Разработка урока русского языка в 3-м классе по теме "Знакомство с частями речи"

Разделы: Начальная школа


Тип: урок изучения нового материала

Вид: комбинированный

Цели и задачи:

  • наблюдение над тем, что слова в русском языке делятся на большие группы - части речи - в зависимости от того, что они обозначают и на какой вопрос отвечают;
  • совершенствование орфографических навыков, развитие умения выражать свои мысли в устной и письменной форме, формирование умения работать с текстом;
  • воспитание уважения к русскому языку.

Оборудование:

  • магнитофон;
  • фонограмма с песней Е. Крылатова "Три белых коня";
  • репродукция картины А.И.Куинджи "Ночь на Днепре";

  • карточки с названиями зимних месяцев (орфограммы выделены); карточки с вопросами "Кто? Что?", "Какой? Какая? Какое? Какие?", "Что делает? Что делают?";
  • карточки со словами деформированного предложения: первый, комнату, свечи?, освещает, в, день, язык, празднично, января, новогодней;
  • учебник "Русский язык" 3 класс, часть 2 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина;
  • плакат с цитатой М.Горького: "Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей".

Ход урока

I Организационный момент.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит.

II Чистописание.

- Сегодня мы с вами на минутке чистописания ознаменуем начало зимы снежинками, составленными из элементов букв.

- Элементы каких букв здесь использованы? (с, х, ж, в, д, у)

- Что нужно соблюдать при письме? (единую высоту элементов и параллельность линий).

III Словарная работа.

- Послушайте отрывок из песни композитора Е. Крылатова "Три белых коня" (звучит фонограмма песни - 1 куплет)

- О каких конях здесь поется? (о зимних месяцах - декабрь, январь, февраль)

- Запишем названия этих месяцев в тетрадь (запись с комментированием слов в тетрадях, выделение орфограмм, проверка правильности выполнения задания по карточкам, вывешенным учителем на доске).

Устно составляются предложения со словами декабрь (например: Декабрь - первый месяц зимы) и февраль (например: Февраль - самый короткий месяц года).

- А с январем вьюга "пошутила", размела все слова. Из данных слов составим предложения (на доску вывешиваются карточки со словами: первый, комнату, свечи?, освещает, в, день, празднично, января, новогодней, язык).

Учащиеся составляют предложение: В первый день января язык новогодней свечи празднично освещает комнату.

- Какое значение в этом предложении имеет слово "язык"? (Огонь).

- Какие еще значения может иметь слово "язык"? (Во рту, деталь ботинка, у колокола, люди разговаривают на своем языке).

Всему название дано -
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету:
Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов
Купаться ежечасно!
(А. Шибаев)

- Мы так привыкли к словам:Читаем, пишем, разговариваем, шутим, поем. Язык нам нужен как воздух.

Чтение учащимися цитаты М.Горького, вывешенной на доске: "Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей".

IV Постановка проблемы.

- Мы с вами говорили, что наша речь состоит из слов. А как вы думаете, сколько слов в русском языке? (В толковом словаре Ожегова 72 500 слов)

- А представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Как навести порядок? Если мы на одну полку положим слова "хлеб" и "бежать" - это будет правильно? (Нет). Почему? (Хлеб - предмет, бежать - действие предмета). Значит, надо найти что-то общее, что поможет разбить слова на группы. Что бы вы предложили? (предметы - в одну группу, действия - в другую, признаки - в третью).

V Сообщение темы и цели урока.

- Слова - это части речи. Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи, ставить к ним вопросы, классифицировать их.

VI Наблюдение за частями речи в предложении.

Используется упражнение 205 из учебника "Русский язык".

Содержание упражнения:

: веселые дети.

Бегут : дети.

Бегут веселые :

- На какой вопрос отвечает пропущенное слово в первом предложении? (Что делают?)

- Запишем вопрос в тетрадях (учитель пишет вопрос на доске)

- Какие слова вместо точек можно вставить в это предложение? (Бегут, смеются, играют, поют, танцуют).

- Запишем эти слова в тетрадях (учитель записывает слова на доске).

Образец записи: Что делают? Бегут, смеются, играют, поют, танцуют. (Аналогичная работа со вторым и третьим предложениями).

Выполнение схем предложений.

- Почему у трех разных предложений одна и та же схема? (Слова - разные, а вопросы одни и те же: все первые слова в предложениях отвечают на вопрос "что делают?", все вторые - на вопрос "какие?", все третьи - на вопрос "кто?").

Вывод: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем (ходьба на месте)
Ноги выше поднимаем.
Впереди из-за куста (смотрят налево, направо, приставив руку ко лбу)
Смотрит рыжая лиса (меняют руку).
Мы лисичку обхитрим - (грозят указательными пальчиками)
На носочках пробежим (бег на месте на "носочках").
Не смогла лиса нас съесть (разводят руки в стороны).
Нам пора за парту сесть (садятся за парту).

VII Продолжение работы по теме.

Работа по учебнику "Русский язык" над упражнением 207.

Содержание упражнения:

Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
(С.Есенин)

  1. Знакомство с содержанием упражнения.
  2. Прочитать текст про себя
  3. Рассмотреть репродукцию картины художника Куинджи "Ночь на Днепре"
  4. Сопоставление текста стихотворения с картиной: как гармонично произведения двух великих людей дополняют друг друга.
  5. Чтение стихотворения С.Есенина учеником.
  6. Работа над упражнением.
    1. Найти слова, которые отвечают на вопрос "Что?" (День, волна, солнце, луна). Записать слова в тетрадях. Знакомство с определением: Части речи, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы "Кто?" или "Что?" называются именами существительными.
    2. Найти слова, которые отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?" (Усталый, шумная). Записать слова в тетрадях. Знакомство с определением: Части речи, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие" называются именами прилагательными.
    3. Найти слова, которые отвечают на вопросы "Что сделал?", "Что сделала?", "Что сделало?", "Что делает?" (Склонился, затихла, погасло, плывет). Записать слова в тетрадях. Знакомство с определением: Части речи, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы "Что делает?", "Что делают?", "Что сделал?" называются глаголами.

- Ко всем ли словам можно поставить вопрос? (Нет. К словам "к", "над", "и" вопрос поставить нельзя.) Вспомните, как мы с вами называем эти слова? (Предлоги, союз). Это тоже части речи.

VIII Проверка усвоения изученного материала.

Игра с мячом. Учитель кидает ученику мяч, называет слово. Ученик возвращает мяч учителю, ставя вопрос к слову и называя часть речи.

IX Итог.

- Что нового сегодня узнали? (Слова - это части речи. Они делятся на большие группы в зависимости от вопросов, на которые отвечают).

- С какими частями речи мы познакомились? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги и союзы)

X Оценка работы учащихся. Задание на дом.