Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике имеет ряд особенностей.
Во-первых, он сочетает в себе две наиболее распространенные формы испытаний – тестирование и письменная (контрольная) работа.
Во-вторых, экзамен одновременно является выпускным для учащихся 11 классов и вступительным для всех абитуриентов.
В-третьих, задания ЕГЭ четко разделяются на три уровня: начальный (часть А), средний (часть В) и продвинутый (часть С).
Задания третьего уровня соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением математики. Однако только выполнение данных заданий позволяет абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы в борьбе за бюджетные места в ВУЗах, поэтому подготовка школьников к экзамену в формате ЕГЭ становится актуальной проблемой, для педагогов и школьников обычных общеобразовательных школ.
Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения.
Основная цель уроков повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.
Для уроков повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения. Для систематизации и обобщения выделяются узловые вопросы программы.
Особенности этого типа урока заключаются в том, что при их проведении используются обзорные лекции, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.
Широкое применение на таких уроках схем и моделей дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие закономерных связей и отношений.
Работу по подготовке к ЕГЭ в выпускном классе начинается со знакомства школьников с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке и критериями оценки работы особенно работ части С.
Приведу примерные критерии оценки работ части С.
4 балла.
Приведена верная последовательность всех шагов решения.
Верно обоснованы все ключевые моменты решения.
Необходимые для решения чертежи, рисунки, схемы выполнены безошибочно.
Правильно выполнены все преобразования и вычисления. Дан верный ответ.
3 балла.
Приведена верная последовательность всех шагов решения.
Верно обоснованы все ключевые моменты решения.
Необходимые для решения чертежи, рисунки, схемы выполнены безошибочно.
Допустимы 1 описка и\или негрубая вычислительная ошибка, не влияющие на правильность дальнейшего хода решения. В результате описки или ошибки возможен неверный ответ.
2 балла.
Приведена в целом верная, но, возможно, неполная последовательность шагов решения и\или обоснована только часть ключевых моментов решения.
При этом допустимы негрубые ошибки в чертежах, рисунках, схемах, приведенных в решении, одна-две негрубые ошибки или описки в вычислениях или преобразованиях, не влияющие на правильность дальнейшего хода решения. В результате этих ошибок возможен неверный ответ.
1 балл.
Общая идея, способ решения верные, но не выполнены некоторые промежуточные этапы решения или решение не завершено.
Большинство ключевых моментов не обосновано или имеются неверные обоснования.
При том допустимы негрубые ошибки в чертежах, рисунках, схемах, приведенных в решении, негрубые ошибки в вычислениях или преобразованиях.
В результате этих ошибок может быть получен неверный ответ.
0 баллов.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3,4 балла
Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач.
Повторение темы начинается с обзорной лекции, в которой полностью освещаются вопросы теории. На лекциях происходит обобщение материала, даются приемы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся. На последующих уроках даются образцы решения задач.
Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.
В уроки заключительного повторения включаются задачи и упражнения с параметрами и с модулями. В школьных учебниках практически нет заданий по данным темам. Однако овладение методикой их решения является полезным: оно существенно повышает уровень логической подготовки учащихся, позволяет по-новому взглянуть на известные школьникам функциональные зависимости. В качестве заданий, углубляющих и расширяющих знаний учащихся, используются материалы ЕГЭ прошлых лет.
Очень важно на всех уроках знакомить учащихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них навыки работы с тестами.
Тестовая система сдачи экзаменов создает значительные психологические проблемы для школьников с замедленной реакцией. Они нередко обладают хорошими способностями, но не умеют быстро переключаться с одной задачи на другую. Поэтому на каждом уроке заключительного повторения предлагаются тренировочные тесты, которые использовались на ЕГЭ в предыдущие годы.
Эффективным является следующая организация работы.
На каждом уроке 10-15 минут (а чем сложнее задания, тем больше времени) ученик решает тест (задания с А1 по А8- первый блок; задания с А9 поВ3- второй блок и т.д.), а учитель, проверяя работы, отслеживает правильность выполнения заданий фиксируя результаты на каждого ученика в виде таблицы.
Ф.И.О. ученика____________________________________________
Дата выполнения теста |
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
А5 |
А6 |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
…. |
13.01 |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
|||
15.01 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
|||
17.01 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
|||
20.01 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
….. |
Таким образом, учитель имеет реальную картину усвоения знаний по темам на каждого обучающегося и возможность составления индивидуальных тестовых заданий на конкретного ребенка.
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
Работа над ошибками включает в себя следующее:
предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;
обнаружение и исправление ошибок самими учащимися на основе самопроверки, редактирования;
исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием, как для общей диагностики, так и для организации индивидуальной работы с учащимися.
На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ЕГЭ
Таким образом, осуществляется качественная подготовка школьников к экзамену.