Урок математики в 3-м классе по теме "Формула зависимости каждый из величин s,d, D от времени движения t"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока.

Образовательные:

  • Активизировать знания учащихся о движении и его характеристиках;
  • Создать условия для развития умения решать задачи на описание движения;
  • Совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, смекалку и наблюдательность;
  • Учить рассуждать, используя ранее полученные знания;
  • Развивать познавательную активность.
  • Учить применять полученные теоретические знания в практике повседневной жизни

Воспитательные:

  • Развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • Развитие аккуратности, четкости и правильности при оформлении работ в тетрадях и на доске;
  • Развитие умения слушать мнение других, высказывать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Презентация, компьютер, телевизор, индивидуальные пластиковые доски, маркеры.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд № 3. Приложение)

– Ребята, давайте поставим для себя цели урока. Я вам предлагаю закончить предложения:

– Я хочу научиться……

– Я хочу узнать…..

Слайд № 4

Устный счет. Выполните действия и расположите ответы примеров в порядке возрастания, и вы расшифруете тему сегодняшнего путешествия.

Правильно “Старт”. Мы отправляемся на соревнования. Но это не простые соревнования, участники должны преодолеть еще и математические препятствия.

Слайд № 5

Внимание, внимание!
В лесу соревнование.

Слайд № 6

На старт выходят мишки,
Два брата, два Топтыжки.
Лисенок Огонеак
И серый зайка Скок.
Все приготовились! Вперед!
Награда чемпиона ждет.

– Пока они в пути мы с вами вспомним, как находятся формулами скорости, расстояния, времени, и вместе выведем новые формулы.

– Как можно изобразить движение какого-нибудь предмета? (С помощью числового отрезка.)

– Какие дополнительные отметки нужны на этом луче? (Стрелка указывающая направление движения и скорость, точка откуда начинается движение.)

Слайд № 7

– Определить какому животному принадлежит скорость.

       

Рыба-парусник – 100 км/ч

Скаковая лошадь – 70 км/ч

Сокол-сапсан – 250 км/ч

Таракан – 30 см/сек

Гепард – 96 км/ч.

Эти данные взяты из книги “Тайны живой природы”.

Слайд № 8. Приложение

Выпишите единицы измерения: км, см/сек., м/мин., сут., км/ч., см, кг, мин., ц, сек..

  1. Скорости.
  2. Расстояния.
  3. Времени.

Вспомним, как в “формуле пути” обозначают скорость, время и расстояние. Как найти S, V, t? (Дети называют формулы, запись делается в тетрадях учеников и проверяется их правильность по появившимся формулам на экране телевизора.)

V – скорость; V= S : t
t – время; t = S : V
S – расстояние. S = V × t

Слайд № 9–12

С пригорка на пригорок Стрелой летит лисенок. Вдруг остановка… В чем причина? У Огонька спустила шина.

– Ребята, пока лисенок качает шину решим за него блиц-турнир. (Работая на досточках, ребята записывают маркером выражение, по которому решается задача, и показывают учителю. Сверяются с выражением, появившимся на экране, затем устно решают задачу, подставляя значения a, d, c. Показывают результаты. Сверяются с ответом, появившимся на экране.)

БЛИЦ-ТУРНИР

Слайд № 10

Составьте и решите задачу по ее краткой записи.

Медведь был в пути по лесу a км, а по полю b км. С какой скоростью он шел? Если на весь путь затратили t ч. По какой формуле находим скорость? Запишите выражение, по которому решается задача. (Ответы детей.)

Решить задачу при а = b = 20 км. t = 4 ч.

Слайд № 11

Перед вами схема задачи. Надо помочь лисенку составить и решить задачу по этой схеме.

Костя шел лесом a км, по горе на b км больше. Весь путь занял t ч. С какой скоростью шел Костя? Запишите формулу и выражение, по которому решается задача. (Ответы детей.) Решить задачу при а = 30 км, t = 6 ч.

Слайд № 12

От Колобка до дома d км пути. По ровной местности он шел t часов, со скоростью c км/ч. Сколько км. ему останется до дома по горам? Запишите выражение, по которому решается задача. (Ответы детей.)

Решить задачу при t = 5 ч. d = 15 км c = 2 км/ч.

III. Актуализация, постановка рабочей цели

Слайд № 13

Молодцы хорошо помогли Огоньку. А где же наш зайка?

Вот зайка набирает ход,
Но он торопится.
Он не заметил поворот
И … в луже оказался.

– Помогите же зайке посчитать сколько ему осталось до финиша от места аварии в луже.

Слайд № 14

Объяснение новой темы d км – расстояния от Лужи до Финиша, формулу нахождение этого расстояния мы сами выведем в ходе решения задачи. Заполняем таблицу.

– Зайка сидит в луже расстроенный. До финиша ему ехать? (75 км сиреневый цвет)

– Через 1час ему осталось…. С какой скорость он едет? (60км дорожка голубого цвета)

Он проехал еще 1 час и ему осталось проехать …. (45 км желтый цвет)

Еще через час у него осталось … (30 км зеленый цвет)

– Он в пути уже 4 часа. Сколько км осталось до финиша? (15 км красный цвет)

Он в пути уже 5 часов. Сколько км осталось до финиша? (0 км)

Как мы считали зайкино расстояние? (Ответы детей)

Заменим числа переменными, получим формулу: d = S – V × t

Делается следующий вывод: Так как Зайка приближаемся к Финишу, то расстояние уменьшается в зависимости от пройденного пути на первоначальное расстояние минус скорость, умноженная на время.

