Тип: урок изучения нового материала
Вид: комбинированный
Цели и задачи:
- наблюдение над тем, что слова в русском языке делятся на большие группы - части речи - в зависимости от того, что они обозначают и на какой вопрос отвечают;
- совершенствование орфографических навыков, развитие умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, формирование умения работать с текстом;
- воспитание уважения к русскому языку.
Оборудование:
- магнитофон;
- фонограмма с песней Е. Крылатова "Три белых коня";
- репродукция картины А.И.Куинджи "Ночь на Днепре";
- карточки с названиями зимних месяцев (орфограммы выделены); карточки с вопросами "Кто? Что?", "Какой? Какая? Какое? Какие?", "Что делает? Что делают?";
- карточки со словами деформированного предложения: первый, комнату, свечи?, освещает, в, день, язык, празднично, января, новогодней;
- учебник "Русский язык" 3 класс, часть 2 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина;
- плакат с цитатой М.Горького: "Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей".
Ход урока
I Организационный момент.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.
II Чистописание.
- Сегодня мы с вами на минутке чистописания ознаменуем начало зимы снежинками, составленными из элементов букв.
- Элементы каких букв здесь использованы? (с, х, ж, в, д, у)
- Что нужно соблюдать при письме? (единую высоту элементов и параллельность линий).
III Словарная работа.
- Послушайте отрывок из песни композитора Е. Крылатова "Три белых коня" (звучит фонограмма песни - 1 куплет)
- О каких конях здесь поется? (о зимних месяцах - декабрь, январь, февраль)
- Запишем названия этих месяцев в тетрадь (запись с комментированием слов в тетрадях, выделение орфограмм, проверка правильности выполнения задания по карточкам, вывешенным учителем на доске).
Устно составляются предложения со словами декабрь (например: Декабрь - первый месяц зимы) и февраль (например: Февраль - самый короткий месяц года).
- А с январем вьюга "пошутила", размела все слова. Из данных слов составим предложения (на доску вывешиваются карточки со словами: первый, комнату, свечи?, освещает, в, день, празднично, января, новогодней, язык).
Учащиеся составляют предложение: В первый день января язык новогодней свечи празднично освещает комнату.
- Какое значение в этом предложении имеет слово "язык"? (Огонь).
- Какие еще значения может иметь слово "язык"? (Во рту, деталь ботинка, у колокола, люди разговаривают на своем языке).
Всему название дано -
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету:
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов
Купаться ежечасно!
(А. Шибаев)
- Мы так привыкли к словам:Читаем, пишем, разговариваем, шутим, поем. Язык нам нужен как воздух.
Чтение учащимися цитаты М.Горького, вывешенной на доске: "Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей".
IV Постановка проблемы.
- Мы с вами говорили, что наша речь состоит из слов. А как вы думаете, сколько слов в русском языке? (В толковом словаре Ожегова 72 500 слов)
- А представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Как навести порядок? Если мы на одну полку положим слова "хлеб" и "бежать" - это будет правильно? (Нет). Почему? (Хлеб - предмет, бежать - действие предмета). Значит, надо найти что-то общее, что поможет разбить слова на группы. Что бы вы предложили? (предметы - в одну группу, действия - в другую, признаки - в третью).
V Сообщение темы и цели урока.
- Слова - это части речи. Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи, ставить к ним вопросы, классифицировать их.
VI Наблюдение за частями речи в предложении.
Используется упражнение 205 из учебника "Русский язык".
Содержание упражнения:
: веселые дети.
Бегут : дети.
Бегут веселые :
- На какой вопрос отвечает пропущенное слово в первом предложении? (Что делают?)
- Запишем вопрос в тетрадях (учитель пишет вопрос на доске)
- Какие слова вместо точек можно вставить в это предложение? (Бегут, смеются, играют, поют, танцуют).
- Запишем эти слова в тетрадях (учитель записывает слова на доске).
Образец записи: Что делают? Бегут, смеются, играют, поют, танцуют. (Аналогичная работа со вторым и третьим предложениями).
Выполнение схем предложений.
- Почему у трех разных предложений одна и та же схема? (Слова - разные, а вопросы одни и те же: все первые слова в предложениях отвечают на вопрос "что делают?", все вторые - на вопрос "какие?", все третьи - на вопрос "кто?").
Вывод: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.
Физкультминутка.
Мы шагаем, мы шагаем (ходьба на месте)
Ноги выше поднимаем.
Впереди из-за куста (смотрят налево, направо, приставив руку ко лбу)
Смотрит рыжая лиса (меняют руку).
Мы лисичку обхитрим - (грозят указательными пальчиками)
На носочках пробежим (бег на месте на "носочках").
Не смогла лиса нас съесть (разводят руки в стороны).
Нам пора за парту сесть (садятся за парту).
VII Продолжение работы по теме.
Работа по учебнику "Русский язык" над упражнением 207.
Содержание упражнения:
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
(С.Есенин)
- Знакомство с содержанием упражнения.
- Прочитать текст про себя
- Рассмотреть репродукцию картины художника Куинджи "Ночь на Днепре"
- Сопоставление текста стихотворения с картиной: как гармонично произведения двух великих людей дополняют друг друга.
- Чтение стихотворения С.Есенина учеником.
- Работа над упражнением.
- Найти слова, которые отвечают на вопрос "Что?" (День, волна, солнце, луна). Записать слова в тетрадях. Знакомство с определением: Части речи, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы "Кто?" или "Что?" называются именами существительными.
- Найти слова, которые отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?" (Усталый, шумная). Записать слова в тетрадях. Знакомство с определением: Части речи, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие" называются именами прилагательными.
- Найти слова, которые отвечают на вопросы "Что сделал?", "Что сделала?", "Что сделало?", "Что делает?" (Склонился, затихла, погасло, плывет). Записать слова в тетрадях. Знакомство с определением: Части речи, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы "Что делает?", "Что делают?", "Что сделал?" называются глаголами.
- Ко всем ли словам можно поставить вопрос? (Нет. К словам "к", "над", "и" вопрос поставить нельзя.) Вспомните, как мы с вами называем эти слова? (Предлоги, союз). Это тоже части речи.
VIII Проверка усвоения изученного материала.
Игра с мячом. Учитель кидает ученику мяч, называет слово. Ученик возвращает мяч учителю, ставя вопрос к слову и называя часть речи.
IX Итог.
- Что нового сегодня узнали? (Слова - это части речи. Они делятся на большие группы в зависимости от вопросов, на которые отвечают).
- С какими частями речи мы познакомились? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги и союзы)
X Оценка работы учащихся. Задание на дом.