Урок по теме "Дар бесценный"

Разделы: МХК и ИЗО


Литературный эпиграф: “Суть исторической картины – угадывание”

(В. И. Суриков).

Цель: Познакомить учащихся с творчеством В.И.Сурикова. Развивать навыки самостоятельной работы, интерес к предмету. Воспитывать внимательное отношение к окружающему.

Ход урока

I.Орг. момент.

II.Учитель рассказывает.

Сурова Сибирь. На сотни верст простерлась непроходимая тайга, неизведанная, суровая, с непролазными зарослями лесной чащобы, буреломными завалами – надежным прибежищем зверей и птиц, укрывающих одинаково и юркого горностая и лося, и белку, и медведя – хозяина тайги.

Под стать тайге был могуч и грозен Енисей. Суровы были и люди этих мест. Неохотно общались друг с другом сибирские семьи, разве что родня. А уж приезжих и пришлых вовсе чуждались. За глухими высокими заборами жили большими семьями. Двери и ставни наглухо запирали от лихих людей на болты. Близкое золото в горах накладывало свой отпечаток на сибиряков.

Здесь, в захолустном, богом забытом Красноярске, раскинувшемся на берегу могучего Енисея, в январе 1848 года в потомственной семье казаков Суриковых родился мальчик, которою назвали Василием. Предки его были выходцами с Дона и входили в состав возглавляемого Ермаком отряда, завоевавшего Сибирь.

Много лет спустя внучка великого художника Василия Ивановича Сурикова – Наталья Кончаловская напишет книгу о своем деде и назовет ее “Дар бесценный”. И сегодняшний урок, посвященный творчеству художника, мы так и назовем: “Дар бесценный”.

Запишите тему и эпиграф урока.

В школе самым любимым предметом Васи Сурикова было рисование. Эти уроки вел выпускник Московского училища ваяния и зодчества. В то время в далеком захолустном сибирском городе Красноярске не было ни музеев, ни выставок, ни театров. Здесь время словно остановилось. Именно учитель рисования открыл перед мальчиком мир живописи, познакомив его с репродукциями великих художников; вместе они ходили в тайгу, на Енисей, где Вася приучался писать с натуры.

Ему рано пришлось зарабатывать на хлеб. После школы он устроился в губернский совет писцом. И кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы не случай. На одной из деловых бумаг он нарисовал муху, да так живо, что губернатор принял ее за Настоящую. Узнав, кто ее создатель, он попросил Василия принести ему свои остальные рисунки, а увидев, решился устроить его судьбу. В конце концов, нашелся покровитель, который согласился взять на себя все расходы по содержанию и на дорогу Санкт-Петербург.В памятное декабрьское морозное утро 1868 года 20-летний Суриков сел в кошевку, запряженную тройкой лошадей, чтобы отправиться в дальнюю дорогу – в Петербург. Ехали на перекладных, от станции к станции, с чаепитиями, с ночевками на постоялых дворах. Лишь только из Нижнего Новгорода в Москву и Петербург вела “чугунка” – железная дорога. Спустя два месяца после отъезда из дома, Суриков, наконец прибыл в северную столицу. Это был путь из XVII в XIX век. В Академию художеств он поступит только со второго раза, в стенах ее проведет шесть лет. В 1875 году Суриков успешно ее закончит, получив диплом на звание классного художника 1-й степени, и переедет в Москву. Этот город он полюбит и с ним свяжет свою жизнь.

Май 1878 года. В помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества состоялась Передвижная выставка В залах училища разместилось более 70 полотен виднейших русских художников: Крамского, Савицкого, Ярошенко, Мясоедова. Вскоре и сам Василий Иванович станет членом Товарищества передвижников, и на 9-й передвижной выставке в 1881 году (в день убийства Александра II народовольцами) представит свое новое полотно, которое станет ее гордостью.

Показ слайда: картина “Утро стрелецкой казни” (1881г.)

Эта картина вызвала восторг у зрителей, и именно с нее началась слава художника.

Творчество художника – всегда загадка. Как приходят образы, которые воплощаются на холсте? Через прочитанные книги, исторические документы, жизненные ассоциации?

