Цель:
- познакомить с символами нашего государства;
- их историей;
- воспитывать уважительное отношение к государственному флагу, гербу, Гимну России;
- развивать умение работать с текстом;
- познавательные интересы и творчество.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- карточки с цифрами;
- дидактический материал;
- рефлексивные линейки;
- магнитофон.
1. Мобилизующий этап | Звучит музыка (песня о Родине). – Почему мы начали наш урок с этой песни? Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (О Родине) – Что значит для вас понятие “Родина”? (Ответы детей) – О Родине сложено много стихов, песен, пословиц и поговорок. Я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – так расположить данные слова, чтобы получилась пословица или поговорка о Родине. (Дети составляют пословицу и проговаривают ее группой. Остальные оценивают правильность постановки слов. Затем объясняют ее смысл.) Задания группам 1 гр. Всякому мила своя сторона. 2 гр. Нет в мире краше Родины нашей. 3 гр. Родина краше солнца, дороже золота. |
|||
2. Актуализация знаний | – Для каждого из вас Родина– это то
место, где вы родились и выросли, где живет ваша семья. Таких
дорогих сердцу мест может быть несколько. И все они складываются в
одну необъятную нашу Родину, наше государство. Но у каждого
государства есть такие святыни, которые все граждане этого
государства свято чтут, хранят, оберегают. Что же это за святыни–
символы? (Герб, флаг, гимн.) Надо ли нам знать эти символы? Для чего? (Они представляют страну, ее историю и народы, ее населяющие.) Вы хотите узнать о них побольше? Что вы хотите о них узнать? На доске учитель чертит рефлексивную линейку, где отмечает высказывания детей. |
|||
3. Изучение нового материала
Архивариус
Работа в группах.
АРХИВАРИУС
АРХИВАРИУС |
1. О гербе. – Как вы думаете, когда появились гербы и кем они создавались? Давайте послушаем один разговор, который состоялся однажды в старом замке между отцом и сыном. (Сценка “Однажды в старом замке”) Приложение 1 – Что же такое герб? (Отличительный знак) – Кем создавались гербы? Что отражал герб? Каких цветов могли быть гербы? (Красный, голубой, черный, зеленый, пурпурный.) Что изображалось на них? (Ответы детей) – А что говорит история об этом? (На экране появляется изображение архивариуса и текст) – Гербы появились давным-давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей. Изображен он был на рыцарском щите. Специальные люди-герольды давали описание гербов, следили за правильным их составлением. – Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита. Современный Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Найдите и покажите его среди других гербов. (На экране несколько гербов) Подготовьте о нем сообщение. У каждой группы свое задание. (Группам раздаю одинаковый. текст. Каждая группа ищет ответ на свой вопрос.) 1 гр. – Рассказать, что изображено на гербе и что обозначают данные символы. 2 гр. – История создания герба. 3гр. – Рассказать о гербе г. Канска. Выступают представители групп. 2. О флаге. – Переходим к следующему символу нашего государства – флагу. Найдите среди данных флагов российский. (На экране несколько пронумерованных флагов, у детей карточки с цифрами. Представлены флаги Армении, Венгрии, Люксембурга, Югославии, Франции, России. Дети показывают цифру, которая соответствует флагу России). – Несколько флагов имеют одинаковые цвета. Важно уметь отличать свой флаг от других. Давайте придумаем такое слово– шифр, которое поможет запомнить порядок расположения цветов на флаге. – Какое слово приходит на ум, чтобы все три согласные были в этом слове? (Бусинка, бесик, Барсик и т.д.) – Что означают эти буквы? (Цвета нашего флага, их расположение.)
– Где можно увидеть наш флаг? (Над Кремлевским Дворцом и другими зданиями, где находятся органы власти России, во время проведения Олимпийских игр, встречи нашего правительства с представителями власти других стран и т.д.) Флаг подлежит защите. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. (Звучит стихотворение о флаге, знамени) – Рассмотрите рисунки флагов разных стран. Какие цвета преобладают на них? Почему? Имеет ли цвет какое– либо значение? Обратимся к архивариусу. (На экран выводится изображение архивариуса и текст) – Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет свое особое значение. Красный цвет означает отвагу, мужество, героизм. Белый и синий – цвета православной церкви. Синий цвет – небо, верность. Белый – благородство, совершенство. Обратите внимание на цветовую гамму на нашем флаге. – О чем это говорит? (Наш народ мужественен, благороден. Мы высоко ценим верность и чисты в своих помыслах.) 3. О Гимне. – Встаньте, дети. (Звучит фрагмент Гимна России.) – Почему я сейчас вас подняла? (Звучал Гимн, а его слушают стоя.) – Охарактеризуйте мелодию Гимна. (Величественная, торжественная.) Гимны чрезвычайно разнообразны. Как вы думаете, для чего слагали гимны? (Ответы.) Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь исторического события или героя. Если герб и флаг – символы “внешние”, то государственный гимн всегда с вами. Ведь если знаешь мелодию и слова, то можно его спеть в любое время. А когда исполняют гимн? (Ответы.) А что скажет Архивариус? Люди издавна любили гордые и смелые песни. В них славилась красота родной земли, ее богатства, подвиги героев. Из поколения в поколение передавались представления людей о Родине и счастье, о добре и зле. Государственный гимн звучит в особо торжественных случаях: во время встреч руководителей государств, во время спортивных состязаний в честь победителей. Они прославили Родину своей победой, и весь мир с уважением слушает гимн страны, воспитавшей таких спортсменов. В XXΙ век Россия вступила с обновленным гимном. С.В. Михалков написал новые слова на прежнюю музыку А.В.Александрова. – Предлагаю закончить наш урок исполнением Гимна России. (На экране появляются слова Гимна. Дети встают и поют.) |
|||
4. Рефлексия
Домашнее задание |
– Как вы оцените сейчас свои знания? На
каком уровне находитесь? (У детей рефлексивные линеечки. Они оценивают свои знания.) – Кто оценил себя так – … (крестик ставится на линеечке посередине); так– (крестик ставится ближе к верхней части линейки). – Смогли ли вы найти ответы на те вопросы, которые поставили в начале урока? – Пять лет назад наша школа получила статус гимназии. Гимназия– это тоже своего рода государство, которое имеет свои государственные символы. Задание для первой группы – найти в библиотеке сведения о гербе нашей гимназии, что он обозначает; второй группе– о флаге нашей гимназии, третьей группе –об истории возникновения Гимна. Общее задание – нарисовать герб своей семьи или класса. |