Цель.
Приобщение к культурным традициям народов севера.
Задачи.
Познакомить с декоративно-прикладным искусством ненцев.
Развивать творческие способности, мышление, моторику.
Воспитывать уважение к народам севера.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Беседа.
Представьте себе, что к нам зайдет в класс незнакомый человек. Сможем ли мы по внешнему виду определить, кем он работает? (ответы детей).
Действительно в нашей обычной одежде нет таких признаков, которые бы рассказали о человеке. А у ненцев, проживающих на Ямале, есть такие знаки на одежде и утвари, в которых зашифрован рассказ о хозяине этой одежды.
Хотите научиться расшифровывать эти тайные знаки?
Ненецкие женщины сами шьют одежду для всей семьи и в совершенстве владеют искусством составления из кусочков темного и светлого меха родового узора. Украшают в основном праздничную одежду. С ранних лет мамы и бабушки обучают девочек шитью. Объясняют им значение разных узоров.
Как правило, ненецкие узоры составляются из треугольников, прямоугольников и ромбов.
3.Демонстрация узоров воспитателем.
Узор: “чум” и “головки” обозначают ненцев и их жилье (Приложение №4). Этот узор самый распространенный среди всех жителей тундры. Некоторые узоры указывают на род занятий. Оленеводы на своей одежде используют такие узоры:
“оленьи рога”, “след оленя” (Приложение №1).
Охотники используют такие узоры:
“заячьи уши”, “грудь песца” (Приложение №2).
Рыбаки используют узоры: “рябь воды”, “щучьи зубы” (Приложение № 3).
4.Просмотр видео фильмов.
А сейчас я предлагаю посмотреть два видеофильма о жизни рыбаков и оленеводов.
Вопросы после просмотра:
Часто ли встречается в фильме нарядная национальная одежда? Почему?
Узоры и вышивка встречается на праздничной одежде, А в фильмах показана повседневная одежда для работы.
5.Подробный рассказ об украшении чумов.
Заметил ли кто, когда украшают чум?
Чум украшают по праздникам. Рассказывает воспитатель о том, как украшают чум охотники, рыбаки, оленеводы.
6.Физкультминутка.
У оленя дом большой
Он глядит в свое окно
Зайчик по полю бежит
И ушами шевелит
Тук, тук дверь открой
Там в лесу охотник злой
Зайка, зайка забегай
Лапу мне давай.
7.Творческое задание “украшение чума”
Создание орнамента по мотивам ненецкого узора, указывая на род занятий данной семьи.
Украсим к празднику чумы, для этого по жеребьевке разделимся на 3 семьи.
Воспитатель объясняет способ составления узора.
Дети украшают чум. Объясняют, кто какой узор использовал.
8. Выставка работ.
9. Итог занятия.
Что вы узнали сегодня нового?
Что было самым интересным и трудным?
Каким получился чум?