Задачи:
- Познакомить учащихся с одним из видов графики-граттажем. (Выполнение быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания)
- Обучать технологии грунтовки листа под рисунок.
- Воспитывать аккуратность в выполнении работы.
ЗАДАНИЕ: Уметь загрунтовать основу под рисунок и создать рисунок путем процарапывания заточенной палочкой.
Оборудование: Газеты, белые листы плотной бумаги, карандаш, колеровочная паста или гуашь, кисть, яйцо (желток), зубочистка-заточенная палочка. Работы педагога, а так же детские работы в технике граттаж.
Ход:
Уважаемые педагоги, сегодня я познакомлю Вас с одним из самых простых видов графики.
Педагог: А что такое графика?
Вид изобразительного искусства. Это искусство изображения предметов линиями, штрихами, без красок.
Это и сами произведения данного искусства.
Существует много видов графики.
Например, гравюра.
Что такое гравюра?
Это рисунок или надпись на каком-либо твердом предмете.
Гравюра на дереве называется-
ксилография.
Офорт-гравюра на металле.
Карандашный рисунок, который может сделать каждый из вас, тоже является видом графики. Но сегодня вы познакомитесь с другим видом графики, который не требует специального оборудования - это граттаж.
ГРАТТАЖ – от французского слова «греттер» означает скрести, царапать.
ГРАТТАЖ – это выполнение рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом на бумаге. картоне, загрунтованном яичным желтком, а потом гуашью. Сейчас обратите внимание на работы, выполненные в технике граттаж. И так приступаем к работе.
На столы постелите газеты, чтоб не испачкать их. Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание.
ЗАДАНИЕ К ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЕ: У каждого из вас есть загрунтованные листочки и заточенные палочки, предлагаю вам процарапать несложные рисунки (снежинки, веточки ели) не забывайте о технике безопасности, работая с колющими предметами.
Технология выполнения (моделирование):
- Расположить лист перед собой, очертить сверху и снизу, слева и справа по 2 см, сделать внутреннюю рамку;
- Подготовить яичный желток;
- Загрунтовать желтком (кистью) внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием;
- Загрунтовать 1- 2 раза гуашью, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2 – 3 раз кистью до высыхания; - высушить. Грунтовка закончена.
Используя подготовленную «основу» составьте сюжетный рисунок процарапыванием. Одним из вариантов может быть «В зимнем лесу», «Зимушка – зима». В зимнем лесу прячутся звери и птицы. – Какие деревья бывают по характеру?
Ёлка (пушистая, густая)
Берёза (гибкая)
Пока вы обдумываете свою работу, я напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.
Самостоятельная работа
Требования к рисункам:
- композиция рисунка.
- оправданное заполнение места
- владение материалами
- аккуратность, нет порезов бумаги, дырок
- завершенность, достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка
- дать название
Рефлексия:
- Понравился ли вам вид графики в технике граттаж?
- Насколько трудно/легко было выполнять?
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
Итоги мастер-класс:
Самооценка
Уборка рабочих мест(аккуратно собрать остатки грунта, оставшиеся от процарапывания)
Литература:
- Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. Ячменева. В.В. Гуманитарный издательский центр «Владос»
- Изобразительное искусство 5 класс поурочные планы В. С. Кузина.