Урок литературного чтения по теме "Г.Х. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: (для учителя) “Обучение языковому анализу произведения”

Тема: (для учащихся) “Вырастим в сердце доброту”

Цели:

  • образовательная – продолжить знакомство с произведением Г.Х. Андерсена, обучение языковому анализу произведения, совершенствование понимания текста на уровне содержания, побуждать детей к выразительному показу характеров персонажей, учить слаженно работать в коллективе, в группах, учить рассуждению-объяснению, обогащать словарный запас;

  • развивающая – развивать такие нравственные качества учеников как доброта, любовь, милосердие, развивать умение понимать чувства автора, умение анализировать, сравнивать, развивать речь, вариативность мышления, внимание к языку литературного произведения;

  • воспитательная – воспитание бережного отношения друг к другу, любовь к близким, воспитание чуткого, сострадательного, доброго человека, готового прийти на помощь и умеющего ценить дружбу.

Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся, магниты, плакат с эпиграфом урока, театральные декорации, проигрыватель, музыка Свиридова “Метель”, мел, доска, набор пословиц, толковый и этимологический словари, таинственные конверты – 4 шт., ватман, листы А-3, клей, карточки для каждой группы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

- Вы уже подумали дома, как изобразить душу девочки. Интересно, в каких образах вы её представили? Ребята, покажите свои работы, оформите ими доску (любуемся, некоторые работы прошу прокомментировать.)

3. Введение в тему урока.

- Собеседники мои, а какие человеческие качества вы цените? Какие люди вам нравятся?

- Сегодня мы продолжим рассуждать о взаимоотношениях людей, человека с окружающим миром. Прочитайте эпиграф нашего урока.

“Самое главное – видеть, чувствовать и любить всё живое. Только так можно вырастить в сердце доброту”.

(С.А. Образцов, руководитель знаменитого кукольного театра)

- Наш кукольный театр расскажет вам одну историю. Но сначала по названию определите, о чём будет идти речь в рассказе.

Театрализация рассказа Кургузова “И кошки храпят”.

И кошки храпят

На папин день рождения собралось много гостей. Они пили, ели и громко разговаривали.

А потом папа сказал:

— Внимание! Маленький сюрприз — загадка природы!

И он включил магнитофон. Из магнитофона послышалось сонное сопение и легкий храп. Папа, таинственно улыбаясь, спросил:

— Ну?! Что это было?

Гости смущенно пожимали плечами.

— Ни за что не догадаетесь, — торжествующе заявил папа и выбежал из комнаты. Вернулся он, держа в руках кота Лукьяна.

— Вот! — сказал папа. — Это кот храпел. Я его на магнитофон записал.

Ну, тут все, конечно, начали смеяться. Потом захохотали. А я ушел на кухню. Там на подоконнике сидел Лукьян, и в глазах у него были слезы. Я забрался на подоконник, сел рядом с ним и тоже заплакал.

Беседа по содержанию, дети делятся своими впечатлениями.

- Какая пословица подходит к этому рассказу?

Старый друг лучше новых двух.

Без беды друга не узнаешь.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Слово пуще стрелы ранит.

Вывод.

Нравственно предать не менее ужасно, чем совершить какое-нибудь физическое наказание.

4.Работа по теме урока.

- Как думаете, путь к доброте лёгкий? Легко ли быть добрым? Отправимся в путь на поиски доброты.

- Сейчас прочту стихотворение, которое подскажет вам, с каким жанром произведения будем работать.

У наших зим – особенная прелесть
Под вечер успокоится пурга.
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожжённые снега.
Сидит ворона на дубу жар- птицей,
Стоят оградой терема леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться
Как в мудрой сказке, чудеса.

- Сказка. Молодцы, будем продолжать работу со сказкой “Пятеро из одного стручка”. Кто автор этой сказки? Что запомнили об этом человеке?

- Сегодня поработаем в группах. У каждой группы своё задание.

К-1

1. Зачитайте самое красивое место в сказке.

2. Найдите эпитеты, характеризующие, жилище женщины.

3. Обратись в справочное бюро: каморка.

К-2

1. Как можно было бы назвать сказку?

2. Найдите эпитеты, характеризующие женщину.

3. Обратись в справочное бюро: подённая работа.

К-3

1. Найдите отрывок, который мог прочитать вот этот человечек.

2. Найдите эпитеты, характеризующие, девочку в начале сказки.

3. Обратись в справочное бюро: тщедушная, друг.

К-4

1. Найдите отрывок, который нужно прочитать печально, радостно, с насмешкой.

2. Найдите эпитеты, характеризующие, девочку в конце сказки.

3. Обратись в справочное бюро: дружба, румяный.

К-5

Слово-магнит “любовь”.

К-6

Справочное бюро.

Каморка, подённая работа, тщедушная, друг (в этимологическом словаре), дружба, румяный (в толковом словаре).

После того, как ребята приготовили ответы на свои задания, опрос проводится так: сначала спрашиваю первые вопросы карточки, затем вторые, обращаясь в справочное бюро (это ребята, работающие по словарям).

- Какую силу разбудила горошинка в девочке? (Любовь к жизни).

Пятая группа читает мини-рассказ о любви (ребятам было дано слово “любовь”. Дети записали все слова, которые они ассоциируют со словом “любовь” Далее, используя эти слова, ребята составляют рассказ).

5. Итог урока.

- Как вы считаете, с какой целью автор написал сказку:

- чтобы рассказать о росте горошин;

- чтобы передать свои чувства;

- чтобы привлечь внимание читателя к происходящему;

- чтобы вызвать взаимное переживание.

Дети выбирают нужное, лишнее стирается.

6. Рефлексия.

- Подумайте, как бы ваша группа выразила своё отношение к прочитанному. Перед вами лист, а в таинственном конверте частички настроения (солнце, облака, цветы, бабочки, девочки с разным настроением и т.п.). Постройте картинку своего настроения.

У доски работают спикеры групп над этим же заданием.