Конспект занятия по краеведению

Разделы: Начальная школа


Цель.

Приобщение к культурным традициям народов севера.

Задачи.

  1. Познакомить с декоративно-прикладным искусством ненцев.

  2. Развивать творческие способности, мышление, моторику.

  3. Воспитывать уважение к народам севера.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Беседа.

Представьте себе, что к нам зайдет в класс незнакомый человек. Сможем ли мы по внешнему виду определить, кем он работает? (ответы детей).

Действительно в нашей обычной одежде нет таких признаков, которые бы рассказали о человеке. А у ненцев, проживающих на Ямале, есть такие знаки на одежде и утвари, в которых зашифрован рассказ о хозяине этой одежды.

Хотите научиться расшифровывать эти тайные знаки?

Ненецкие женщины сами шьют одежду для всей семьи и в совершенстве владеют искусством составления из кусочков темного и светлого меха родового узора. Украшают в основном праздничную одежду. С ранних лет мамы и бабушки обучают девочек шитью. Объясняют им значение разных узоров.

Как правило, ненецкие узоры составляются из треугольников, прямоугольников и ромбов.

3.Демонстрация узоров воспитателем.

Узор: “чум” и “головки” обозначают ненцев и их жилье (Приложение №4). Этот узор самый распространенный среди всех жителей тундры. Некоторые узоры указывают на род занятий. Оленеводы на своей одежде используют такие узоры:

“оленьи рога”, “след оленя” (Приложение №1).

Охотники используют такие узоры:

“заячьи уши”, “грудь песца” (Приложение №2).

Рыбаки используют узоры: “рябь воды”, “щучьи зубы” (Приложение № 3).

4.Просмотр видео фильмов.

А сейчас я предлагаю посмотреть два видеофильма о жизни рыбаков и оленеводов.

Вопросы после просмотра:

Часто ли встречается в фильме нарядная национальная одежда? Почему?

Узоры и вышивка встречается на праздничной одежде, А в фильмах показана повседневная одежда для работы.

5.Подробный рассказ об украшении чумов.

Заметил ли кто, когда украшают чум?

Чум украшают по праздникам. Рассказывает воспитатель о том, как украшают чум охотники, рыбаки, оленеводы.

6.Физкультминутка.

У оленя дом большой
Он глядит в свое окно
Зайчик по полю бежит
И ушами шевелит
Тук, тук дверь открой
Там в лесу охотник злой
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай.

7.Творческое задание “украшение чума”

Создание орнамента по мотивам ненецкого узора, указывая на род занятий данной семьи.

Украсим к празднику чумы, для этого по жеребьевке разделимся на 3 семьи.

Воспитатель объясняет способ составления узора.

Дети украшают чум. Объясняют, кто какой узор использовал.

8. Выставка работ.

9. Итог занятия.

Что вы узнали сегодня нового?

Что было самым интересным и трудным?

Каким получился чум?