Тема моего выступления “Компетентностный подход в обучении и некоторые аспекты мониторинга”. Думаю, что этот вопрос будет интересен присутствующим здесь членам администрации, так как этот вопрос можно использовать в методической работе с учителями, как тему методического дня школы, педагогического совета, как анализ работы школы по очень значимому направлению развития российского образования. Этот вопрос должен волновать и педагогов, ведь мы с вами готовим выпускников новой школы, формируем их способности решать проблемы, которые предыдущие поколения выпускников не решали.
Впервые понятия “компетентность” и “ключевые компетенции” стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности.
Понятие “компетентный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации Российского образования. Обращение к этим понятиям, связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Тем не менее, можно выделить некоторые существенные черты этого подхода.
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов, определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
– смысл образования заключается в развитии у
обучаемых способности самостоятельного решать
проблемы в различных сферах и видах деятельности
на основе использования социального опыта,
элементом которого является и собственной опыт
учащихся.
– содержание образования представляет собой
дидактически адаптированный социальный опыт
решения познавательных, мировоззренческих,
нравственных, политических и иных проблем.
– смысл организации образовательного процесса
заключается в созданий условий для формирования
у обучаемых опыта самостоятельного решения
познавательных, коммуникативных,
организационных, нравственных и иных проблем,
составляющих содержание образования.
– оценка образовательных результатов
основывается на анализе уровней образованности,
достигнутых учащимися на определенном этапе
обучения.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, ускорение темпов развития общества. В результате школа должны готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2007 году, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине ХХI века, трудно себе представить. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое внимание придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя наработать соответствующих средств. Таким образом, компетентностный подход является усилием прикладного, практического характера всего школьного образования. Компетентностный подход к определению целей школьного образования соответствует и объективным потребностям учеников. Вместе с тем он соответствует и направлениям творческих поисков учителей.
Эти поиски связаны с реализацией идей проблемного обучения, педагогики сотрудничества, личностно ориентированного обучения. Все эти идеи отражают попытки решить проблему мотивации учебной деятельности школьников, создать модель учения с увлечением.
Что уже делалось в школе:
– обучающие семинары по формированию ОУУН
– изучение федерального компонента
государственного стандарта общего образования,
где отражены требования к уровню подготовки
учащихся по различным предметам, в результате
изучении которых, ученик должен:
а) знать и понимать…
б) уметь (владеть способами познавательной
деятельности)
в) работа по созданию адаптивной системы
обучения и воспитания, в результате которой в
школе созданы условия для реализации
потенциальных возможностей учащихся, созданы
профильные классы.
Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей основной ценностью становится освоение учащимся таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Чтобы определить, как в нашем коллективе решаются эти проблемы, мы провели ряд исследований.
1. Учителям предлагалось оценить, как они формируют ключевые компетентности у своих учеников. Было протестировано 33 педагога, которые должны были ответить на каком уровне (оптимальном, достаточном или критическом) формируются учебно-познавательные компетентности учащихся.
Результаты подведены по методическим объединениям .
Вывод: Учителя показали, что формирование производится на достаточном или оптимальном уровне.
Анализ всех анкет выявляет основные проблемы, над которыми нам необходимо серьёзно работать:
- Формирование мотивов учения учащихся.
- Развитие самостоятельности мышления.
- Организация познавательной деятельности учащихся.
Также было проанкетировано 3 девятых класса, 3 десятых класса, в количестве 140 учеников. Как у них сформулированы учебно-организационные компетентности. Ребята ответили, что многие умения у них сформированы:
Умеют:
– составлять план ответа;
– писать сочинения, изложения;
– выписывать цитаты;
– пересказывать по плану содержание учебного
текста;
Во всех классах дети отметили, что недостаточно сформированы следующие учебно-организационные компетентности. Есть группа учеников, которые не умеют:
– Составлять тезисы прочитанного, давать
рецензию на ответ;
– писать отзыв на прочитанную книгу, аннотацию к
ней;
– написать автобиографию;
– составлять протокол;
– вести разговор (беседу) на учебные и свободные
темы.
Кроме этого мы провели диагностическую работу. Для выполнения данной работы были приглашены 15 учащихся девятых классов и 15 учащихся десятых классов.
Структура диагностической работы предложена Редюшевой Ириной Викторовной, методистом регионального Центра по проведению эксперимента.
Задание для диагностической работы составлены учителями нашей школы, которые входили в состав рабочей группы, в соответствии со структурой и требованиями к диагностической работе.
В работу вошли вопросы по математике, литературе, истории и обществознанию, биологии.
Результаты заставили задуматься:
Перед вами результаты.
1 | Сформировано – 20 Не сформировано – 10 |
2 | Сформировано – 17 Частично сформировано – 11 Не сформировано – 2 |
3 | Сформировано – 6 Частично сформировано – 11 Не сформировано – 13 |
4 | Сформировано – 15 Частично сформировано – 15 |
5 | Сформировано – 8 Частично сформировано – 8 Не сформировано – 14 |
6 | Сформировано – 27 Частично сформировано – 1 Не сформировано – 14 |
7 | Сформировано – 11 Частично сформировано – 13 Не сформировано – 6 |
8 | Сформировано – 9 Частично сформировано – 11 Не сформировано – 10 |
Такая диагностическая работа нами проведена впервые, может быть её результаты не совсем объективны, однако такие задания уже включены в ЕГЭ по предметам, значит, нам надо постоянно работать над данной проблемой.
И всё же анализ работы педагогического коллектива по формированию ключевых компетенций хочется на оптимистической ноте.
Перед вами результаты работы по формированию компетенций за 2007-2008 учебный год.
Учащиеся школы участвовали в муниципальных олимпиадах по 12 предметам:
1 мест – 4 (история, английский язык, немецкий
язык)
2 мест – 3 (физика, химия, биология)
3 мест – 4 (химия, биология, немецкий язык,
английский язык)
4-5 мест – 5(экология, обществознание, английский
язык, немецкий язык)
Муниципальные конкурсы, научно-практические конференции:
1 мест – 5
2 мест – 3
3 мест – 3
Дипломы – 6
Сертификаты участников – 68
Областные т региональные научно-практические конференции и конкурсы:
1 мест – 2
3 мест – 2
Диплом – 1
Кроме того, 6 ребят участвуют в научно-практических конференциях и конкурсах, областного и регионального масштаба, которые еще будут проводиться.
Более 700 ребят участвовали в Международных конкурсах “Медвежонок” “Кенгуру” “Британский бульдог”, “Золотое руно” “Спасатели животных спешат на помощь”.
Более 20 первых, вторых и третьих мест завоевали спортсмены школы на соревнованиях от республиканского до муниципального уровня.
Из всего этого можно сделать вывод:
– Мы гордимся нашими успехами;
– Видим проблемы, над которыми необходимо постоянно и серьёзно работать;
– Объективно оцениваем свои просчеты, значит, сумеем найти путь решения.
– В заключении отметим, что работа по использованию компетентностного подхода в образовательной деятельности школы продолжается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что такая работа делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают.