Пояснительная записка
Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берутся: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать творческую деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.
Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Элективный курс «Проектно – исследовательская деятельность» направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. При исследовании важно опираться на традиционные предметны знания, без которых довольно сложно в доступной форме объяснить причинно-следственные связи, проблемные ситуации, практическую значимость теоретического материала. С помощью данного курса можно добиться интеграции содержания образования, формировать надпредметные знания и умения, развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей ребят.
В курсе «Проектно-исследовательская деятельность» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, сделать их более практико ориентированными, что к конечном счете и преследует программа модернизации образования.
Цель курса. Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи курса:
- формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
- формирование у обучаемых представления об экологии как науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков);
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
- воспитание сознательного отношения к труду;
- творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
- современная научная система предъявляет очень жесткие требования к представлению и оформлению материалов научного исследования, в связи с этим встает задача научить школьников следовать этим требованиям и в соответствии с ними выполнять работу;
- научить детей приобретать опыт сотрудничества с различными организациями при написании работы;
- пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов, мировой, отечественной и местной истории;
- приобщение учащихся к ценностям и традициям российской научной школы;
- научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
- научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны знать:
- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
По окончании изучения спецкурса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны уметь:
- формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Содержание курса «Проектно-исследовательская деятельность» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить три направления.
- Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.
- Формирование знаний о структуре, этапах, содержании исследовательской и проектной работ, методах.
- Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.
Однако, эти разделы не выделяют в разделы курса, так как занятия призваны сопровождать работу школьника над его научными работами от этапа формулирования темы до взаимного рецензирования завершенных работ и подготовки доклада к их защите. Поэтому материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Все виды работ в курсе подразделяются на лекционные, семинарские занятия и практические работы.
Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся.
Содержание программы имеет тесную связь с физикой, химией и экологией.
Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода работы над научной работой.
В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы 10-й класс, проекта – 11-й класс. Итоговая аттестация включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:
- защиту темы исследования (проекта);
- обсуждение исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ;
- предзащиту исследовательской работы (проекта) на заседании НОУ.
Форма итоговой аттестации – зачет.
Программа содержит список рекомендуемой литературы, которая может помочь в самообразовании учащихся, в подготовке исследовательских работ.
Отбор содержания курса проводился с учетом другого вида внеклассной работы – функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников как:
- защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
- круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
- предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
- защита завершенных проектов и исследовательских работ;
- итоговая конференция НОУ.
Содержание программы
10-й класс
1. Введение (2 ч.) Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
2. Реферат как научная работа (6 ч.) Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
3. Способы получения и переработки информации (7 ч.) Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых машин.
Практическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе».
4. Исследовательская работа (13 ч.) Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы.Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
Практическая работа № 5. Работа над введением научного исследования.
Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования.
Практическая работа № 7. Создание компьютерной презентации.
5. Публичное выступление (3 ч.) Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.
Практическая работа № 8. Подготовка авторского доклада.
6. Итоговая конференция (2 ч.)
Тематический план
10-й класс
№ раздела |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Итоговая форма контроля |
|||||
Всего часов |
Классная работа |
Внекл. работа |
||||||
лекции |
cем. |
практ. |
Конференции |
Виды внекл. работы |
||||
1 |
Введение. |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
Реферат как научная работа
|
6 |
2 |
2 |
2 |
|
|
Отчет к Пр. р № 1, 2. |
3 |
Способы получения и переработки информации. |
7 |
3 |
2 |
2 |
|
Работа с различными источниками информации. |
Отчет к Пр. р № 3, 4. |
3.2. Практическая работа № 3. Использование каталогов и поисковых машин. |
Оформление аннотаций, библиографических ссылок, планов, тезисов, конспектов, цитат, рецензий, отзывов |
Обсуждение работы на заседании НОУ |
||||||
3.3. Библиография и аннотация, виды аннотаций Практическая работа № 4. Занятие в библиотеке «Правила работы в библиографическом отделе». |
Предзащита на заседании НОУ |
|||||||
Итоговое занятие I полугодия. Конференция |
1 |
|
Защита темы реферата, конференция |
|||||
4 |
Исследовательская работа. |
13 |
4 |
6 |
3 |
|
Работа с различными источниками информации. |
Отчет к Пр. р № 5, 6, 7. |
4.4. Практическая работа № 5. Работа над введением научного исследования. |
Сообщение «Методы исследования». |
Защита темы исследовательской работы |
||||||
4.6. Практическая работа № 6. Работа над основной частью исследования. |
Проведение некоторых видов опытно – экспериментальной работы. |
Обсуждение работы на заседании НОУ |
||||||
5 |
Публичное выступление |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
|
Отчет к Пр. р № 8. |
6 |
Итоговая конференция |
2 |
|
|
|
2 |
|
Конференция. |
|
Всего: |
34 |
12 |
11 |
8 |
3 |
|
|
Содержание программы
11-й класс
1. Введение (1 ч.) Цели и задачи курса. План работы. Форма итоговой аттестации.
