"Развитие исследовательского интереса ребёнка-дошкольника в процессе изобразительной деятельности через организацию предметно-пространственной развивающей среды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Не требует особых доказательств утверждение о том, что самые ценные и прочные знания добываются ребенком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Однако мы, педагоги-практики, часто недооцениваем значимость самостоятельной исследовательской познавательной деятельности ребенка и, обучая детей конкретным навыкам, часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Родители же детей, в свою очередь, считают себя вправе ограничивать исследовательскую деятельность малыша многочисленными запретами («не лезь», «не тронь», «не рви», «отойди», «положи на место») и не вниманием к детским вопросам, полагая, что какие-то вещи ребенку знать ёще рано.

Изучая эти проблемы, ученые пришли к выводу о том, что нереализованная исследовательская деятельность оборачивается беспомощностью человека при столкновении с жизненными трудностями, а если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы.

Поэтому от современного образования требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениями навыкам исследовательского поиска, подготовка ребенка к исследовательской деятельности.

По мнению ученых, особая роль в исследовательской практике детей принадлежит творческому мышлению.  Это подтверждают труды доктора педагогических наук А.В. Савенкова, который выделил образное мышление в процессе развития умений и навыков исследовательского поиска и предложил широко использовать изобразительную и другие виды художественной деятельности детей.

Посмотрим, какова же роль изобразительной деятельности в формировании опыта исследовательского поведения дошкольников.

Поскольку мы говорим о самостоятельной деятельности детей, понимаем, что она происходит в определенной среде, которая является своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний и личного опыта.

Попробуем рассмотреть развивающую предметно-пространственную среду, как поисковое «поле» ребенка. Это среда, в которой ребенок ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия.

Предметно-развивающую среду в группе целесообразно проектировать в виде художественно-творческого комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности детей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, экспериментирования и исследовательского интереса каждого ребенка. Развивающее пространство художественно-творческого комплекса представляет собой единую цепь мини-центров (мин-сред), которые призваны обогащать детей широким спектром эстетических впечатлений, создавать основу для разнообразных видов детской деятельности в едином культурном пространстве.

Вопрос о роли изобразительной деятельности в формировании опыта исследовательского поведения ребенка-дошкольника рассмотрим через организацию развивающей среды на примере трех компонентов художественно-творческого комплекса.

Одним из компонентов художественно-творческого комплекса является мини-центр «Мастерская маленького волшебника», который насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Это всевозможные цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные мелки, пастель и уголь, а также восковые свечи, разнообразные печатки – поролоновые, из пенопласта и других материалов, ватные палочки, разные виды кистей, заостренные палочки, разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов.  Доступность и свобода выбора здесь дают возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя неизведанное.

Так однажды дети увидели настоящее чудо и открыли для себя процесс создания дополнительных цветов спектра. Причем дети здесь имели возможность делать собственные открытия разными способами, с использованием разных материалов:

  • исследуя свойства и экспериментируя с красками;
  • играя и манипулируя с разноцветными стекляшками-окошечками;
  • увлеченно конструируя и экспериментируя с волшебными волчками.

Наблюдая за детьми, можно сказать, что самые интересные для них эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

А какое удовольствие и неизгладимые впечатления оставляют в сердце ребенка знакомство с нетрадиционными техниками и материалами. Давайте вспомним хорошо знакомые:

  • кляксография;
  • набрызги красок;
  • поролоновые рисунки;
  • монотипия;
  • использование ватных палочек, различных печаток и тампонов;
  • разрисовка камешков и природных материалов;
  • изображения с помощью ниток – ниткография;
  • и что же говорить о пальцевой живописи и т.д.

Все это многообразие изобразительных техник мы, педагоги, традиционно используем – с целью развивать творческие способности ребенка, научить новым приемам изображения рисования. Мы думаем, получив новый материал, ребенок рисует. А может, экспериментирует сначала? Что если посмотреть на эти вещи с точки зрения экспериментирования? И мы увидим, как ребенок восторженными глазами следит за движениями краски – как и куда она потечёт, замечая, что двух абсолютно одинаковых клякс не бывает, крутит лист бумаги, пытаясь разглядеть знакомые образы – на что же больше похожа эта клякса или другая.

