывод, как обозначается звукосочетание <цы> на письме? – Как же узнать, когда после Ц принято писать Ы, а когда И? Зафиксировать проблему в схеме: <ЦЫ> |
Самостоятельная работа учащихся
Поступают предложения:
Вывод: одно и то же звукосочетание обозначается на письме по-разному: ЦИ и ЦЫ. |
||||||||||||||||
IV. Этап получения (открытия) новых знаний
Организация наблюдения над словами
Фиксация наблюдений на доске:
Объединение 1 и 2 столбцов
Физминутка (хоровое чтение с доски или наизусть)
Уточнение схемы 1 столбика |
Секрет обозначения звукосочетания <цы> в
разных словах сможет тот, кто внимательно прочитает слова каждого
столбика и подумает над обозначением цы буквами.
Задание № 3 (букварь стр. 36)
– Что объединяет слова каждого столбика? – Во всех ли словах есть звукосочетание <цы>? – Какой буквой обозначен гласный звук после ц? – Гласный после ц ударный или безударный? – Где находится орфограмма <цы> (в середине или конце слова)? – Какие столбцы можно объединить?
– Подведем итог: что же объединяет слова каждого столбика?
Цынцы-брынцы балалайка, Задание № 4 – Что обозначает слово купцы – предмет, действие или признак? – Что скажете о позиции <цы> в слове купцы? – В какой столбик надо написать слово купцы? Дополнить схему 1 столбика: <цы>
Вывод: на конце слов, обозначающих названия предметов после ц всегда пишется ы. – Что узнали нового? – Смогли ли вы найти ответ на вопрос, какую букву писать после Ц : Ы или И? Итог работы подводит учитель: – Сочетание <цы> в слабой позиции будем изучать позже, советую в словах при письме после Ц пропускать гласную. – Осталось раскрыть секрет обозначения буквами <цы> с ударным гласным звуком в середине слова. Творческое задание: составить предложение со словами: цыган, цыпленок, цыц, цыпочки, цыкнул. Приложение 2 – Выбираем наиболее удачное, запоминающееся, веселое предложение. Например:
– Выучив это предложение или стихотворение, вы уже не забудете, в каких словах после Ц пишется буква ы. |
Работают в группах, парах (по выбору)
Итог работы групп фиксируется в таблице на доске
Выводы по каждому столбику.
КУПЦЫ
На конце слов, обозначающих названия предметов после Ц в ударной позиции всегда пишется Ы. Осталось узнать когда надо писать Ы, а когда И после Ц в середине слова.
Работают в группах, парах или индивидуально (по выбору) Зачитывают свои предложения. |
||||||||||||||||
V. Рефлексия. | – Кто хотел бы составить памятку по написанию слов
с ЦИ и ЦЫ? На следующем уроке мы рассмотрим ваши памятки и выберем
самую лучшую.
– Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что понравилось? С чем еще предстоит поработать? |
Литература
- Т.В.Некрасова. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (букварный период). Томск “Пеленг”, 1994 г.
- В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, В.А.Левин. Букварь. “Вита-Пресс” АО “Московские учебники”. М., 2001.