Аккорд. (Приложение)
Ведущий: Музейный урок по названной теме посвящается всем детям, участникам войны, - взявшим в руки оружие на линии фронта, в партизанском отряде; помогавшим подпольным организациям на оккупированных территориях; трудившимся на колхозных полях и у заводских станков, чтобы помочь фронту; тем детям, чье детство совпало с тяжелыми суровыми годами Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Слайд 2 (Приложение): Слова на фоне вечного огня.
Звучит на фоне этих слайдов фрагмент песни “За того парня!”.
Слайд 3 (Приложение): Юный защитник.
Ведущий: С 22.06.41 г. началась неслыханная в истории человечества война. На карту было поставлено само существование нашего народа. Главари правительства “третьего рейха” Гитлер, Гиммлер и др. планировали, разрабатывая план германской колонизации, уничтожить 120-140 млн. советских людей. Немецко-фашистские солдаты получили указания: не жалеть никого, кто бы перед тобой не находился старик или женщина, мужчина или ребенок.
Слайд 4. (Приложение)
С большим садизмом и жестокостью уничтожались дети. Почему? Дети – это будущее народа, нации, продолжение жизни на планете; каждому ясно, что дети беззащитны и не представляли опасности для рейха. Но именно к ним немецко-фашистские захватчики относились безжалостно. Хорошо известны слова Гитлера: “Я приму меры к систематической приостановке прироста этого населения. Мы должны развить технику обезлюживания …Я имею в виду устранение целых расовых единиц. Это то, что я намерен осуществить”. В этих словах и скрывается истинная цель убийства мирных людей, в т.ч. детей. (На земле должно быть место только для детей, “высшей расы”, все остальные дети поляков, чехов, евреев, украинцев, белорусов, русских, хорватов, словенцев, сербов, румын, итальянцев, французов, венгров и др. народов – “низших рас” подвергались уничтожению.)
“Чудовищная теория” уничтожения выполнялась сподручными палачей – руководителей рейха. Везде на захваченных территориях фашисты оставляли кровавый след.
Слайд 5–6. (Приложение)
Оскверненная бомбами и снарядами земля, обильно политая кровью; сожженные деревни, оставшиеся без крыши над головой и родных очагов старики и дети, обреченные на голод и вымирание, горы покалеченных и расстрелянных.
Еще не умолк ожесточенный гул канонад осенью 1941 года под Ленинградом как Гитлер 22 сентября 1941 года отдает своим войскам директиву: “Стереть с лица земли город Петербург … Город надлежит блокировать и путем обстрела артиллерией и непрерывными бомбардировками сровнять с землей”. Все жители Ленинграда были взяты в плотное кольцо блокады. Фашисты рассчитывали на своего естественного союзника – голод.
Блокада Ленинграда продолжалась долгих 900 дней и ночей! Город стойко держался, но норма продуктов питания неуклонно сокращалась: норма хлеба – 125 грамм. Многие дети умирали от голода (всего в блокаде Ленинграда умерло от голода, истощения и болезней более 660 тысяч).
Слайд 7. (Приложение)
Вы видите подлинные кадры. Дневник и портрет одного из тысяч умерших детей Ленинграда Т.Савичевой.
Разрушенные материальные ценности, дети без родителей – сироты, дети, умершие от бомб, снарядов и голода – вот что нес фашизм на нашу землю. Символ т.н. “нового порядка” фашизма – виселицы и расстрелы. Расстреливали и вешали в каждом городе, в каждом населенном пункте; общие могилы обнаруживали позже бойцы-освободители; с виселиц снимали известных и неизвестных людей.
Слайд 8–9. (Приложение)
Фашисты казнили людей (часто невинных) за малейшую провинность (нарушение режима, установленного в оккупированном городе, за отказ подчиняться “новым властям”, за сочувствие партизанам, подпольщикам; за чувство человеческого достоинства).
Тысячи людей были насильно угнаны в Прибалтику, Польшу, Германию в качестве рабов для новых хозяев, сотни тысяч истреблялись в концлагерях, построенных на оккупированных территориях. Среди них дети от грудного возраста до 16 лет.
Слайд 10–11. (Приложение)
Установлено, что детей в концлагерях от 8–16 лет немцы наравне со взрослыми изнуряли на тяжелых физических работах. Непосильный труд, истязания и побои быстро доводили каждого ребенка до полного истощения и тогда его убивали.