Или, изучая процесс разбрызгивания красок, ребенок пробует разную силу нажима, удаленность от поверхности листа, замечая и пробуя забрызгивать фигурки – силуэты под разными углами, давая или нет краске смешиваться и т.д.    Сам процесс смешивания красок – это тоже интересное экспериментирование. Делая крупные мазки на листе акварельными красками, ребенок наблюдает за тем, что краски сливаются и это совсем не страшно, даже любопытно – ведь краски «на глазах» меняют цвета. Здесь порой цели ребенка и взрослого расходятся. Педагог спешит научить рисовать, изображать. Но очень важно дать ребенку «накупаться» в краске, бесконечно манипулируя, экспериментируя с пятном, мазком, каплей т.д.

Вот так, проводя собственные исследования, наблюдая и экспериментируя, делая при этом собственные суждения и умозаключения, ребенку естественно и легко постигать новое, действуя подобно ученому, нежели получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

Процесс познания – творческий процесс. Задача педагога – плавно перевести ребенка от простого манипулирования с художественными материалами и оборудованием к их исследованию, поддерживать и развивать этот исследовательский интерес на пути к личным открытиям.

Опираясь на утверждение А.И. Савенкова о том, что именно изобразительная деятельность является действенным средством развития исследовательского поведения ребенка, такой компонент художественно-творческого комплекса, как мини-центр «Островок чудесных превращений», дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в изобразительном искусстве, воплощая в жизнь свои творческие замыслы в виде готовых образов.

Наблюдаю за детьми… «Давай играть в художников!» - говорит Алёна Насте, предлагая рисовать на настольных мольбертах. Быстро разворачивается творческая мастерская. Дети увлечены!

Педагог необходимо тонко, чутко направлять неповторимую индивидуальность каждого ребенка, его особый изобразительный стиль. Свободно передвигаясь по группе, наблюдать за детьми; если необходимо – дать совет, задать наводящие вопросы, иногда показать образец действий, направляя деятельность детей.

Очень интересны творческие задания для детей, которые развивают способность по-разному смотреть на одно и тоже  явление или событие, смотреть на мир «чужими глазами». Например, детям предлагается подумать и изобразить как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Возьмем тему «Осень». Раскрывая тему, один ребенок изображает деревья с пожелтевшими листьями – осенний пейзаж, другой – улетающих птиц, третий – машины, убирающие на полях урожай, а кто-то первоклассников, идущих в школу и т.д. Темы могут быть разные – «Город», «Лес», «Семья» и т.д. Поощряются самые оригинальные и неожиданные версии и, конечно же, чем их больше – тем лучше. В ходе выполнения подобных заданий активизируются и развиваются все основные параметры творческости (креативности): продуктивность оригинальность, гибкость мышления и т.д.

Так изобразительная деятельность, как один из путей реализации детского исследовательского поведения, таит в себе поистине неисчерпаемые возможности интеллектульно-творческого развития ребенка.

Так маленькие первооткрыватели делают первые успехи, приобретая личный опыт дизайн-деятельности в мини-центре «Я – дизайнер», который оснащен разнообразным, полифункциональным материалом. Все материалы и оборудование находятся в полном распоряжении детей. Очень важно и необходимо, чтобы часть материалов имела универсальный характер (они должны быть пригодны для использования в других целях).

Хочется отметить, что особую ценность для детских исследований и экспериментирования, а, следовательно, и для творческого развития ребенка, имеют «никому не нужные предметы». Это обычно - лоскутки тканей, бумага разной фактуры и цвета, кусочки дерева, коры, опавшие листья, камешки, кусочки кожи, пряжа, пуговицы и многие другие «ценные» предметы. Такие предметы на самом деле обычно служат источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения исследований.

