Конспект урока русского языка "Парные согласные на конце слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: научить детей находить и проверять парные согласные в конце слова, через решение поставленной проблемы; развивать умение пользоваться толковым словарём, воспитывать потребность в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, толковые словари.

1.Оргмомент.

Хором произносим стихотворение и выполняем действия.

Презентация, музыкальное сопровождение.

Слайд №1

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь!

2.Чистописание

У. На какие две группы можно разделить звуки, которые обозначают эти буквы?

Д. Звуки можно разделить на две группы- твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.

У. Дайте полную характеристику звуков.

Д. Согласные, могут быть твёрдыми или мягкими, глухими или звонкими, парные.

У. Запишите их парами по глухости –звонкости.

Д. Записывают в тетрадь.

3. Темы и цель урока.

Прочитайте стихотворение.

Слайд №2

Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Он не просто сел под дуб,
Он лисице лечит зуб.

У. Почему слово лисица выделено.

Д. Это словарное слово, написание которого нужно запомнить.

У. О каком литературном герое это стихотворение?

Д. Добром докторе Айболите, который лечил зверей.

У. Кто придумал этого литературного героя?

Д. Корней Иванович Чуковский.

Слайд №3

У. Сделайте фонетический разбор слов 1 ряд- дуб, 2 ряд- зуб, два человека выполняют на доске.

Используйте памятку:

  1. Сколько в слове слогов.
  2. На какой слог падает ударение.
  3. Гласные звуки: ударные и безударные. Какими буквами обозначены.
  4. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Какими буквами обозначены.
  5. Количество звуков и букв в слове.

У. Какой звук обозначает буква б?

Д. Буква б обозначает глухой звук п.

У. В какой части слова стоит этот звук?

Д. В конце слова.

У. Какой можно сделать вывод?

Д. Буква б на конце слова обозначает глухой звук, значит это орфограмма.

У. А только ли буква б в конце слова оглушается?

4. Постановка проблемы.

У. Не только лисица больна, но и другие звери, что же у них болит, прочитайте слова.

Слайд №4

Глаз глаза

Зуб зубы

Нос носы

Лоб лобик

У. Какие особые согласные есть в этих словах?

Д. Парные согласные звуки.

У. Что вы можете сказать о том, какие звуки обозначают эти буквы в словах первого столбика и второго столбика?

Д. В первом столбике только в слове нос, на конце слышится звук с и пишется буква с, а в остальных словах слышатся глухие звуки.

Д. Во втором столбике какой звук слышится, та буква и пишется.

У. Как произносятся согласные звуки в конце слова?

Д. Согласные звуки на конце слова оглушаются.

У. Что вы можете сказать о словах первого и второго столбика?

Д. Слова второго столбика являются проверочными, а слова первого проверяемыми .

У. О каких согласных будем говорить на уроке?

Д. Мы будем учиться проверять парные согласные на конце слова.

5. Физминутка.

Доброму Доктору Айболиту
Прислали по почте карту.
Ему поможем найти путь,
А нашим глазкам отдохнуть.

(гимнастика для глаз, следят глазами по разным линиям )

Слайд №5

Каждое движение три раза повтори,
Глазками по линиям внимательно следи:
Идём вверх, затем вниз и наоборот.
Справа влево посмотри и наоборот.
Круг мы чертим вправо и наоборот.
Идём мы по спирали и наоборот.
Мы на радугу взберёмся и наоборот.
Крепко мы глаза закроем и наоборот.
Всё зарядку мы закончим и начнём урок.

6. Изучение нового материала.

У. Доктор Айболит оказался в лесу, к нему на приём записались звери. Кто они вы узнаете, если отгадаете загадки:

1. Кто зимой, забыв тревоги,

Крепко спит в своей берлоге.

(медведь)

Слайд №6

Справка слово медведь произошло от двух слов мёд и ведать (знать).

2. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток ни одной.
(ёж)

Слайд №7

3. Комочек пуха
Длинное ухо.
Прыгает ловко.
Любит морковку.
(заяц)

Слайд №8

4. Всё изрыл и луг и сад
Землеройный аппарат.
В темноте, в часы прогулки
Рыл под лугом переулки
И из сада в огород
Сделал новый переход.
(крот)

Слайд №9

У. Запишите отгадки.