Вот только некоторые свидетельские показания:
Бывший заключенный Гордон Яков (из Вильнюса): “В начале 1943 года в лагерь Биркенау были отобраны 164 мальчика и отвезены в больницу, где при помощи уколов в сердце они были умерщвлены”.
Бывший заключенная Бакаш Вельдтраут (из Дюссельдорфа): “В 1943 году в то время, когда мы огораживали крематорий №5, я лично видела как эсесовцы бросали в горящие костры живых детей”.
Бывший заключенная Э. Салиюме (Саласпилс): “В Саласпилсе детей истязали остервенело. Делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и кофе и от этого в день умирало по 150 человек”.
Вот что рассказывали дети, спасенные Красной армией о мучениях, которым подвергали их фашисты:
Муриадов Самий, житель г. Род (Италия) 1930 г. рождения.
“Нас, детей заставляли работать по 15–20 человек – на лямках возить груженные повозки с разным грузом, но больше отвозили трупы умерших к специальному блоку, где они складывались и оттуда увозились в крематорий. Работали мы с 4-х часов утра и до вечера. В конце октября 1944 года производивший проверку немец дал нам “кару”. Нас 150 человек построили на улице возле блока и отвели в купальню, где раздели донага, облили холодной водой, голых повели по улице в свой блок, после чего многие из детей заболели (и умерли)”.
Еще один факт. Я расскажу о судьбе детей, попавших в руки к фашистам, судьбе детей Домачевского детского дома Брестской области Белоруссии.
23 сентября 1942 года к 7 часам вечера во двор детского дома прибыла 5 тонная автомашина с 6 вооруженными немцами в военной форме. Старший из группы немцев, Макс, объяснил, что детей повезут в Брест, и приказал сажать детей в кузов автомашины. В машину было посажено 55 детей и воспитательница Грохальская.
На пограничной деревоземляной огневой точке, расположенной на расстоянии 800 метров от реки запад. Буг, автомашина с детьми остановилась. Дети были раздеты, о чем свидетельствует наличие детского белья на возвратившейся автомашине в Домачево, и расстреляны…
Мусса Джалиль, свидетель событий фашистских злодеяний, написал, находясь в Моабитской тюрьме, стихотворение “Варварство”, потрясающее по своей силе:
Слайд11. (Приложение)
“Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, навеки!
Я видел, плакали как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матери, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук…
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не заковал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!”
На убийствах детей фашисты формировали беспредельную жестокость, чувство вседозволенности и безнаказанности у тех, кому отводилась роль будущих хозяев, господ, призванных стать опорой колониального режима – “нового порядка” на оккупированных территориях.
Злодеяния фашистов не могли остаться безнаказанными. Возмездие всегда грядут на извергов не знающих жалости. И стар и млад поднялись против изуверов, на защиту поруганной земли, на защиту самой жизни. Символом защитников отечества стали слова песни “Священная война”.
Слайд 12–13. (Приложение) Звучит фрагмент песни “Священная война”.
Повсеместно на оккупированных территориях формировались подпольные группы и партизанские отряды, штабы которых находились в дебрях густых лесов. Партизаны прерывали пути сообщения врага, нанося удары с тыла, пускали под откос поезда с живой силой и боевой техникой, жгли вражеские склады, уничтожали гауляйтеров Германии, злобствующих палачей, отдававших приказы расстреливать мирных жителей, освобождали группы военнопленных, отправляемых на каторжные работы, добывали важные сведения в разведке о расположении военных частей врага, а при наступлении Советских войск помогали освобождать населенные пункты и целые районы.
Слайд 14. (Приложение)
В тревожные и тяжелые дни осени 1941 года под Москвой боевой разведчицей в партизанском отряде стала комсомолка Зоя Космодемьянская. При выполнении боевого задания Зоя К. попала в плен о ее мужественном поведении рассказывают документальные кадры.
Слайд 14 (с текстом, звуком). (Приложение)
Из поэмы М.Алигер (Таня) “Зоя”
“Ты лежишь на снегу.
О, как много за нас отдала ты,
Чтобы гордо откинуться чистым, прекрасным лицом!
