Тема: (для учителя) “Обучение языковому анализу произведения”
Тема: (для учащихся) “Вырастим в сердце доброту”
Цели:
образовательная – продолжить знакомство с произведением Г.Х. Андерсена, обучение языковому анализу произведения, совершенствование понимания текста на уровне содержания, побуждать детей к выразительному показу характеров персонажей, учить слаженно работать в коллективе, в группах, учить рассуждению-объяснению, обогащать словарный запас;
развивающая – развивать такие нравственные качества учеников как доброта, любовь, милосердие, развивать умение понимать чувства автора, умение анализировать, сравнивать, развивать речь, вариативность мышления, внимание к языку литературного произведения;
воспитательная – воспитание бережного отношения друг к другу, любовь к близким, воспитание чуткого, сострадательного, доброго человека, готового прийти на помощь и умеющего ценить дружбу.
Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, магниты, плакат с эпиграфом урока, театральные декорации, проигрыватель, музыка Свиридова “Метель”, мел, доска, набор пословиц, толковый и этимологический словари, таинственные конверты – 4 шт., ватман, листы А-3, клей, карточки для каждой группы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Вы уже подумали дома, как изобразить душу девочки. Интересно, в каких образах вы её представили? Ребята, покажите свои работы, оформите ими доску (любуемся, некоторые работы прошу прокомментировать.)
3. Введение в тему урока.
- Собеседники мои, а какие человеческие качества вы цените? Какие люди вам нравятся?
- Сегодня мы продолжим рассуждать о взаимоотношениях людей, человека с окружающим миром. Прочитайте эпиграф нашего урока.
“Самое главное – видеть, чувствовать и любить всё живое. Только так можно вырастить в сердце доброту”.
(С.А. Образцов, руководитель знаменитого кукольного театра)
- Наш кукольный театр расскажет вам одну историю. Но сначала по названию определите, о чём будет идти речь в рассказе.
Театрализация рассказа Кургузова “И кошки храпят”.
И кошки храпят
На папин день рождения собралось много гостей. Они пили, ели и громко разговаривали.
А потом папа сказал:
— Внимание! Маленький сюрприз — загадка природы!
И он включил магнитофон. Из магнитофона послышалось сонное сопение и легкий храп. Папа, таинственно улыбаясь, спросил:
— Ну?! Что это было?
Гости смущенно пожимали плечами.
— Ни за что не догадаетесь, — торжествующе заявил папа и выбежал из комнаты. Вернулся он, держа в руках кота Лукьяна.
— Вот! — сказал папа. — Это кот храпел. Я его на магнитофон записал.
Ну, тут все, конечно, начали смеяться. Потом захохотали. А я ушел на кухню. Там на подоконнике сидел Лукьян, и в глазах у него были слезы. Я забрался на подоконник, сел рядом с ним и тоже заплакал.
Беседа по содержанию, дети делятся своими впечатлениями.
- Какая пословица подходит к этому рассказу?
Старый друг лучше новых двух.
Без беды друга не узнаешь.
Не ищи красоты, ищи доброты.
Слово пуще стрелы ранит.
Вывод.
Нравственно предать не менее ужасно, чем совершить какое-нибудь физическое наказание.
4.Работа по теме урока.
- Как думаете, путь к доброте лёгкий? Легко ли быть добрым? Отправимся в путь на поиски доброты.
- Сейчас прочту стихотворение, которое подскажет вам, с каким жанром произведения будем работать.
У наших зим – особенная прелесть
Под вечер успокоится пурга.
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожжённые снега.
Сидит ворона на дубу жар- птицей,
Стоят оградой терема леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться
Как в мудрой сказке, чудеса.
- Сказка. Молодцы, будем продолжать работу со сказкой “Пятеро из одного стручка”. Кто автор этой сказки? Что запомнили об этом человеке?
- Сегодня поработаем в группах. У каждой группы своё задание.
К-1
1. Зачитайте самое красивое место в сказке.
2. Найдите эпитеты, характеризующие, жилище женщины.
3. Обратись в справочное бюро: каморка.
К-2
1. Как можно было бы назвать сказку?
2. Найдите эпитеты, характеризующие женщину.
3. Обратись в справочное бюро: подённая работа.
К-3
1. Найдите отрывок, который мог прочитать вот этот человечек.
2. Найдите эпитеты, характеризующие, девочку в начале сказки.
3. Обратись в справочное бюро: тщедушная, друг.
К-4
1. Найдите отрывок, который нужно прочитать печально, радостно, с насмешкой.
2. Найдите эпитеты, характеризующие, девочку в конце сказки.
3. Обратись в справочное бюро: дружба, румяный.
К-5
Слово-магнит “любовь”.
К-6
Справочное бюро.
Каморка, подённая работа, тщедушная, друг (в этимологическом словаре), дружба, румяный (в толковом словаре).
После того, как ребята приготовили ответы на свои задания, опрос проводится так: сначала спрашиваю первые вопросы карточки, затем вторые, обращаясь в справочное бюро (это ребята, работающие по словарям).
- Какую силу разбудила горошинка в девочке? (Любовь к жизни).
Пятая группа читает мини-рассказ о любви (ребятам было дано слово “любовь”. Дети записали все слова, которые они ассоциируют со словом “любовь” Далее, используя эти слова, ребята составляют рассказ).
5. Итог урока.
- Как вы считаете, с какой целью автор написал сказку:
- чтобы рассказать о росте горошин;
- чтобы передать свои чувства;
- чтобы привлечь внимание читателя к происходящему;
- чтобы вызвать взаимное переживание.
Дети выбирают нужное, лишнее стирается.
6. Рефлексия.
- Подумайте, как бы ваша группа выразила своё отношение к прочитанному. Перед вами лист, а в таинственном конверте частички настроения (солнце, облака, цветы, бабочки, девочки с разным настроением и т.п.). Постройте картинку своего настроения.
У доски работают спикеры групп над этим же заданием.