Мастер-класс "Техника Граттаж"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с одним из видов графики-граттажем. (Выполнение быстрого силуэтного эскиза путем процарапывания)
  2. Обучать технологии грунтовки листа под рисунок.
  3. Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

ЗАДАНИЕ: Уметь загрунтовать основу под рисунок и создать рисунок путем процарапывания заточенной палочкой.

Оборудование: Газеты, белые листы плотной бумаги, карандаш, колеровочная паста или гуашь, кисть, яйцо (желток), зубочистка-заточенная палочка. Работы педагога, а так же детские работы в технике граттаж.

Ход:

Уважаемые педагоги, сегодня я познакомлю Вас с одним из самых простых видов графики.

Педагог: А что такое графика?

Вид изобразительного искусства. Это искусство изображения предметов линиями, штрихами, без красок.

Это и сами произведения данного искусства.

Существует много видов графики.

Например, гравюра.

Что такое гравюра?

Это рисунок или надпись на каком-либо твердом предмете.

Гравюра на дереве называется-

ксилография.

Офорт-гравюра на металле.

Карандашный рисунок, который может сделать каждый из вас, тоже является видом графики. Но сегодня вы познакомитесь с другим видом графики, который не требует специального оборудования - это граттаж.

ГРАТТАЖ – от французского слова «греттер» означает скрести, царапать.

ГРАТТАЖ – это выполнение рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом на бумаге. картоне, загрунтованном яичным желтком, а потом гуашью. Сейчас обратите внимание на работы, выполненные в технике граттаж. И так приступаем к работе.

На столы постелите газеты, чтоб не испачкать их. Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание.

ЗАДАНИЕ К ИМИТАЦИОННОЙ ИГРЕ: У каждого из вас есть загрунтованные листочки и заточенные палочки, предлагаю вам процарапать несложные рисунки (снежинки, веточки ели) не забывайте о технике безопасности, работая с колющими предметами.

Технология выполнения (моделирование):

  1. Расположить лист перед собой, очертить сверху и снизу, слева и справа по 2 см, сделать внутреннюю рамку;
  2. Подготовить яичный желток;
  3. Загрунтовать желтком (кистью) внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием;
  4. Загрунтовать 1- 2 раза гуашью, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2 – 3 раз кистью до высыхания; - высушить. Грунтовка закончена.

Используя подготовленную «основу» составьте сюжетный рисунок процарапыванием. Одним из вариантов может быть «В зимнем лесу», «Зимушка – зима». В зимнем лесу прячутся звери и птицы. – Какие деревья бывают по характеру?

Ёлка (пушистая, густая)

Берёза (гибкая)

Пока вы обдумываете свою работу, я напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.

Самостоятельная работа

Требования к рисункам:

  1. композиция рисунка.
  2. оправданное заполнение места
  3. владение материалами
  4. аккуратность, нет порезов бумаги, дырок
  5. завершенность, достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка
  6. дать название

Рефлексия:

  1. Понравился ли вам вид графики в технике граттаж?
  2. Насколько трудно/легко было выполнять?
  3. Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

Итоги мастер-класс:

Самооценка

Уборка рабочих мест(аккуратно собрать остатки грунта, оставшиеся от процарапывания)

 Литература:

  1. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. Ячменева. В.В. Гуманитарный издательский центр «Владос»
  2. Изобразительное искусство 5 класс поурочные планы В. С. Кузина.