За доспехи героя, за тяжелые ржавые латы,
За святое блаженство быть храбрым бойцом
Стань же нашей любимицей,
Символом правды и силы,
Чтоб была наша верность, как гибель твоя высока.
Мимо твоей занесенной снегами могилы –
На запад, на запад! – идут присягая войска”.
Ведущий: Так повелось, что настоящий характер русского человека ярче проявляется в годину неудач и бед. (Л.Толстой) и маленькие сердца юных мальчишек и девчонок, юных пионеров и комсомольцев бились в унисон с большим сердцем Родины, с сердцем своих дедов, отцов и матерей, братьев и сестер.
Слайд 15. (Приложение)
Сколько их известных и незнакомых приняли участие в борьбе со смертельно опасным разъяренным зверем – фашизмом! Сколько их было сынов и дочерей полков!! Мы точно не знаем и, наверное, никогда не узнаем, но нам хорошо известно, что, проявляя смекалку и ловкость, хитрость и смелость, они вносили свой посильный вклад в большую победу всего народа.
Слайд 15. (Приложение) Леня Голиков.
Жил в деревне Лукино, недалеко от старой Руссы. Ушел к партизанам, ходил в разведку. Однажды, обстреляв машину, убил вражеского генерала, доставил в партизанский лагерь его портфель с ценными документами. Погиб в январе 1943 года в неравном бою (под с. Острая Лука).
Слайд 16. (Приложение) Валя Котик.
Ему было 11 лет, когда фашисты заняли его родной г. Шепетовку. Валя выполнял поручения подпольщиков. Убил с товарищем начальника Шепетовской жандармерии. Когда в городе начались аресты, ушел к партизанам. В одном из боев прикрыл своим телом командира, был ранен. Юный пионер погиб в боях за г. Изяслав. (Награжден Орденом Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны II степени).
Слайд 17. (Приложение) Марат Казей.
Перешел в 5-ый класс когда началась война. Фашисты ворвались в его родную деревню Станьково (у дороги на Минск). Его мать повесили. Марат ушел к партизанам, ходил в разведку. Погиб в боях в мае 1944 года. (Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями “За боевые заслуги, “За отвагу”).
Слайд 18. (Приложение) Зина Портнова, ленинградская школьница.
Летом 1941 года оказалась на оккупированной фашистами территории. Оказывала помощь подпольщикам. Работая в столовой, отравила немецких солдат и офицеров. Была взята в плен. Мужественно вела себя, убила выстрелом в упор допрашиваемого ее офицера. Пыталась бежать, была схвачена, жестоко замучена фашистами.
Проходят годы, а мы оглядываясь назад, вновь всматриваемся в эти лица, вспоминаем таких обычных мальчишек и девчонок. Что они смогли! Но ведь смогли же!
Стихотворение: А.Межиров. “Защитник Москвы”.
“Вышел мальчик из дому
В летний день в первый зной.
К миру необжитому повернулся спиной…
Никакого геройства совершить он не смог.
Слайд 19. (Приложение)
Но с другими со всеми, неокрепший еще
Под тяжелое Время он подставил плечо.
Под приклад автомата, расщепленный в бою.
Под бревно для наката, под Отчизну свою.
Был он тихий и слабый, но вот (Москва) без него
Ничего не смогла бы, не смогла б ничего”.
Слайд 20. (Приложение)
А наша Святая обязанность помнить тех участников и ту войну, во имя живых и павших, (“это нужно не мертвым, это нужно живым!”), только память делает людей Людьми (с большой буквы). И чем дальше те кровавые события, тем живей и ярче наша память о них наша обязанность помнить, что фашизм принес народам мира и детям – продолжителям рода, чтоб не повторять ошибок и не позволять гидре неонацизма и неофашизма вновь поднимать голову, сея семена насилия, зла и раздора.
Слайд 21. (Приложение)
Я порою себя ощущаю связной
Между тем кто жив и кто отнят войной.
И хотя пятилетки бегут торопясь,
Все тесней эта связь, все прочней эта связь.
Я – связная. Бреду в партизанском лесу.
От живых донесенье погибшим несу:
“Нет, ничто не забыто,
Нет, никто не забыт.
Даже тот, кто в безвестной могиле лежит”.
(Ю. Друнина)
На фоне стихотворения звучит аккорд песни: Я сегодня до зари встану” появляется последний слайд (до завершения программы урока).