Цели урока:
- познакомить учащихся с текстом – описанием, сформировать
- у детей первичное представление о нем;
- работать над последовательной, связной речью учащихся;
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование:
- презентация “Пропала собака”;
- “Цветик-многоцветик”(приложение 1);
- предложения, написанные на полосках бумаги;
- индивидуальные карточки-памятки с трудными и
- словарными словами;
- индивидуальные карточки с картинками собак (приложение 2).
Ход урока
1. Формулировка темы урока.
Звучит песня “Пропала собака”
Вопросы учителя |
Ответы учащихся |
– Что случилось у мальчика? |
У него пропала собака. |
– Что нужно делать, если пропала собака? |
Искать или написать объявление. |
– Что такое объявление? |
( затрудняются сказать) |
– Давайте посмотрим значение этого слова в орфографическом словарике. |
Первый слайд презентации: значение слова “объявление” из словаря Ожегова (приложение 3). |
– Из чего состоит текст объявления? |
– Текст объявления состоит из предложений |
– А кого описывают эти предложения? |
Они описывают собаку. |
Так с чем же мы сегодня на уроке познакомимся? |
– С текстом – описанием. |
2. Коллективная работа.
| – Давайте все вместе попробуем составить текст – описание моей собаки. | |
| Второй слайд презентации: фотография моей собаки. | |
| – А в этом нам поможет наш “ цветик – многоцветик”. | |
Ребенок выходит к доске, берет один любой лепесток “цветика – многоцветика” и устно составляет предложение (даю ему в руки его предложение, написанное на полоске бумаги; он прикрепляет его на доске). Следующий – берет другой лепесток из оставшихся лепестков и составляет свое предложение (даю ему в руки его предложение, написанное на полоске бумаги; он прикрепляет его на доске). И так все лепестки. |
|
| – Посмотрите, пожалуйста, на то, что у нас получилось. Можно ли назвать это текстом? | – Нет, предложения стоят не по порядку. |
| – Как нужно поставить эти предложения, чтобы получился связный текст – описание? | |
Дети выстраивают предложения так, чтобы получился текст. |
|
| – Получился ли у нас текст – описание? Почему? | – Да. Все предложения связаны между собой по смыслу и описывают вашу собаку. |
| – Назовите мне последовательность нашего текста – описания. | – Сначала порода, кличка, потом размер, цвет, последними особые приметы и номер телефона. |
| Третий слайд презентации: план текста. | |
3. Работа над орфографией.
| – Молодцы! Текст – описание мы составили, но нам еще нужно его записать. Посмотрите, какие трудные слова нам могут встретиться в тексте объявления. | |
| Четвертый слайд презентации:
индивидуальная карточка – памятка с трудными и
словарными словами. Дети объясняют написание выделенных букв (если могут, если нет – помогает учитель), подбирают проверочные слова. Со словарными словами работают также, но запоминают написание непроверяемой безударной гласной. На каждую парту раздается заранее лист с планом текста и памятками с трудными и словарными словами (приложение 4). |
|
4. Физминутка
(Учитель проводит ее тогда, когда видит, что дети устали)
Звучит песня “Человек – собаке друг”. Дети выполняют движения под музыку за учителем или друг за другом.
5. Работа в парах.
| – Мою собаку вы описали, а теперь составьте текст – описание своей собаки (у каждой пары учащихся карточка с картинкой собаки) | |
| – Назовите мне еще раз последовательность нашего текста – описания. | Дети называют пункты плана, опираясь на карточку. |
| – Запишите, используя памятку с трудными словами, текст – описание своей собаки. | |
| Дети пишут текст сами. Учитель проходит, помогает, если ребенок испытывает трудности с составлением текста. | |
6. Проверка выполненной самостоятельной работы.
Пятый слайд презентации: карточки с картинками собак все на одном слайде пронумерованы.
Зачитываем 2 – 3 текста – описания. По описанию угадываем, какая собака имелась в виду.
7. Подведение итогов урока.
| – С каким видом текста мы сегодня на уроке знакомились? | – Мы знакомились с текстом – описанием. |
| – Как вы думаете, чем текст – описание отличается от любого другого вида текста? | – Он описывает какой – то предмет. |
| – Кому сегодня на уроке все было понятно и все легко получалось, тот повесит свое объявление на красную доску объявлений. | Дети выходят к доске и приклеивают свое объявление на красную доску. |
| – Кому сегодня на уроке все было понятно, но все же он испытывал трудности – приклейте свое объявление на зеленую доску объявлений. | Дети выходят к доске и приклеивают свое объявление. |
| – А тот, кто хотел бы, чтобы ему объяснили еще раз эту тему – приклейте свое объявление на синюю доску. | Дети выходят к доске и приклеивают свое объявление. |
| – Какие мы молодцы! Теперь мы точно
знаем, что нужно делать, если вдруг потерялась
собака и как составить текст – описание. Урок
окончен.
|
