План.
1. Местоположение и природа Ассирии.
2. Начало обработки железа.
3. Ассирийская армия и завоевания Ассирии.
4. Столица державы Ниневия.
Слово учителя: Знания можно получить двумя способами:
- выслушать рассказ учителя и попробовать его запомнить, так больше узнаешь, но мудрее не станешь;
- а можно постараться добыть знания самостоятельно, работая с разными историческими источниками.
В результате и узнаешь новое и научишься сам добывать знания.
Работаем парами, ответы пар оцениваются по следующим пунктам:
1. полнота ответа;
2. последовательность ответа;
3. перечисление фактов, дат, названий и т.д.
1. Местоположение и природа Ассирии.
Работаем с картой - стр. 31
? В южном или северном Двуречье находится Ассирия?
? Рассмотрите географический рельеф и сделайте вывод о занятиях жителей на территории этого государства?
? Есть ли города на территории Ассирии?
2. Начало обработки железа.
1) Решение задачи: “В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук”.
? Как Вы считаете, почему железных вещей было так мало?”
2) Учебник стр. 83. пункт 1. абзац 1
? Когда начали выплавлять железо?
? Как это открытие могло повлиять на жизнь людей?
3. Ассирийская армия и завоевания Ассирии.
1) Задание: по иллюстрациям и тексту учебника стр. 84 пункт 2 найти ответы на вопросы.
? Чем была вооружена армия Ассирии?
? Почему армия ассирийцев была маневренной и быстро передвигалась?
? Какие технические средства они использовали во время боя?
- Какие выводы можно сделать на основании данных фактов?
2) Работа с картой: атлас и учебник стр.84
? С какими странами воевала Ассирия?
З) Задание: “Ассирию называли “логовищем львов”, столицу государства Ниневию - “городом крови”.
Прочитайте отрывки из документов и рассмотрите иллюстрацию стр. 86, ответьте на вопросы (работаем в паре).
“В третьем году моего правления укрепленные города задумали мятеж... Многочисленные войска... я мобилизовал и выступил в поход на завоевание этих городов. Сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сровнял их с землей. Людей с их имуществом я взял в плен; эти города я разрушил, снес и сжег в огне...”.
“Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа - тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию”.
? С какой целью ассирийские цари совершали свои военные походы в соседние страны?
? Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи?
? Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?
? Цари какой страны также активно вели военные походы?
- Какие выводы можно сделать на основе данных фактов?
4. Столица державы Ниневия.
1) Город Ниневия: религия, рельефы, библиотека, царь Ашшурбанипал, дворец царей
2) Гибель Ниневии в 612 г. до н.э.
? Почему погибла Ассирия? – Почему погибла Ассирия?
- Обобщение и закрепление знаний.
Тест.
Условия:
1-6 - задание с выбором ответа (1 ответ правильный);
7 задание — ответ на вопрос.
Выполнение 5 заданий с выбором ответа - “4”.
Выполнение всех заданий - “5”.
1. Где впервые стали широко использовать железо?
А) Ассирии; Б) в Египте; В) в Финикии.
2. Кто первым стал широко использовать конницу?
A) евреи; Б) ассирийцы; B) египтяне.
3. Каким письмом пользовались ассирийцы?
A) иероглифами; Б) алфавитом; B) клинописью.
4. Столица Ассирийской державы, которую называли “городом крови”:
A) Ниневия; Б) Вавилон; B) Персеполь.
5. Царь Ассирии, собравший в Ниневии большую библиотеку:
A) Навуходоносор; Б) Ашшурбанипал; B) Синахериб.
6. Почему погибла Ниневия?
А) её разрушило землетрясение; Б) её разрушили враги; В) её покинули жители по непонятным причинам.
7. Как использование тарана и осадной машины могли повлиять на строительство городских стен?