  • Так, изучая рельефы засушенного листика, окунув его в краску, ребенок открывает для себя, какие необыкновенные отпечатки он оставляет на листе. И если потрудиться, можно изобразить великолепный пейзаж или узор.
  • А с помощью природного материала (крупы, семена, плоды, ягоды и т.д.), выкладывая его в свободном порядке на пластилиновой форме, можно великолепно декорировать поднос, стаканы, любое изделие из пластичного материала.

Здесь дети учатся резать, прокалывать, нанизывать, измерять, конструировать, моделировать и т.д. Материалы и оборудование размещены таким образом, чтобы дети могли развернуть совместную деятельность или играть и трудиться самостоятельно.  Художественно-творческая деятельность в мини-центре «Я – дизайнер» удовлетворяет желание ребенка что-то изменить, преобразовать, дополнить и украсить, сделать это своими руками. Это одновременно мастерская и лаборатория, выставка и игровая комната!

Не надо бояться экспериментировать и придумывать интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску. Вот некоторые из них:

  • Путем моделирования из разнообразных цветных геометрических фигур разного размера изобразить то, что кроме тебя никто придумать не может.
  • Изготовить коллаж из картинок, вырезанных из старых детских журналов, а картинки разрезать на фигурки разных форм. Коллаж можно поворачивать как угодно, можно давать ему разные названия в зависимости от того, кто какие образы видит в изображении.

Очень важно, чтобы ребенок научился самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Наблюдая за детьми в изобразительной деятельности на пути формирования их исследовательской активности, можно сделать вывод, что группу можно разделить на три подгруппы:

  • 1 подгруппа (немногочисленная). Это любознательные дети, которые заинтересованно и упорно работают в самых разнообразных мини-центрах при минимуме стимулирующих влияний с моей стороны. Их поисковая, интеллектуальная активность высокая. Этих детей необходимо продвигать в своем развитии путем обогащения содержания мини-центров.
  • 2 подгруппа (большая часть детей в группе). Эти дети, быстро изучив содержимое мини-центра, в скором времени теряют к нему интерес, отходят и переключаются на свои дела и занятия. Эти дети с трудом могут организоваться для самостоятельной поисковой деятельности. Здесь необходима моя помощь в создании дополнительных стимулов, формировании личной мотивации у ребенка для того, чтобы активизировать его исследовательский интерес. Далее ребенок действует охотно, заинтересованно, удивляясь собственным открытиям.
  • 3 подгруппа. Эти дети и вовсе не проявляют интереса к новому. Для них гораздо важнее продолжать катать машинку, бегать друг за другом. Для таких детей нужна особая, усиленная работа, требующая больших творческих усилий, буквально «высшего пилотажа» со стороны педагогов и психологов.

А в общем предметно-развивающая среда в виде художественно-творческого комплекса должна быть организованна таким образом, что имеющиеся в помещении мебель и оборудование «пригодны» к трансформациям различного рода. И не только переставляются с места на место, а часто «превращаются» в нечто иное, приобретая в сознании детей совсем другие функции. Например, диван превращается в пароход, а конструкция из столов и стульев – в космический корабль, самолет, конструкторское бюро и т.д.

Моя воспитателя состоит в том, чтобы поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка, самыми разными способами стремиться развить у него независимость, изобретательность, творческую инициативу, демонстрировать детям образец творческого поведения, научить детей уважать собственный и чужой труд.

Итак, накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в изобразительной деятельности опосредовано естественными и специально созданными условиями развивающей предметно-пространственной среды. Но необходимо помнить: не среда воздействует на ребенка (по убеждению современной педагогики), а важность, ценность и необходимость процесса взаимодействия ребенка и среды, когда дети свободно осваивают и изменяют её в деятельности, развивают свои интересы, обусловленные этими изменениями.

Очень важна здесь роль педагога, который создает ситуации взаимодействия ребенка со средой, в которых он проявляет стремление активно пробовать и открывать, преобразовывать и изобретать, приобретает ценный опыт исследовательского поведения.