На экране: “Ментиков в Березове” (1883 г.)

Суриков пишет картину “Меншиков в Березове”. Вполне возможно, что одной из прочитанных книг при изучении темы был роман Всеволода Соловьева “Юный император”.

Третьяков покупает оба полотна и размещает их в одном зале своей галереи. На деньги, полученные у Третьякова, Суриком отправляется в зарубежное путешествие по Италии, Франции, Германии. Изучает творчество Веронезе, Тициана, а также современное искусство. Делает наброски и к новой картине, замысел которой возник давно.

На экране: “Боярыня Морозова” (1887 г.).

Еще в детские годы он слышал о раскольниках, о неистовой боярыне Морозовой, и эти впечатления он пронес через всю жизнь, чтобы потом они воплотились на полотне.

– Какие картины Сурикова вы еще можете назвать?

– Какой жанр является основным в его творчестве?

Да, Суриков – великий русский исторический живописец. Но ведь и до Сурикова, и после него было немало прекрасных художников. В некоторых областях творчества они были несомненно сильнее, и все-таки не могли с ним сравниться в славе.

– Какие же особенности личности Сурикова способствовали тому, что он стал великим историческим живописцем?

2.Защита работ творческих групп.

Три творческие группы должны были подготовить задания, связанные с этими тремя полотнами: изложить исторический аспект каждой из картин, сделать анализ и ответить на проблемные вопросы.

1.Задание по картине “Утро стрелецкой казни”.

– Каковы тема, идея, колористическое решение картины, и как они претворяются в композиции?

– Кто главный герой картины?

– Психологические характеристики действующих лиц.

Проблемные вопросы:

– Какой композиционный прием вторит названию картины?

– Как Суриков расставляет исторические акценты по отношению к своим героям?

2. Задание по картине “Меншиков в Березове”.

– Каковы тема и смысл, композиционные и колористические особенности картины?

– Как относится мастер к своим героям?

– Есть ли морализирование в картине?

Проблемные вопросы:

– Какой композиционный прием острее дает почувствовать, психологическое состояние героев? (Преувеличенный масштаб фигур.)

Какие евангельские строки помогают раскрыть смысл, идею картины?

3. Задание к картине “Боярыня Морозова”.

– Чем привлекла Сурикова история раскольницы Морозовой?

– Каковы тема, смысл картины, характер образов?

– Как проявилось мастерство Сурикова в композиционном и колористическом решении картины?

Проблемные вопросы:

– С какой целью художник строит композицию картины по диагонали?

– Почему картина вызывает у зрителя ощущение праздника, ведь трагедия и праздник – вещи несовместимые?

К картине “Утро стрелецкой казни” (1-я творческая группа). Приложение 1.

Петр, будучи за границей, узнал о волнении стрельцов и срочно вернулся в Россию. Это был 1698 год. В один из осенних дней было казнено двести стрельцов. Причем роль палачей исполняли сановники из свиты Петра. Меншиков хвастал, ч т лично отрубил головы двенадцати бунтарям. Таким образом, все сподвижники Петра оказались связанными страшной кровавой порукой.

Тема картины: трагедия безымянных стрельцов. Идея противоборства “старого мира” с “новым”.

Многофигурная композиция на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного. Этот прием вторит названию картины. Скорбное утро. Красную площадь заполонила толпа народа, которая станет очевидцем жестокого зрелища казни стрельцов. С картины словно доносятся крики, плач стрелецких жен, детей, их родных и знакомых. Молодая стрелецкая жена в узорчатой накидке, в богатой кичке, схватившись за голову, громко, с отчаянием голосит. Мальчик лет пяти, прижавшись к матери, безутешно плачет: родного им человека уводят на казнь два преображенца. Поникла голова стрельца. Поддерживаемый преображенцами, с трудом ступает он – тяжела дорога к плахе. На земле валяется брошенная одежда, шапка, теперь уже не нужные своему владельцу, и свеча, которая погаснет, как и жизнь стрельца.