Слайд № 15

– Давайте поговорим о том, на каком расстоянии D от Леса Зайка будет, находиться в зависимости от продвижения к Финишу? (Заслушиваются рассуждения ребят.)

Задача. На каком расстоянии D от Леса находится Зайка сидя в луже? (75 км) На каком расстоянии от Леса мы с ним будем через 1 ч, 2 ч, 3 ч, 4 ч, 5 ч? (Идет аналогичная работа как в слайде 14.)

Записываем формулу, по которой считали расстояние. D = S + V × t. Заполняем таблицу.

Таким образом, делаем вывод: Так как мы приближаемся к Финишу, то расстояние D увеличивается по мере удаления от Лужи на первоначальное расстояние плюс скорость, умноженная на время.

– Пока зайчонок движется к финишу давайте и мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, и их всех лучи согрели.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.

Слайд № 16

Другое дело – Мишки
Два брата, два Топтыжки
Все хорошо у медвежат,
Их шины весело шуршат.
Нам надо помочь им решить задачу.

Слайд № 17

Закрепление нового материала.

Поиск решения

Класс делится на группы. Каждая группа решает задачу самостоятельно.

Определим по рисунку, откуда начинает свое движение девочка, в каком направлении она идет? (Девочка из гимназии идет домой).

– Как вы это определили? (По направлению стрелки)

– По рисунку мы можем определить, что нам известно? (Время – 5 ч и расстояние между пунктами).

– Для нахождения пути, что мы должны еще знать (скорость). Глядя на рисунок, мы можем найти скорость? (30 : 5 = 6 ч)

– Что нам надо найти? (Как будут изменяться в зависимости от продвижения к дому расстояния: d – расстояние до дома, D – расстояние до парка)

– При помощи какой формулы мы будем считать расстояние удаления девочки от дома? (d = S – V × t).

– По какой формуле будем считать расстояние удаления девочки от парка? (D = S + V × t ).

– Записываем формулы и заполняем таблицу.

 Кто может составить задачу? (Ответы детей)

Задача

Девочка идет из гимназии домой со V = 6 км/ч. На каком расстоянии от дома она будет через 1 ч, 2 ч,3 ч, 4 ч, 5 ч, t ч? На каком расстоянии от парка она будет через 1 ч, 2 ч,3 ч, 4 ч, 5 ч, t ч?

Обсуждение всех гипотез.

Анализ правильного решения

Почему расстояние между девочкой и парком будет увеличиваться? D = S + V ×
– На сколько? На V ×
Чему будет равно расстояние D через 2 ч., 4 ч., 1 ч.,3 ч., 5 ч., t ч. 42, 54, 36, 48, 60, 30 + 6×
Почему расстояние между девочкой и домом будет уменьшаться? D = S – V ×
Чему будет равно расстояние d через 0 ч,1 ч., 4 ч., 2 ч.,3 ч., 5 ч., t ч. 30, 24, 12, 18, 6, 0, 30 –  6×
Что находим по формуле – V × ? расстояние

Вывод:

Решая задачи на движение, мы должны обращать внимание на направление движения, и какое это движение удаление или приближение.

Слайд № 18. Самостоятельная работа.

Задача.

Мальчик из дома отправился на озеро Медвежье. Первые три часа он ехал на поезде со скоростью 75 км/ч. Оставшиеся два часа шел со скоростью 4км/час. Какое расстояние от дома до озера?

Слайд№ 19

Но не сдается Огонек,
Но не сдается серый Скок
Мечтает каждый первым быть!
Но чтобы первым быть надо задачу со звездочкой решить.

Задача. *

Автомобиль должен за 7 часов проехать расстояние 630 км. Первые 2 часа он ехал со скоростью 70 км/ч, а следующие 3 часа увеличил скорость на 20 км/ч. С какой скоростью должен ехать автомобиль оставшийся путь, чтобы прибыть в пункт назначения вовремя?

Слайд № 20

Последний пройден поворот,
Дорога к финишу ведет.
Кто побеждает? Мишки!
Два брата, два Топтыжки.

IX. Подведение итогов

Вам понравился сегодняшний урок? Давайте вспомним, какие задания мы выполняли. Какое задание вам особенно понравилось? Какое задание было самым трудным? Самым легким?

Слайд № 21. Самооценка.

Приложение

У вас на партах лежат круги с нарисованным лицом. Кому было интересно – нарисуйте улыбку; кто иногда скучал – рот без улыбки; кому было не интересно – рот с опущенными уголками. Переверните круги и поставьте себе отметку за работу на уроке по следующему правилу:

  • Я работал самостоятельно без ошибок. Получил 5.
  • Я работал с подсказками без ошибок. Получил 4.
  • Я работал с подсказками, допустил ошибки. Получил 3.
  • Я совсем не участвовал в работе, оценить себя не могу.

X. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Доволен ли ты своими достижениями? Было ли тебе интересно? Поаплодируйте себе.