Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Семья" (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • формировать обществоведческие (социальные) представления у детей: о правилах поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми; о нормах взаимоотношений между людьми;
  • формировать знания об особенностях семьи как части общества, своеобразного социального института (хотя эти термины и не вводятся в лексикон учащихся);
  • воспитывать уважение к старшим родственникам, интерес к истории своей семьи и ее традициям;
  • развивать мышление, воображение, речь детей.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”: 2 кл./ автор Н.Ф. Виноградова;
  • тетрадь “Учимся думать и фантазировать”, 2 кл.;
  • индивидуальные карточки с тестом и схемой;
  • таблички со словами: семья, поколение, старшее поколение, младшее поколение, домочадцы;
  • таблички с пословицами: “Когда живется весело, то и работа спорится”, “Словами туда и сюда, а делами никуда”, “Согласную семью беды обходят”, “Семья крепка ладом”;
  • свадебная фотография;
  • фигурки-фишки с изображением членов семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочь.

Ход урока

I. Организация начала занятия (оргмомент). Сообщение темы

– Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, отгадайте загадку и ребус:

Там есть папа, мама,
Бабушка и я.
Вместе мы – большая,
Дружная … (семья)

– Сегодня мы выясним (открывается тема на доске), что такое семья.

II. Усвоение новых знаний. Знакомство с понятием “семья”

– А как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)

– Действительно, все члены семьи (или все домочадцы, как называли членов семьи в старину) живут в одной квартире (схема в учебнике на стр. 34), вместе занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги на покупки и хозяйство, вместе отдыхают, а самое главное, все члены семьи любят и уважают друг друга.

– Говорят, что когда в семье люди живут дружно, то со временем они становятся похожи друг на друга. Как в стихотворении Р. Сефа “На свете все на все похоже”.

На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.

III. Знакомство с понятием “поколение”

– А на кого еще могут быть похожи дети?

Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я был тогда?”
Отвечает папа: “Не было тебя!”
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?.. (свадебная фотография)

– Действительно, как такое могло случиться? [Семья рождается до появления детей, тогда, когда мужчина и женщина становятся мужем и женой. Позже у них рождаются дети, а потом появляются и внуки.]

Есть такие семьи, в которых проживает сразу несколько поколений. Поколение – это люди одного возраста.

– Сколько поколений в этой семье? (работа с картинками-фишками: мама, папа, дедушка, бабушка, дочь, сын).

IV. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

– А сколько поколений в семье Васятки? (в учебнике на стр. 35)

Рассказ “Кто кому кто”

Васятка рассказывает другу:

– У меня есть мама, папа, брат Егор и сестра Даша. У мамы есть мама и папа. А у маминой мамы есть брат и сестра. У брата – две дочки, а у сестры – два сына. А у папиного папы есть еще папа.

Совсем запутался Васяткин друг, никак не разберется, кто кому кто. Помоги ему: назови всех родственников Васятки. Есть ли у мальчика прадедушка? А братья и сестры? А тети и дяди?

– Чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, заполните схему

(Рисунок 1).

Работа со схемой “Васятка” в группах

Проверка: восстановление схемы на доске.

IV. Воспитание бережного отношения к близким людям.

1) Работа в группах

– Когда дома собирается вместе старшее и младшее поколения, вспомните, кто чем обычно занимается. Перед вами тесты. Соотнесите левую и правую части, соедините соответственно стрелками.

Представьте, что вы (1-я группа) – мама, вы (2-я группа) – папа, вы (3-я группа) – бабушка или дедушка, вы (4-я группа) – сын или дочь.

Тест:

  • Вытирает пыль
  • Рисует
  • Стирает белье
  • Читает газету (мама)
  • Играет
  • Готовит ужин
  • Пылесосит (папа)
  • Смотрит телевизор
  • Моет полы (бабушка или дедушка)
  • Готовит уроки
  • Гладит белье (сын или дочь)
  • Штопает носки
  • Вяжет
  • Дремлет
  • Ухаживает за растениями
  • Моет посуду

– Чем же обычно занимаются дети? Старшее поколение? Папа? Мама?

