Вид урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели:
- обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме;
- отработка умений и навыков применения формул для преобразования логарифмических выражений и решения уравнений и неравенств;
- развитие навыков работы с дополнительной литературой, с историческим материалом;
- воспитание эстетических качеств и умения общаться
Оборудование: доска, дартс, компьютер, проектор, экран, кейсы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Класс разделен на пары - экипажи.
Учитель.
Еще Г. Бокль заметил, что “Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которое делает человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом”. (слайд №1 (см. презентацию))
Перед нами стоит задача проверить прочность наших знаний: повторить логарифмическую функцию, и решение логарифмических уравнений и неравенств в целях подготовки к ЕГЭ.
Сегодняшний урок пройдет в форме игры - математических гонок.
1. Каждый экипаж выбирает штурмана и пилота.
2. Побеждает тот экипаж, который первым придет к финишу, набрав наибольшее количество очков.
3. Наш маршрут состоит из пяти этапов, пробы сил и творческого домашнего задания.
4. В личном первенстве победителем становится учащийся, набравший наибольшее количество баллов.
5. Время прохождения каждого этапа ограничено.
Этапы гонки |
№ слайда |
Время прохождения этапов |
|
№№ 6 - 7 | 5 мин |
|
№ 8 | 7мин |
|
№№ 10 - 13 | 10 мин |
|
№ 16 | 5 мин |
|
№№ 14 -15 | 3 мин |
Проба сил. | № 18 | 12 мин |
“Логарифмы в жизни и быту” - творческое домашнее задание | № 19 | 2 мин |
I этап. Разминка. “Лови ошибку!” (слайд № 6 – 7)
Учитель. Перед вами слайд с понятиями и свойствами логарифмической функции, вам необходимо найти ошибки и исправить их, записав верные ответы в маршрутные листы. За каждую правильно найденную ошибку экипаж получает – 1 балл.
Понятия |
Формулы |
1.Определение логарифма числа по заданному основанию |
|
2. Основное логарифмическое тождество. | |
3. Формула логарифм произведения. | |
4. Формула логарифм частного. | |
5. Формула логарифм степени. | |
6. Формула логарифмического перехода от одного основания к другому основанию. | |
7. Логарифм, значение которого равно единице | |
8. Логарифм, значение которого равно нулю | |
9. Запись числа через логарифм |
II этап. Гонка с препятствиями. “Логарифмический дартс” (слайд № 8)
Учитель. На доске вы видите “Логарифмический дартс” Экипаж выходит к доске, пилоту завязывают глаза. Он берет дротики (5 шт) и поочередно метает их в мишень, штурман диктует пилоту задания, которые пилот должен решить как можно быстрее. На все задание каждому экипажу отводиться 40 сек. За каждый правильный ответ – 1 балл.
III этап. Гонка по пересеченной местности. Испытание графиками. (слайд № 9)
3.1 Назвать функцию. Перечислить свойства функции. (За каждое правильное свойство – 1 балл)
Используя свойства функции - выполните задания. За каждый правильный ответ – 2 балла
3.2. Найти область определения функции (слайд № 10)
3.3 Какой график является графиком функции y = log 0,4 x? (слайд № 11)
3.4 Постройте графики функций. Совпадают ли графики функций? (слайд № 12 - 13)
IV. Переменка. Логарифмическая “комедия 2>3” (слайд № 14 - 15)
Учитель: За быстроту, полноту и правильность решения до 5 баллов.
V этап. Практичность теории. (слайд № 16)
Учитель: На уроках мы изучили основные типы и методы решения логарифмических уравнений и неравенств. Давайте проверим наши знания на этом участке пути. Штурманы заполните путевые листы - таблицы. Время на прохождение этого этапа – 5 мин. За каждый правильно выбранный метод – 2 балла
Учитель. А теперь подведем итоги математических гонок. (слайд № 17)
“5” - свыше 32 баллов
“4” - 26 – 32 баллов
“3” - 15 – 25 баллов
5. Проба сил. (слайд № 18)
Учитель: Сейчас, после повторения теоретического материала - самое главное! Проба сил! Дифференцированное задание для индивидуального решения . Для универсального профиля – задание на карточках лежат на столе. (Номер правильного ответа – количество баллов за пример)
Решите уравнение А1 | |||
|
|
3) 1 | 4) 1,25 |
А2 Решите неравенство | |||
1) (- ; -2) |
|
3) (-2; + ) | 4) [-2; + ) |
А3 Укажите промежуток,
которому принадлежит корень уравнения:
|
|||
|
|
3) (20; 25) | 4) (11; 13) |
Упростите выражение А4 | |||
|
3) | 4) 9 |
Математический профиль – работа за компьютером – решение заданий уровня С из вариантов ЕГЭ (CD – диск Подготовка к ЕГЭ по математике. Репетитор 1С). За каждое правильно выполненное задание – от 2 до 4 баллов.
6. Творческое домашнее задание. Логарифмы в жизни и быту. (слайд № 19)
История возникновения логарифмов |
Логарифмы в астрономии |
Логарифмические диковинки |
Логарифмы в музыке |
Логарифмы и экономика |
Логарифмы в литературе |
Логарифмическая спираль |
Логарифмы и психология |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.