Д. Записывают

Слайд №10

Медведь медведи

Ёж ежи

Крот кроты

Заяц зайцы

У. Какая пара слов лишняя?

Д. Заяц-зайцы, так как в этом слове парная согласная в начале, а в остальных в конце слова..

У. Какой звук слышится в конце слов медведь, ёж, крот?

Д. Глухой

У. Как проверить согласный в конце слова?

Д. Изменить слово так, чтобы после согласной стоял гласный.

У. Ребята, давайте подведём итог, в какой позиции и как нужно проверять парные согласные.

Д. Парные согласные на конце слова нужно проверять. Нужно изменить слово так, чтобы после согласной стоял гласный.

7. Закрепление.

Работа в группах.

У. Задание группам:

Спишите последнюю загадку, выпишите слова с парной согласной на конце и напишите проверочные слова.

Слайд №11

Д. Пишут:

Всё изрыл и луг и сад
Землеройный аппарат.
В темноте, в часы прогулки
Рыл под лугом переулки
И из сада в огород
Сделал новый переход.
Лёд- льды,
сад- сады,
аппарат-аппараты,
огород- огороды,
переход-переходы.

Проверка.

7. Словарная работа.

Слайд №12

У. Что такое аппарат? Какие бывают аппараты? Обратитесь к словарю.

Д. Находят в словаре, зачитывают значение.

Аппарат-

1.Прибор, техническое приспособление.

2.Совокупность органов выполняющих какую-нибудь функцию организма.

3.Совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь отрасль.

4. Совокупность сотрудников учреждения, организации, какой-нибудь области управления.

У. Такие слова называют многозначными.

У. У всех этих животных опасная болезнь. А какая вы сейчас узнаете.

Работа в парах.

Я прочитаю два предложения, вы на планшетах запишите слова с парными согласными на конце и проверочные к ним.

Грипп- заразная болезнь.

Гриб растёт под деревом.

Д. Записывают

Грипп- гриппом, гриб-грибы.

У. Могут ли эти слова навредить здоровью?

Д. Да, грипп- это болезнь с температурой и плохим самочувствием, а грибами можно отравиться.

У. Что же делать, чтобы этого не произошло?

Д. От гриппа делать прививки и закаляться, и знать несъедобные грибы.

9. Физминутка

У. А ещё вы узнаете один секрет, как не заболеть гриппом от доктора Айболита, когда в классе найдёте карточки со словами и составите предложение.

Д. На карточках спрятанных в разных укромных местах класса находят слова, при этом они двигаются свободно по классу, и на доске составляют предложение:

Каждое утро делай зарядку!

Индивидуальная проверочная работа.

У. Прочитайте текст на карточке, найдите и запишите слова с парными согласными на конце и проверочные слова к ним.

Айболит.

Раздался стук в дверь. У крыльца стояла лошадь Ночка,

У Ночки болел глаз. Айболит дал ей мазь.

Утром он выел лошадь на луг. Весь день она щипала траву.

Боль в глазу прошла.

Проверка:

Слайд №13

Стук-стуки

Лошадь-лошади

Глаз-глаза

Мазь-мази

Луг-луга

10. Подведение итогов.

У, Когда и как нужно проверять парные согласные.

Д. Парные согласные на конце слова нужно проверять, изменять слово так, чтобы после согласной стояла гласная.

У. Давайте разберём домашнее задание. Вы вставите пропущенные буквы, спишите в тетрадь текст

Айболита в лесу встречали ё_ и у_.

В гнезде сидели чи_ и стри_.

В норке пряталась мы_ь.

Утка спряталась в камы_.

У. А ещё в подарок за хорошую работу вы получите от доктора Айболита такие открытки

Слайд 14

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб- на зубы, лёд- на льды-

Будешь грамотным и ты.

Запомните правило и будьте здоровы!

У. А вы знаете что делать, чтобы быть здоровым?

Д. Делать утром зарядку, гимнастику для глаз, заниматься спортом, делать прививки и т.д.

У. Наше последнее задание. Расставьте предложения по порядку:

3) Я буду здоров! 1) Я хочу быть здоров! 2)Я могу быть здоров!

У. Давайте произнесём их хором!

Спасибо за урок.