2. Проект (8 ч.) Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта. Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов. Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.
- Практическая работа № 1. Планирование проекта.
- Практическая работа № 2. Информационный проект.
- Практическая работа № 3. Творческий проект.
- Практическая работа № 4. Ролевой проект.
- Практическая работа № 5. Практико-ориентированный проект.
- Практическая работа № 6. Исследовательский проект.
3. Краткосрочный групповой проект (8 ч.) Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы. Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Ролевое распределение в команде. Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого. Анализ достижения поставленной цели. Подготовка доклада. Коллективная защита проекта. Оценка.
- Практическая работа № 7. Определение темы, уточнение целей, определение проблемы, исходного положения. Выбор рабочей группы.
- Практическая работа № 8. Планирование.
- Практическая работа № 9. Принятие решения.
- Практическая работа № 10. Выполнение проекта.
- Практическая работа № 11. Оценка.
- Практическая работа № 12. Подготовка к защите проекта.
4. Индивидуальный проект (17 ч.) Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Организационно – консультативные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Предзащита проекта. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Практическая работа № 13. Выбор темы и ее конкретизация.
- Практическая работа № 14. Определение цели, формулирование задач.
- Практическая работа № 15. Определение источников информации.
- Практическая работа № 16. Работа с источниками информации.
- Практическая работа № 17. Планирование способов сбора и анализа информации.
- Практическая работа № 18. Проведение исследования.
- Практическая работа № 19. Проведение исследования.
- Практическая работа № 20. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
- Практическая работа № 21. Подготовка к публичной защите проекта.
Конференции – 3 ч.
Тематический план
11-й класс
№ раздела |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
Итоговая форма контроля |
|||||
Всего часов |
Классная работа |
Внекл. работа |
||||||
лекции |
сем. |
практ. |
конференции. |
Виды внекл. работы |
||||
1 |
Введение. |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
Проект.
|
8 |
2 |
|
6 |
|
Работа с различными источниками информации. |
Групповые мини проекты. |
3 |
Краткосрочный групповой проект |
8 |
|
1 |
6 |
1 |
Работа с различными источниками информации. |
Обсуждение работы на заседании НОУ. |
3.4. Практическая работа № 9. Принятие решения. |
Оформление аннотаций, библиографических ссылок, планов, тезисов, конспектов, цитат, рецензий, отзывов. |
Предзащита на заседании НОУ. |
||||||
3.8. Защита проекта. |
конференция |
|||||||
4 |
Индивидуальный проект. |
17 |
|
5 |
9 |
3 |
Работа с различными источниками информации. |
Обсуждение работы на заседании НОУ. |
4.3. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. |
Оформление аннотаций, библиографических ссылок, планов, тезисов, конспектов, цитат, рецензий, отзывов |
|
||||||
4.10–4.11. Предзащита проекта. |
|
Предзащита на заседании НОУ. |
||||||
4.14–4.16. Публичная защита проекта. |
|
конференция |
||||||
|
Всего |
34 |
3 |
6 |
21 |
4 |
|
|
Виды самостоятельной работы учащихся
10-й класс
№ |
Вид (наименование) работы |
Форма отчетности |
Срок отчетности |
1 |
Реферат как научная работа |
Отчет |
По плану |
|
Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. |
Реферативная работа |
|
2 |
Способы получения и переработки информации. |
Отчет |
По плану |
3 |
Исследовательская работа. |
Отчет |
По плану |
4 |
Публичное выступление |
Отчет |
По плану |
11-й класс
№ |
Вид (наименование) работы |
Форма отчетности |
Срок отчетности |
1 |
Проект. |
Отчет |
По плану |
2 |
Краткосрочный групповой проект |
Отчет |
По плану |
3 |
Индивидуальный проект |
Отчет |
По плану |
Диагностические материалы итогового контроля качества усвоения
Итоговое контрольное занятие проводится в форме конференции с защитой творческих работ учащихся:
- Реферат – 10-й класс, 1-е полугодие.
- Исследовательская работа – 10-й класс, 2-е полугодие.
