На протяжении последних десятилетий состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специалистов различного профиля. В настоящее время проблема физического и психического здоровья детей усугубилась в связи с увеличением нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, питания, снижением двигательной активности детей и др. За последние годы численность практически здоровых детей резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается.
У воспитателя группы продленного дня есть возможность через определенные мероприятия снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся.
Реализацией такой задачи на занятиях в группе продленного дня занимаюсь в течении двух лет и уже сформировалась система использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе. Элементы системы:
- Здоровьесберегающая технология по снятию утомления зрения “глазная гимнастика”. Цель – восстановление работоспособности зрительного анализатора.
- Здоровьесберегающая технология по профилактике нарушений опорно-двигательной системы. Цель – снятия утомления мышц, профилактика сколиозов, выработка правильной осанки.
- Здоровьесберегающая технология по профилактике нарушений желудочно-кишечного тракта через использование рационального режима питания школьников.
- В воспитательную систему включаю мероприятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии реализую со всеми детьми группы. Проведение динамических пауз (физминуток) с применением данной технологии, изучение здорового образа жизни вызывает активную поддержку школьников и родителей.
Здоровьесберегающая программа для воспитанников группы продленного дня.
Цель: формирование личности, способной реализовывать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи: Снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся. Воспитывать потребности в здоровом образе жизни, навыки гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способов самосовершенствования. Развивать знания и навыки, необходимые для создания семейных отношений и воспитания детей.
- Этический блок. Содержание формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, творчество, добро и зло.
- Психологический блок. Содержит темы и тренинговые упражнения направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
- Правовой блок. Содержание развивает знания о правах и обязанностях человека, формирует навыки правового поведения.
- Семьеведческий блок. Содержание формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки семейного взаимодействия, реализации здорового образа жизни в семье.
- Медико-гигиенический блок. Содержание дает знания о гигиене и профилактике болезней, развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Способствует формированию негативного отношения к вредным привычкам.
Планирование занятий в гпд основанных на здоровьесберегающую программу
- Занятия, тематические мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни (еженедельно).
- Спортивный день (раз в неделю).
- Дидактические подвижные игры (ежедневно).
- Физкультминутки (ежедневно).
- Динамические перемены (ежедневно).
- Прогулки на свежем воздухе (ежедневно).
Ребята 1–2 кл.
“Я в ответе за все на планете” |
Ребята 3–4 кл. “Во имя общего блага” |
|
Этическое направление
Психологическое направление
Правовое направление
Семьеведческое направление
Медико-гигиеническое направление |
Я и мои поступки Что такое воспитание себя Добро и зло в жизни людей От улыбки станет всем светлей
Занятия по развитию воображения, внимания, памяти, мышления, навыков общения
Наши права и обязанности
Мама, папа, я – дружная семья
“Мой организм – целая планета. Я хозяин своего здоровья” |
Забота и ответственность Проявление заботы в окружающем мире Проявление заботы в моем селе, моей школе.
Развитие познавательной сферы
Правила безопасного поведения
Труд в моей семье
Как сказать “нет” вредным привычкам |
Календарное планирование занятий
2008/2009 | 2009/2010 | 2010/2011 | 2011/2012 |
Сентябрь Твой новый режим дня. Права и обязанности школьника. |
Сентябрь Твое здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение. |
Сентябрь Можешь ли сам забот о своем здоровье? Прав безопасного поведения. |
Сентябрь Режим дня в условиях современной нагрузки. Наша осанка. |
Октябрь ПДД. “С детства дружбой дорожи” |
Октябрь Одевайся по погоде. Наши права. |
Октябрь Как воздух влияет на здоровье. Наше поведение. |
Октябрь Ответственность за безопасное поведение. Поведение в обществе. |
Ноябрь Я и мои поступки. Поведение в школе. |
Ноябрь Здоровье и питание. |
Ноябрь “Плох обед, если хлеба нет”. Труд в моей семье. |
Ноябрь Полезные привычки, как их создать? |
Декабрь Анализ опасных ситуаций |
Декабрь Движение – путь к совершенству (игры дома, в школе, на улице) |
Декабрь Семейные праздники. Агрессия – форма проявления. |
Декабрь Улыбка-залог успеха и здоровья. Здоровая кожа. |
Январь “Учимся общению” “Принцесса гигиена и ее друзья” |
Январь Инфекция и ее предупреждение. |
Январь Как сказать “нет” вредным привычкам? |
Январь Народные праздники, их традиции и здоровье. |
Февраль “Внутр. кухня чел-ка” “От улыбки станет всем светлей” |
Февраль Сколько времени можно проводить у телевизора в день? |
Февраль Тепло родного очага. |
Февраль Цвет и настроение. |
Март “Я – хозяин здоровья”. “Мужские и женские обязанности”. |
Март Дружим с водой. |
Март Эколог. проблема воды. Почему нельзя пить прямо из-под крана? |
Март Оценка качества и количества своего здоровья (мониторинг). |
Апрель Чистота дома и в школе. |
Апрель “Тихий вечер”. Как организовать вечер в семье. |
Апрель Здоровье и цветущие растения. |
Апрель Витамины рядом с нами (растения, используемые в пищу). |
Май “Мама, папа, я – дружная семья”. “Расти здоровым”. |
Май Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор. |
Май Сохраним природу – сохраним здоровье. |
Май Что я больше всего люблю делать. Летний отдых. |
Используемая литература:
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2008. – 352 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Лучшие сценарии, игры, конкурсы, забавы для младших школьников / Авт.-сост. Вера Надеждина. – Минск: Харвест, 2008. – 256 с. – (Веселый праздник)
- Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов / Ред. Л.В.Кузнецова, Г.С.Семенов – М.: Школьная Пресса. 2002. – 112 с. – (“Дошкольник. Младший школьник. Библиотека журнала”; Вып. 8.).
- Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры / авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.