В центре – на телеге, возвышаясь над всеми, склонил голову, словно прося прощения перед смертью, стрелец в накинутом на плечи черном мундире. Рядом с ним зритель видит седого стрельца, положившего руку на волосы безутешно рыдающей дочери, уткнувшейся ему в колени. Внук вытирает слезы длинным рукавом кафтана. Последнее мгновение... Солдат-преображенец, собираясь вести его к месту казни, одной рукой срывает мундир со старого стрельца, другой рукой забирает свечу и задувает ее. Красные пятна в картине, вспыхивая в контрасте с белым цветом рубах и черными одеяниями, создают ощущения и близящегося кровопролития.

Чуть левее, между двумя узорчатыми дугами, выделяется фигура чернобородого стрельца со свечой в руке. Черная борода опускается на белую рубаху, красный мундир с золотым позументом едва накинут на плечи. В фигуре, развороте головы ощущается напряжение. Лицо угрюмо и сосредоточено. За рукав, воя, ухватилась жена. Ее лицо напоминает скорбную маску. Последние минуты перед казнью, минуты предельного напряжения. Художник сталкивает в психологическом противоборстве стрельцов и царя. Первые олицетворяют старую, уходящую Русь, а Петр – новый этап в жизни русского государства. И образе рыжебородого стрельца выражена ненависть к царю. Поединок взглядов стрельца и Петра составляют ось композиции, на которую нанизываются страдания казнимых, горе их близких. Петр и его сподвижники наделены такой же силой характеров, как и противники.

Народ – главный герой картины, и здесь он противопоставлен царю не только композиционно, но и интонационно.

К картине “Меншиков в Березове” (2-я творческая группа). Приложение 2.

После смерти Петра Меншиков сделал все, чтобы на престол I взошла вдова Петра – Екатерина, которая возвела его в чин генералиссимуса. Но этого ему показалось мало. Решив породниться с царским домом, Меншиков заставил Екатерину завещать трон внуку Петра – сыну царевича Алексея, Петру II, с условием, что будущий император женится на одной из его дочерей. В этом случае Меншиков стал бы тестем царя. Но просчитался, ибо Петр терпеть не мог Меншикова, считая его выскочкой, а Марию – красавицу, нареченную невесту просто ненавидел уже за то, что она была дочерью ненавистного царедворца. И нашелся предлог предать Меншикова опале и направить его в далекую сибирскую ссылку – Березов. Пропало все: богатство, почести, земли, вотчины, дворцы В Сибири, на студеной реке Сосьве, срубил он сам себе избушку и жил там с двумя дочерьми и сыном. Жена не выдержала дороги и под Казанью скончалась.

Тема картины: драма исторической личности. Смысл картины в тленности земного величия и богатства.

Бревенчатая низкая темная изба, небольшое оконце, заделанное слюдой. Холодный воздух проникает в комнату. В красном углу – на полке – божница, ниже – небольшой столик, на крытый узорчатой скатертью, на нем – незажженная свеча и Библия. Медвежья шкура застилает деревянный пол. В доме холодно. Вся семья, одевшись потеплее, собралась за столом, коротая день за книгою, которую читает младшая дочь, Александра. Брат, подперев голову рукой, рассеянно слушает, пальцем убирая нагар со светильника. На стуле, положив ногу на ногу, и теплых пушистых унтах, в тулупе сидит Меншиков – главный герой картины. Застывший взгляд, обращенный в себя, нахмуренный лоб говорят о том, что мысли его далеко. Однако он ничем не выдает своего отчаяния и бессилия. Сколько выразительности в сжатой руке князя с перстнем на пальце!

Рядом с ним – его старшая дочь Мария, бывшая царская невеста, с бледным болезненным лицом, с отрешенным взглядом огромных печальных глаз: она примостилась рядом с отцом, и хотя вся семья сидит в тесном кругу, создается ощущение духовной разобщенности и духовного одиночества. Низкий потолок, который не дает нашим героям встать в полный рост, давя на них, довершает впечатление душевной дисгармонии и придавленности. Эта картина о трагической судьбе Меншикова являет собой яркий пример тленности земного величия, богатства, суетности человеческого бытия. И, наверное, Меншиков не раз в ссылке перечитывал евангельские строки с полным раскаянием. “Не ищи себе сокровищ на земле...”

