Цели урока:
- Дать представление о многообразии мира профессий.
- Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде.
- Развивать интерес к изучению курса “Твоя профессиональная карьера”.
- Воспитывать товарищескую взаимопомощь.
Оборудование: компьютерный класс.
Наглядные материалы: презентация (слайды), рисунки людей разных профессий.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
СОЗДАВАТЬ САМОГО СЕБЯ – ЭТО ТРУД,
ТРУД НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
Рисунок 1
Нас люди ежедневно занимаются трудом. Спрашивается: зачем человеку трудиться? Ведь часто не хочется рано вставать, ехать в переполненном транспорте, на работе разрешать множество разнообразных больших и малых проблем, подчас выполнять тяжелую физическую работу…. Однако люди делают это с завидным постоянством.
Все материальные блага человек добывает собственным трудом.
В мире насчитывается более 40 тыс. профессий. В современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личные способности, инициативу и тем самым заслужить уваже6ние окружающих, обеспечит благополучную жизнь себе и процветание обществу.
Общество образуют люди, и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями, склонностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей
Сориентироваться в выборе очень трудно. Нужно выбрать такую профессию, которая соответствовала бы вашим психологическим качествам, интересам и склонностям.
Виды профессий. Наиболее массовые профессии принято называть сквозными. Они пригодны для многих отраслей народного хозяйства и составляют часть всех рабочих профессий: фрезеровщик, лаборант, машинист, оператор, электромонтер, слесарь и т.д. К особой группе относятся сравнительно редкие профессии: ювелир – огранщик драгоценных камней, монтировщик океанолог, лингвист и т.д. Выбирая редкую профессию надо помнить, что спрос на специалистов такого рода повлияет и на трудоустройство, и на профессиональный рост. Особую часть составляют люди так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой– либо должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары, на средства от продажи своих произведений.
Ознакомление лишь с самой малой частью существующих в мире профессий через ПРЕЗЕНТАЦИЮ “ МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ” (Приложение 1)
3. Практическая работа учащихся.
(Для практических работ у учащихся имеется ДНЕВНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ) (Приложение 2)
Рисунок 2
Задание 1
А. Отметьте знаком “+”, какие области знаний вам интересны, и знаком “-” те, которые неинтересны.
Физика |
Транспорт |
Химия |
Педагогика |
Математика |
Рабочие специальности |
Биология |
Сфера обслуживания |
Медицина |
Строительство |
Журналистика |
Техника |
История |
Электроника и радиотехника |
География |
Военные специальности |
Экология |
Экономика |
Право |
Физкультура и спорт |
Литература |
Информационные технологии |
Б. Подумайте и оцените свое желание заниматься тем или иным видом профессиональной деятельности. Заполняется карта ДДО – дифференцированно-диагностического опросника)
Задание 2
Подняться по “Лесенке профессий” – учащиеся выполняют задание на компьютерах – на первую букву заданного имени надо записать название профессий, поднимаясь выше и выше… (Приложение 4)
Задание 3
Определите профессию по заданным необычным ее характеристикам.
- Самая зеленая профессия;
- самая денежная профессия;
- самая книжная профессия;
- самая зеленая профессия;
- самая сладкая профессия;
- самая смешная профессия;
- самая серьезная профессия;
- самая зубастая профессия;
- самая опасная профессия;
- самая цветная профессия;
- самая железная профессия;
- самая движущаяся профессия;
- самая пахучая профессия.
Задание 4
Определите профессии и специальности и распределите их в таблицу:
Врач, художник, слесарь, электрик, учитель, терапевт, кондитер, повар, художник, инженер, механик, бухгалтер, каменщик, строитель, водитель, адвокат, лингвист, историк, трудовик, секретарь, продавец, радиотехник, сварщик, милиционер, экскурсовод, кузнец, технолог, швея, модельер, стилист, редактор, журналист.
Профессии |
Специальности |
Задание 5
“Положительное” и “отрицательное” в профессиях.
Класс делится на 4 группы. Каждой группе дается задание найти “+” и “-” в профессиях: библиотекаря, милиционера, фармоцепта, повара.
4. Закрепление
– знаете ли Вы в чем заключается работа по профессии Ваших родителей?ПОКАЗ ПОДГОТОВЛЕННОЙ УЧАЩИМИСЯ И УЧИТЕЛЕМ ПРЕЗЕНТАЦИИ “МНОГООБРАЗИЯ МИРА ПРОФЕССИЙ” …. О ПРОФЕССИЯХ РОДИТЕЛЕЙ.
5. Подведение итогов.
Литература:
- Чистякова С.Н. “Твоя профессиональная карьера” – Москва, Просвещение, 2006.
- Чистякова С.Н. “Технология профессионального успеха” – Москва, Просвещение, 2006.