Теоретическая часть
Диаграмма (график) — это наглядное графическое представление числовых данных.
В зависимости от предназначения выделяют следующие основные типы диаграмм:
- Гистограмма (или столбчатая диаграмма) используется для сравнения нескольких величин в нескольких точках;
- Круговая используется для сравнения нескольких величин в одной точке;
- Линии (или график) используется для слежения за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.
- Линейчатая – аналогична столбчатой (со смещением осей на 900);
- Области – диаграмма наглядно отображает величину изменения в течение определённого периода времени (аналогична типу линии (или график), но имеет закрашенные области);
- Диаграмма XY – позволяет ряд чисел представить в системе координат X, Y;
- Сетчатая, Биржевая, Столбцы и линии — специфические диаграммы, используемые обычно в экономике.
В программе Open Office.org Calc возможно построение и других видов диаграмм. Кроме вышеперечисленных к ним относятся:
Основные элементы диаграммы
Основные элементы на примере графика sin(x) представлены на рис.1.
Рис. 1.
Этапы построения диаграммы
Для построения диаграммы в OpenOffice.org Calc необходимо:
- Выделить ячейки таблицы, по числовым данным которых строится диаграмма;
- Выполнить команду Вставка — Диаграмма или нажать на кнопку Диаграмма на панели инструментов. На экране появится окно Мастер диаграмм.
- В левой части окна Мастера диаграмм определены 4 основных шага создания диаграммы:
- Нажать на кнопку Готово.
Шаг 1: выбрать тип диаграммы (щелчок мыши по изображению диаграммы в окне Мастера автоматически меняет её вид на экране);
Шаг 2: при необходимости внести изменения в диапазон данных (первоначально диапазон был задан при выделении ячеек таблицы), задать построение данных в строках или столбцах — изменения также сразу же появляются на создаваемой диаграмме;
Шаг 3: на этом шаге можно настроить диапазон данных для каждого ряда данных, добавить или удалить ряды;
Шаг 4: задать элементы диаграммы: заголовки, параметры сетки, расположение легенды.
Обратите внимание: на любом из шагов можно закончить построение диаграммы, если нажать на кнопку Готово.
Правила работы с диаграммой
Изменение положения диаграммы:
- Щелчком мыши выделить диаграмму, указатель мыши примет вид крестика или ладони;
- Нажать на кнопку мыши и не отпуская кнопку, перетащить диаграмму на нужное место.
Изменение размеров диаграммы:
- Щелчком мыши выделить диаграмму;
- Установить курсор на любой прямоугольный маркер (он примет вид угловой или двунаправленной стрелки), нажать на кнопку мыши и не отпуская кнопку, изменить размер диаграммы до нужного.
Иногда возникает необходимость изменить вид диаграммы или редактировать элементы диаграммы уже после нажатия кнопки Готово.
Редактирование элементов диаграммы:
- Двойным щелчком мыши выделить диаграмму;
- Щелкнуть правой кнопкой мыши по редактируемому элементу диаграммы и выбрать Свойства объекта, где задать изменения;
При редактировании возможно и изменение вида диаграммы, свойств объекта (заливка, обрамление), положения и размеров диаграммы и т.п.
Литература
- Справочная система OpenOffice.org Сalc.
- Иванова И.А. Информатика. 11 класс: Практикум.– Саратов: Лицей, 2004.
- http://linux.armd.ru/ru/documentation/metod/#3
- http://ru.wikipedia.org/wiki/OpenOffice.org_Calc
Практическая часть
Задание № 1
Выполните задание.
1. Заполните таблицу в OpenOffice.org Calc:
Таблица 1
Мебель для класса |
||||
№ |
Наименование |
Кол-во |
Цена |
Сумма |
Стол письменный | 1 |
4200,00 руб. | ||
Стол компьютерный | 5 |
2700,00 руб. | ||
Кресло компьютерное | 1 |
3500,00 руб. | ||
Стул | 5 |
800,00 руб. | ||
Шкаф книжный | 1 |
9000,00 руб. | ||
Итого: |
- Найдите общую сумму расходов на мебель.
- Переименуйте Лист 1 с таблицей в Мебель.
- По данным столбцов Наименование и Сумма постройте Гистограмму (столбчатую) диаграмму. Задайте заголовок диаграмме — Мебель, подзаголовок — для компьютерного класса.
- Сохраните документ под именем Диаграммы.
- Откройте заново документ и в режиме редактирования укажите над каждым столбцом гистограммы числовые значения.