Художник пользуется двойным освещением: трепещущий жаркий свет лампады перед божницей и холодный свет зимнего дня, льющийся из заиндевелого узкого слюдяного оконца. В этой сложной световой среде приглушенно “звучат” темно-красные, янтарные, зеленые, синие, серебристо-голубые пятна. Рубином сверкает бархатная скатерть на столе, голубизной отливает атлас на юбке младшей дочери.

Здесь нет морализирования. Суриков хочет показать человеческую драму, ее ужас, безнадежность и трогательность. Судьба героев картины вызывает в душе зрителей сострадание и щемящую жалость.

К картине “Боярыня Морозова” (3-я творческая группа). Приложение 3.

Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. До этих пор люди крестились двумя перстами, а теперь нужно было креститься тремя. Это вызвало недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, которое нередко доходило до фанатизма. Тех, кто не желал подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вскоре их начали преследовать: отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы, сжигали живьем. Ми раскольники не сдавались. Протопопа Аввакума – главного врага патриарха Никона, пламенного ревнителя, столпа старообрядчества – сожгли в срубе.

Любимой ученицей Аввакума и его духовной дочерью бы м боярыня Морозова Феодосья Прокопьевна. Красавица вдова Морозова ходила при царице в “четвертых боярынях”. А потом устроила в своем доме тайный раскольничий монастырь, и там она приняла постриг сама. Вовлекла Морозова в раскол и сестру свою – княгиню Урусову. Царь потребовал у сестер отречения от старой веры, но сестры не отреклись. Тогда он повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имение и земли и обещал возвращение богатства в случае отречения от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. И тогда ее подвергли пытке на дыбе, затем заковали в цепи, свезли в Боровск и посадили в земляную тюрьму, в яму.

Тема картины: трагедия исторической личности; смысл, идея картины – самопожертвование героини, идущей на смерть во имя своих убеждений.

Ранним утром по узкой московской улочке в простых крестьянских розвальнях везут боярыню Морозову, идущую на муки и смерть за старую веру. Исступленное лицо со впалыми пиками; фанатический взгляд огромных глаз; рука, взметнувшаяся в двуперстном старообрядческом знамении, – все это рождает образ удивительной душевной силы и несгибаемой воли.

В глубине картины прочерчены купола церкви, покрытые снегом крыши домов. На их фоне художник пишет толпу, которая становится свидетелем духовного подвига боярыни Морозвой. Но каждый из толпы по-своему выражает свое отношение к происходящему: восторженное поклонение, угрюмое раздумье, издевку, усмешку... Вглядимся в лица людей, окружающих боярыню. Рядом с санями, в отчаянном жесте сплетенных рук, спешит и сестрой княгиня Урусова.

Справа – пожилая женщина в узорчатом платке с выражением глубокой печали и сострадания смотрит на боярыню; рядом -молодая девушка в голубом узорчатом платке и расшитой шапочке, скрестив руки на груди, провожает взглядом сани со слезами на глазах. Молодая монашенка с испуганными глазами выглядывает из-за красивой горожанки в желтом платке и синей шубке, склонившейся в низком поклоне. В ее образе воплощена душевная кротость. Не случайно художник сопоставляет ее с Богоматерью на иконе, видной на стене церкви.

В женских персонажах художнику удалось раскрыть национальные черты русской женщины: доброту, отзывчивость, сострадание, душевную мягкость.

С состраданием смотрит на боярыню странник со старообрядческим посохом, в котором можно узнать автопортрет художника. Нищенка, с сумой через плечо, встав на колени, просит благословения. Юродивый, сидящий на полу в жалком рубище, с огромным крестом на толстой цепи, благословляет боярыню двуперстным знамением. Впалые глаза, в которых светится экзальтированный огонь, придает убедительность этому образу.

Озорные мальчишки бегут за санями. С издевкой пересмеиваются стоящие слева поп-никонианец и боярин. Даже на заднем плане лица людей выписаны достаточно четко. Художник строит композицию картины по диагонали: от правого нижнего угла картины (тарелка Юродивого), Нищенки, по саноотводу, по крупу лошади, по скату крыш.