2) Физминутка.

Вечером: (Имитируют движения)

  • Дети играют
  • Мама приносит покупки
  • Папа читает газету
  • Мама моет пол
  • Дедушка смотрит телевизор
  • Мама стирает белье
  • Бабушка вяжет
  • Мама готовит ужин

3) Определение понятия “Душевная теплота”

– И вот однажды мама взмолилась:

“Мне не хватает теплоты”, –
Сказала мама дочке.
Дочь удивилась: “Мерзнешь ты
И в зимние денечки?
“Ты не поймешь, еще мала”,-
Сказала мать устало.
А дочь кричит: “Я поняла!”
И тащит одеяло.

– Как вы понимаете выражение “не хватает теплоты”? О какой теплоте говорит мама в стихотворении А.Л. Барто “Разговор с дочкой”? Как нужно относиться к своим близким, чтобы им с нами было тепло и приятно?

4) Аукцион “Ласковые слова”

5) Работа по тетрадям на стр. 23.

– У вас в тетради есть три истории. Герои этих историй тоже заботятся о своих близких. Или вы не согласны?

6) – Посовещайтесь в группах и определите, чем, на ваш взгляд, хотел бы заняться каждый член семьи вечером?

7) – Как же сделать так, чтобы у всех домочадцев нашлось время для любимых дел? Хорошо бы придумать такие машины, которые смогли бы облегчить труд людей дома. Например, как “кастрюля XXI века”:

  • все продукты засыпаются сразу, кастрюля-компьютер сама устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;
  • после приготовления еды кастрюля-компьютер сама выключается и сообщает об этом членам семьи;
  • кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится одновременно;
  • приготовление пищи сопровождается любимой музыкой всех членов семьи (по их заказу);
  • кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды. Если хозяйка забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лампочка тревоги.

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

– Вам необходимо сконструировать свою “Домашнюю машину XXI века” и на следующем занятии защитить свой проект, доказав необходимость такой машины в хозяйстве человека.

– Но это все, конечно, мечты. А как в реальности маме сократить время на домашнее хозяйство? [ Нужно ей помочь].

8) Проблемная ситуация. Учебник. Стр. 36.

– Тогда у меня для вас вопрос. Может ли девочка забить гвоздь или починить табуретку? Или это мужская работа? Может ли мальчик приготовить пирог, постирать белье, уложить малышку спать? Или это женская работа?

Что об этом думают наши старые знакомые – Егор и Даша?

Егор: “Мужчина в семье должен выполнять самую тяжелую работу”

Даша: “Я не согласна с Егором. В дружной семье все дела делают вместе. И никто не говорит, что это не его работа”.

– Помните, как в стихотворении…

Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял,
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
“Молодчина ты, сынок!”

[У каждого члена семьи должны быть свои обязанности. Мужчины должны стараться взять на себя самую трудоемкую работу].

– Какие же обязанности могли бы взять на себя дети? А папа? А дедушка? А бабушка? А мама? Пожалуйста, приступайте к их выполнению!

VI. Ролевая игра “Выполнение обязанностей в семье”

VII. Контроль и самопроверка знаний.

– Как быстро мы справились со своими обязанностями. Почему нам так быстро удалось все сделать?

– Теперь все вместе мы сможем поужинать и отдыхать: поиграть, посмотреть телевизор, отгадать кроссворд.

Отгадывание кроссворда “Семья” (рисунок 2):

В кроссворде зашифрованы названия членов семьи. О ком идет речь?

  1. Мальчик в семье
  2. Папин папа
  3. Бабушкина дочь
  4. Мамина девочка
  5. Мамин брат

– Так что такое семья? Что такое дружная семья?

– Как вы думаете, подтверждают ли правильность наших выводов эти пословицы?

VIII. Рефлексия:

Цветограмма (оценка собственной деятельности в цвете : активность работы, что узнал нового, что было интересного) обсуждается в группе.