Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Цель: обобщение знаний о правописании приставок
Задачи
образовательные:
– совершенствовать навыки грамотного и
осознанного правописания слов с изученными
орфограммами;
– составить алгоритм написания приставок;
развивающие:
– расширять и активизировать словарный запас
учащихся;
– развивать наблюдательность, внимание, память;
– развивать творческие способности детей;
воспитательные
– продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка, навыков самостоятельной и групповой работы.
1. Мотивация.
– Как вы думаете, можно ли знать всё на свете?
– А если нельзя всё знать, может, не стоит учиться?
– Чтобы больше знать, надо каждый день узнавать, делать что-то новое.
– Сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать свои знания. Кому-то поможем сделать открытия. Нам предстоит издать спецвыпуск газеты “ Классный класс” о приставках. Я попробую себя в роли издателя, а вы будете редакторами и корреспондентами.
– Кто это такие?
(Редактор-человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.
Корреспондент-человек, сообщающий о текущих событиях.)
– У каждого из вас будут маршрутные листы.
(Выдаются маршрутные листы круглой или овальной формы)
Маршрутный лист
ВК-входной контроль – …………..
УЭ-1учебный элемент – ………….
УЭ-2 …………
УЭ-3 ………...
Контроль ………..
Итог ……….
2. Входной контроль.
– Что такое приставка?
Наши корреспонденты вышли в сказки и попросили ответить на этот вопрос некоторых героев. (Инсценированный ответ правила. Учащиеся говорят текст правила от имени героев различных сказок, используется кукольный театр.)
– Запишите только слова, имеющие приставки:
Полёт, лётчик, написал, надежда, умница, уговорил, отнёс, овал, рассказ, поддал, прижал.
Работы проверяют редакторы, в маршрутном листе делают запись о выполнении задания.
3. “Открытие” нового знания
.-Посмотрите на слова, которые написали, назовите приставки. Можем ли мы проверить написание этих приставок?
Все приставки в русском языке делятся на три группы:
– пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения;
– в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с;
– пре-, при-.
4. Упражнения в написании слов с приставками.
УЭ-1 (Учебный элемент)
Приставки 1 группы.
Учащимся раздаются листы голубого цвета.
В– (ВО-) (ВЗО-) ВЫ- ДО- ЗА– (ИЗО-) НА_- НАД– (НАДО-) НЕ– (НЕДО-) О- ОБ– (ОБО-) ОТ– (ОТО-) |
ПА- ПЕРЕ- ПО- ПОД– (ПОДО-) ПРА- ПРЕД– (ПРЕДО-) ПРО– (РАЗО-) С– (СО-) СУ- У- |
Разноуровневые задания:
– Выпишите приставки, которые пишутся с гласной буквой а.
– Образуйте с помощью приставок и запишите однокоренные слова к слову работать (ходить, летать)
УЭ-2.
Приставки 2 группы.
На листах розового цвета:
БЕЗ- ВЗ- ВОЗ- ИЗ- НИЗ- РАЗ- РОЗ- ЧЕРЕЗ- ЧРЕЗ- |
БЕС- ВС- ВОС- ИС_ НИС- РАС- РОС- ЧЕРЕС- |
Разглядывал беспорядок, Кощей Бессмертный, исследовал рассказ, разбитый подарок, известный разведчик.
– В каких словах вы написали удвоенную согласную? Где? Почему?
– Назовите слово с приставкой, относящейся к 1 группе.
– Что помогло вам правильно написать приставки?
Живут на свете, людям помогая,
Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ– и БЕЗ-,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, БЕЗ– и ЧЕРЕЗ-
Пред согласными глухими
Всегда меняют З на С.
УЭ-3.
Приставки 3 группы.
Учащимся раздаются листы зелёного цвета
ПРЕ- ПРИ- |
ПРИ– |
ПРЕ- |
– приближение |
“очень” |
– присоединение |
(исключение: прискорбный, |
– нахождение |
причудливый) |
– незаконченность |
сходна с ПЕРЕ- |
– От наших корреспондентов поступила информация.
Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.
Пр…катился клубок, пр…остановился. Пр…смотрелся, пр…гляделся Иванушка, видит– местность незнакомая. Пр…крикнул он на клубок, а тот пр…спокойно на месте лежит. Пр…томился он от дальней дороги. Хотел пр…лечь Иванушка, только пр…коснулся к траве, а трава в росе, пр…вскочил Иванушка. Пр…сел на пр…дорожный камень. Пр…задумался. А был он пр…хорошенький. Не страшны ему никакие пр…грады.
Редакторы групп проверяют выполненные работы. Результаты заносятся в маршрутные листы.
5. Правописание приставок с глаголами.
Инсценировка
Жил-был в стране Морфологии добрый молодец Глагол. Шёл он как-то по берегу реки, вдруг слышит, кто-то плачет. Подошёл он ближе и видит: сидит на камне красна девица и слёзы горькие льёт.
– Как зовут тебя, красавица? Кто тебя обидел? – спрашивает Глагол.
– Зовут меня Приставкой. А плачу я от того, что плохо мне одной жить.
Полюбил Глагол милую Приставку, да и девице по сердцу пришёлся добрый молодец. Решили они всегда быть вместе и никогда не расставаться.
– Теперь вам понятно, почему глаголы с приставками пишутся слитно?
6. Составление алгоритма.
1.Определяю, к какой группе относится приставка
7. Подведение итога. Оформление газеты.
– Оцените свою работу. Если вы считаете, что поработали отлично, на маршрутном листе стоит “5” – поднимите розовый листок. Хорошо, но могли лучше – зелёный. Если вы недовольны своей работой, поднимите синий листок.
Оцените работу класса.
– Всегда помните: учиться – всегда пригодится!