Движение саней подчеркивается бегущим мальчиком слева, идущей княгиней Урусовой и стрельцами. Чтобы подчеркнуть движение, художник изображает неподвижно стоящих людей.

Главная героиня картины одета в черные бархатные одежды, которые, разметавшись по сторонам, зрительно увеличивают фигуру, делая ее образ более монументальным, подчеркивая трагизм происходящего. Толпа выглядит нарядно: красочные пятна одежд, очерченные контуром, насыщенны, звучны. Декоративное узорочье на одеждах людей, наличниках домов, архитектурных деталях, лошадиной дуге придают ощущение праздника и воспроизводят своеобразие русского быта. Голубовато-серебристый воздух зимнего дня смягчает пестроту толпы.

Снег пропитан светом. Все в розовых и лиловых рефлексах. Рефлекс на снегу – розовый в колее, дает деревянный полоз теплого коричневого тона. Влажность от снега застилает дымком, уходящие в перспективу лица, золотые купола церквей, и эта дымка насыщает воздухом всю картину. Белый снег, а сколько красок: черных, красных, синих! Цвет снега зависит от освещения: он может быть лиловым, синеватым, грязно-серым.

Картина трагична по смыслу. Однако почему Суриков наполнил ее обилием цвета, порождая тем самым ощущение праздника, ведь трагедия и праздник несовместимы?

Размышляя, учащиеся сходятся во мнении:

1. Если бы художник написал картину в мрачных тонах, исчез бы контраст между героиней и народом. Морозова потерялась бы в толпе, а нужно было, чтобы она победила.

2. Это было бы нарушением правды жизни, где переплетаются радость и горе, унижение и гордость, слезы и смех. Думая о трагедии, художник не забывал о красоте.

Учитель читет лаконичную поэтическую импровизацию по этой картине ученика 11 класса:

Толпа. Мороз.
Следы полоз.
Телега. Конь.
В глазах – огонь.
Старуха. Бог
Ей не помог.
Блаженный дед, В тряпьё одет.
Дома пусты,
И нет звезды. В глазах туман,
В душе обман.
Свирепый рок,
Времен порог.
Два-три перста,
Душа пуста...

(Водяное Антон, 11 класс.)

Три исторические картины трагичны по содержанию. Но если “Утро стрелецкой казни” связано с трагической участью безымянных стрельцов, то “Боярыня Морозова” и “Меншиков в Березове” – это драма конкретных исторических лиц.

– Можем ли мы сказать, что художник в “Боярыне” и “Меншикове” повторяется, обращаясь дважды к теме трагической судьбы конкретных исторических лиц?

Учащиеся, после размышления, приходят к выводу: повторения не произошло, ибо у каждого своя трагедия и свои причины. Меншиков и Морозова были уважаемыми людьми, они вращались при дворе. Однако разница в том, что Меншиков, достигший наивысшей славы, богатства, был низвергнут не по собственной воле, а в силу своей жадности, мании величия, а Морозова отказалась от всего сама и пошла на смерть ради своих убеждений, ни о чем не жалея и ни в чем не раскаиваясь.

– Как относится художник и зритель к этим образам?

Меншиков вызывает чувство щемящей жалости, Морозова -Восхищение ее мужеством и силой воли.

Итак, какие, на ваш взгляд, особенности личности Сурикова способствовали тому, что он стал великим историческим живописцем? (Учащиеся, несомненно, отметят, что кроме таланта и знаний в области Живописи Суриков обладал и необыкновенной работоспособностью, целеустремленностью, богатым воображением, гениальной интуицией, редким качеством – умением проникать в дух прошлой жизни, ощущать пульс и течение давно ушедшей жизни.) Недаром он говорил: “Суть исторической картины – угадывание”.

III. Домашнее задание.

Творческим группам сочинить стихотворение по одной из картин В. И. Сурикова.

Литература

  1. Мировая художественная культура.10-11классы.Уроки учительского мастерства. Н.А. Леухина – Учитель 2008.
  2. Л.А.Рапацкая Мировая художественная культура. 11 класс. М. 2008.

Приложения