Урок русского языка в 3-м классе по теме "Приставки" (Обобщение)

Разделы: Начальная школа


Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

Цель: обобщение знаний о правописании приставок

Задачи

образовательные:

– совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов с изученными орфограммами;
– составить алгоритм написания приставок;

развивающие:

– расширять и активизировать словарный запас учащихся;
– развивать наблюдательность, внимание, память;
– развивать творческие способности детей;

воспитательные

– продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка, навыков самостоятельной и групповой работы.

1. Мотивация.

– Как вы думаете, можно ли знать всё на свете?

– А если нельзя всё знать, может, не стоит учиться?

– Чтобы больше знать, надо каждый день узнавать, делать что-то новое.

– Сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать свои знания. Кому-то поможем сделать открытия. Нам предстоит издать спецвыпуск газеты “ Классный класс” о приставках. Я попробую себя в роли издателя, а вы будете редакторами и корреспондентами.

– Кто это такие?

(Редактор-человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати.

Корреспондент-человек, сообщающий о текущих событиях.)

– У каждого из вас будут маршрутные листы.

(Выдаются маршрутные листы круглой или овальной формы)

Маршрутный лист
ВК-входной контроль – …………..
УЭ-1учебный элемент – ………….
УЭ-2 …………
УЭ-3 ………...
Контроль ………..
Итог ……….

2. Входной контроль.

– Что такое приставка?

Наши корреспонденты вышли в сказки и попросили ответить на этот вопрос некоторых героев. (Инсценированный ответ правила. Учащиеся говорят текст правила от имени героев различных сказок, используется кукольный театр.)

– Запишите только слова, имеющие приставки:

Полёт, лётчик, написал, надежда, умница, уговорил, отнёс, овал, рассказ, поддал, прижал.

Работы проверяют редакторы, в маршрутном листе делают запись о выполнении задания.

3. “Открытие” нового знания.

-Посмотрите на слова, которые написали, назовите приставки. Можем ли мы проверить написание этих приставок?

Все приставки в русском языке делятся на три группы:

– пишутся всегда одинаково, независимо от их произношения;

– в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с;

– пре-, при-.

4. Упражнения в написании слов с приставками.

УЭ-1 (Учебный элемент)
Приставки 1 группы.
Учащимся раздаются листы голубого цвета.

В– (ВО-) (ВЗО-)

ВЫ-

ДО-

ЗА– (ИЗО-)

НА_-

НАД– (НАДО-)

НЕ– (НЕДО-)

О-

ОБ– (ОБО-)

ОТ– (ОТО-)

ПА-

ПЕРЕ-

ПО-

ПОД– (ПОДО-)

ПРА-

ПРЕД– (ПРЕДО-)

ПРО– (РАЗО-)

С– (СО-)

СУ-

У-

 Разноуровневые задания:

– Выпишите приставки, которые пишутся с гласной буквой а.

– Образуйте с помощью приставок и запишите однокоренные слова к слову работать (ходить, летать)

УЭ-2.
Приставки 2 группы.
На листах розового цвета:

БЕЗ-

ВЗ-

ВОЗ-

ИЗ-

НИЗ-

РАЗ-

РОЗ-

ЧЕРЕЗ-

ЧРЕЗ-

БЕС-

ВС-

ВОС-

ИС_

НИС-

РАС-

РОС-

ЧЕРЕС-

Разглядывал беспорядок, Кощей Бессмертный, исследовал рассказ, разбитый подарок, известный разведчик.

– В каких словах вы написали удвоенную согласную? Где? Почему?

– Назовите слово с приставкой, относящейся к 1 группе.

– Что помогло вам правильно написать приставки?

Живут на свете, людям помогая,
Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ– и БЕЗ-,
Но если звук глухой согласный их встречает,
Мы пишем их лишь только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Ты запомни, что приставки
РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, БЕЗ– и ЧЕРЕЗ-
Пред согласными глухими
Всегда меняют З на С.

УЭ-3.
Приставки 3 группы.
Учащимся раздаются листы зелёного цвета

ПРЕ-

ПРИ-

ПРИ–

ПРЕ-

– приближение

“очень”

– присоединение

(исключение: прискорбный,

– нахождение

причудливый)

– незаконченность

сходна с ПЕРЕ-

– От наших корреспондентов поступила информация.

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание приставок.

Пр…катился клубок, пр…остановился. Пр…смотрелся, пр…гляделся Иванушка, видит– местность незнакомая. Пр…крикнул он на клубок, а тот пр…спокойно на месте лежит. Пр…томился он от дальней дороги. Хотел пр…лечь Иванушка, только пр…коснулся к траве, а трава в росе, пр…вскочил Иванушка. Пр…сел на пр…дорожный камень. Пр…задумался. А был он пр…хорошенький. Не страшны ему никакие пр…грады.

Редакторы групп проверяют выполненные работы. Результаты заносятся в маршрутные листы.

5. Правописание приставок с глаголами.

Инсценировка

Жил-был в стране Морфологии добрый молодец Глагол. Шёл он как-то по берегу реки, вдруг слышит, кто-то плачет. Подошёл он ближе и видит: сидит на камне красна девица и слёзы горькие льёт.

– Как зовут тебя, красавица? Кто тебя обидел? – спрашивает Глагол.

– Зовут меня Приставкой. А плачу я от того, что плохо мне одной жить.

Полюбил Глагол милую Приставку, да и девице по сердцу пришёлся добрый молодец. Решили они всегда быть вместе и никогда не расставаться.

– Теперь вам понятно, почему глаголы с приставками пишутся слитно?

6. Составление алгоритма.

1.Определяю, к какой группе относится приставка

7. Подведение итога. Оформление газеты.

– Оцените свою работу. Если вы считаете, что поработали отлично, на маршрутном листе стоит “5” – поднимите розовый листок. Хорошо, но могли лучше – зелёный. Если вы недовольны своей работой, поднимите синий листок.

Оцените работу класса.

– Всегда помните: учиться – всегда пригодится!