- Групповой мини-проект – 11-й класс, 1-я четверть.
- Краткосрочный групповой проект – 11-й класс, 1-е полугодие.
- Индивидуальный проект – 11-й класс, 2-е полугодие.
Виды групповых и индивидуальных проектов:
- практико-ориентированный,
- исследовательский,
- информационный,
- творческий,
- ролевой.
Формы продуктов проектной деятельности:
- Вебсайт в Интернете.
- Видеофильм.
- Выставка.
- Газета.
- Законопроект.
- Фоторепортаж.
- Статья.
- Справочник.
- Буклет.
Ученик получает зачет (оценка не ниже «4») при условии выполнения не менее двух творческих работ в 10-м классе, трех – в 11-м классе и всех практических, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
- качественно выполненное по собственной инициативе задание;
- использование Интернет-технологии;
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.).
Протокол согласования программы с дисциплинами учебного плана
Наименование дисциплин, на изучение которых опирается данный курс |
Методическое объединение |
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения |
Принятое решение (протокол, дата) методическим объединением разработавшим программу |
1 |
2 |
3 |
4 |
Биология Экология Химия |
Методическое объединение естественно-научного цикла |
|
|
Рекомендуемая литература
Основная
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т.: Пер. с англ. / Под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 1990. – Т 1.
- Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
- Исследовательская деятельность // «Практика административной работы в школе», № 4. – 2005. – С. 52.
- Лебедева С. А., Тарасов С. В., Викторов Ю. М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал Завуч. – 2000. – № 2. – С. 103–112.
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. – М.: Издание МГДД(Ю)Т, 2003.
- «Обучение для будущего» Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Русская Редакция, 2004.
- Пиявский С. А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся // Дополнительное образование. – 2001. – № 1. – С. 10–20.
- Развивайте дар слова: Факультатив. курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8–9-й кл.)»: Пособие для учащихся / Ю.И. Равенский, П. Ф. Ивченков, Г. А. Богданова, С.А. Никольская ; сост. Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990.
- Савенков А. И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
- Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
- Стратегия модернизации российского школьного образования C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\7W9U59AS\Стратегия модернизации российского школьного образования[1].htm
- Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Журнал «Лучшие страницы педагогической прессы», № 3, 2004.
- Худин А. Н., Белова С. Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // Завуч. Управление современной школой. – 2006. – № 4. – С. 116–124.
- Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/direktor/ru
Дополнительная
- Айзман. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. – Новосибирск, 1996.
- Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема и И. Мейнке. – М., 1999.
- Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни.
- Мохнач Н. Н. Валеология. – «Феникс», 2004.
- Пособие по биологии для поступающих в вузы / Под ред. Н. А. Лемезы. – Минск, 1998.
- Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.,1991.
Рекомендуемые технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся
№ |
Наименование рекомендуемых технических и электронных средств обучения |
Наименование раздела и темы |
1 |
Учебное электронное издание лабораторный практикум. Биология 6–11-й класс. – Республиканский мультимедиа центр, 2004. |
Способы получения и переработки информации. |
2 |
Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6–9-й класс. – ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003. |
Поиск источников информации, отбор фактического материала. |
3 |
ЗАО 1С: Школа. Экология 10–11-й класс. – ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Дрофа», 2004. |
Поиск источников информации, отбор фактического материала. |
4 |
Медицина: Биохимия. Физиология. Медицинская генетика. – ИД «Равновесие», 2005. |
Способы получения и переработки информации. |
5 |
1С Образовательная коллекция. Органическая химия 10–11-й классы. – Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ, 2003. |
Способы получения и переработки информации. |
6 |
Биология в школе. Жизнедеятельность животных. – ЗАО «Просвещение – МЕДИА», 2005. |
Способы получения и переработки информации. |
7 |
Электронное учебное издание. Биология 9-й класс. – ООО «Дрофа», 2005, ООО «Физикон», 2005. |
Способы получения и переработки информации. |
8 |
Открытая биология. Д. И. Мамонтов. – ООО «Физикон», 2005. |
Способы получения и переработки информации. |
9 |
Учебное электронное издание. Экология. – Московский Государственный институт электроники и математики, 2004. |
Способы получения и переработки информации. |
10 |
Энциклопедия комнатных растений. Россия. Каменев С. Ю. – 2004. |
Способы получения и переработки информации. |
11 |
Мультимедийное учебное пособие нового поколения. Биология. Анатомия и физиология человека. 9-й класс. – ЗАО «Новый диск», 2003. |
Способы получения и переработки информации. |