Организация уроков повторения при подготовке к ЕГЭ по математике

Разделы: Математика


Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по математике имеет ряд особенностей.

Во-первых, он сочетает в себе две наиболее распространенные формы испытаний – тестирование и письменная (контрольная) работа.

Во-вторых, экзамен одновременно является выпускным для учащихся 11 классов и вступительным для всех абитуриентов.

В-третьих, задания ЕГЭ четко разделяются на три уровня: начальный (часть А), средний (часть В) и продвинутый (часть С).

Задания третьего уровня соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением математики. Однако только выполнение данных заданий позволяет абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы в борьбе за бюджетные места в ВУЗах, поэтому подготовка школьников к экзамену в формате ЕГЭ становится актуальной проблемой, для педагогов и школьников обычных общеобразовательных школ.

Одним из направлений в решении этой проблемы является организация повторения.

Основная цель уроков повторения заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Для уроков повторения главное заключается в упрочении в памяти основных положений темы. Всякая работа, связанная с повторением и закреплением материала, несет в себе элементы систематизации и обобщения. Для систематизации и обобщения выделяются узловые вопросы программы.

Особенности этого типа урока заключаются в том, что при их проведении используются обзорные лекции, устный опрос, организация упражнений по углублению практических умений и навыков.

Широкое применение на таких уроках схем и моделей дает возможность направить внимание учащихся, их сознание, мышление на раскрытие закономерных связей и отношений.

Работу по подготовке к ЕГЭ в выпускном классе начинается со знакомства школьников с требованиями, предъявляемыми к их математической подготовке и критериями оценки работы особенно работ части С.

Приведу примерные критерии оценки работ части С.

4 балла.

Приведена верная последовательность всех шагов решения.

Верно обоснованы все ключевые моменты решения.

Необходимые для решения чертежи, рисунки, схемы выполнены безошибочно.

Правильно выполнены все преобразования и вычисления. Дан верный ответ.

3 балла.

Приведена верная последовательность всех шагов решения.

Верно обоснованы все ключевые моменты решения.

Необходимые для решения чертежи, рисунки, схемы выполнены безошибочно.

Допустимы 1 описка и\или негрубая вычислительная ошибка, не влияющие на правильность дальнейшего хода решения. В результате описки или ошибки возможен неверный ответ.

2 балла.

Приведена в целом верная, но, возможно, неполная последовательность шагов решения и\или обоснована только часть ключевых моментов решения.

При этом допустимы негрубые ошибки в чертежах, рисунках, схемах, приведенных в решении, одна-две негрубые ошибки или описки в вычислениях или преобразованиях, не влияющие на правильность дальнейшего хода решения. В результате этих ошибок возможен неверный ответ.

1 балл.

Общая идея, способ решения верные, но не выполнены некоторые промежуточные этапы решения или решение не завершено.

Большинство ключевых моментов не обосновано или имеются неверные обоснования.

При том допустимы негрубые ошибки в чертежах, рисунках, схемах, приведенных в решении, негрубые ошибки в вычислениях или преобразованиях.

В результате этих ошибок может быть получен неверный ответ.

0 баллов.

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3,4 балла

Приступая к итоговому повторению, учащиеся знакомятся с последовательностью, в которой будут рассматриваться вопросы, затем в каждой теме выделяется теоретический материал, знание которого необходимо для обоснования решения задач.

Повторение темы начинается с обзорной лекции, в которой полностью освещаются вопросы теории. На лекциях происходит обобщение материала, даются приемы и методы решения задач, углубляются и расширяются знания учащихся. На последующих уроках даются образцы решения задач.

Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.

В уроки заключительного повторения включаются задачи и упражнения с параметрами и с модулями. В школьных учебниках практически нет заданий по данным темам. Однако овладение методикой их решения является полезным: оно существенно повышает уровень логической подготовки учащихся, позволяет по-новому взглянуть на известные школьникам функциональные зависимости. В качестве заданий, углубляющих и расширяющих знаний учащихся, используются материалы ЕГЭ прошлых лет.

Очень важно на всех уроках знакомить учащихся средней школы с тестовой технологией и формировать у них навыки работы с тестами.

Тестовая система сдачи экзаменов создает значительные психологические проблемы для школьников с замедленной реакцией. Они нередко обладают хорошими способностями, но не умеют быстро переключаться с одной задачи на другую. Поэтому на каждом уроке заключительного повторения предлагаются тренировочные тесты, которые использовались на ЕГЭ в предыдущие годы.

Эффективным является следующая организация работы.

На каждом уроке 10-15 минут (а чем сложнее задания, тем больше времени) ученик решает тест (задания с А1 по А8- первый блок; задания с А9 поВ3- второй блок и т.д.), а учитель, проверяя работы, отслеживает правильность выполнения заданий фиксируя результаты на каждого ученика в виде таблицы.

Ф.И.О. ученика____________________________________________

Дата выполнения теста

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

….

13.01

+

-

-

+

-

+

-

-

     

15.01

+

-

-

-

+

-

-

+

     

17.01

+

+

-

-

+

-

+

+

     

20.01

+

+

+

-

+

+

+

+

     

…..

                     

Таким образом, учитель имеет реальную картину усвоения знаний по темам на каждого обучающегося и возможность составления индивидуальных тестовых заданий на конкретного ребенка.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

Работа над ошибками включает в себя следующее:

  • предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем курса на основе прогнозирования, знания типичных ошибок и трудностей;

  • обнаружение и исправление ошибок самими учащимися на основе самопроверки, редактирования;

  • исправление, учет, классификация ошибок учителем с последующим обобщением и использованием, как для общей диагностики, так и для организации индивидуальной работы с учащимися.

На консультациях и индивидуальных занятиях рассматриваются наиболее распространенные ошибки, допущенные учащимися в ходе подготовки к ЕГЭ

Таким образом, осуществляется качественная подготовка школьников к экзамену.