Для выделения несмежных (отдельно расположенных) столбцов используйте клавишу Ctrl.
Для этого необходимо щелкнуть по изображению столбца гистограммы правой кнопкой мыши и выбрать команду Свойства объекта, вкладку Надписи данных и активизировать флажок Указать значение.
Образец выполненного задания в Приложении 1.
Задание № 2
На листе Мебель постройте (рядом с гистограммой) круговую диаграмму по данным столбцов Наименование и Цена. Характеристика диаграммы – раздельно-круговая трехмерного вида, легенда расположена под диаграммой. Сохраните построенную диаграмму.
Образец выполненного задания в Приложении 1.
Задание № 3
Постройте график тригонометрической функции y=cos(x) на отрезке от 0 до 7 с шагом 0,5. Характеристика диаграммы: вид Линии, тип — только линии при включенном флажке — сглаживание линий. Для этого:
- Откройте документ Диаграммы;
- Переименуйте Лист 2 — имя Функция;
- Используя автозаполнение, задайте значения аргумента Х (шаг 0,5), введите формулу и скопируйте её.
- Выделите нужный диапазон ячеек и постройте график функции;
- Сохраните.
Образец выполненного задания в Приложении 1.
Творческое задание
Каждому человеку соответствуют определенные биоритмы физической, эмоциональной и интеллектуальной активности, которые легко рассчитываются по математическим формулам. Построение изменения биоритмов человека возможно и в OpenOffice.org Calc.
Задание № 4
Постройте графики собственных биоритмов физической, эмоциональной и интеллектуальной активности.
1) Откройте документ Диаграммы;
2) Переименуйте Лист 3 — имя Биоритмы;
3) На листе Биоритмы создайте таблицу по образцу:
Таблица 2
Заполните исходные данные для расчета личных биоритмических характеристик:
В1 — фамилия, имя исследуемого,
В2 — дата рождения: число, месяц, год,
В3 — текущая дата,
В4 — формула числа прожитых дней (дата текущая
минус дата рождения),
А7 — дата исследования,
А8, А9 и т.д.– последующие даты,
В7, В8 и т.д. – количество прожитых дней (дата
исследования минус дата рождения),
4) Задайте в ячейки С7, D7, E7 формулы для расчета физической, эмоциональной и интеллектуальной активности по формуле:
=SIN(2*3,14*(t-t0)/T), где
- t — текущая дата,
- t0 — дата рождения: число, месяц, год,
- T — соответствующий период активности (23, 28 или 33 дня).
5) Постройте графики изменения биоритмом, используя вид диаграммы — Линии (включая сглаживание).
6) Отформатируйте таблицу и графики по своему желанию.
7) Проанализируйте полученные результаты:
- определите в какие дни ваша физическая, эмоциональная и интеллектуальная активности достигают минимальных и максимальных значений (исследование функции sin(x)),
- определите критические дни (если они есть на диаграмме) — дни, когда совпадают значения всех функций.
8) Сохраните документ.
Образец выполненного задания в Приложении 2.
Пояснение к лабораторному практикуму “Построение диаграмм и графиков в программе Open Office.org Calc”
Данный лабораторный практикум предназначен для учащихся изучающих электронные таблицы.
До изучения данной темы учащиеся должны знать:
- организацию адресации в ячейках,
- работу с формулами,
- правила редактирования и форматирования электронной таблицы,
- управление листами электронной книги
Практикум содержит две основные части и два приложения.
В первой теоретической части изложено:
- общие сведения о видах диаграмм,
- представлены основные элементы диаграммы,
- четко определены этапы построения диаграммы,
даны правила работы с уже готовой
диаграммой (перемещение её на рабочем листе,
изменение размеров, вида и редактирование
элементов диаграммы)
Во второй практической части составлены
задания, позволяющие оценить уровень усвоения
теоретического материала и получить
практические навыки построения диаграмм в Open
Office.org Calc:
- Задание 1 формирует практические навыки создания гистограмм (столбчатой диаграммы),
- Задание 2 формирует навыки создания круговой диаграммы,
- Задание 3 формирует навыки создания диаграмм в виде графиков (линий).
- Задание 4 – творческое задание – построение графиков собственных биоритмов физической, эмоциональной и интеллектуальной активности.
Исходя из уровня подготовленности учащихся, творческое задание может быть разбито на три части, каждая из которых представляет собой отдельное задание (может быть построен только один или два графика биоритмов ученика).
Приложение содержит варианты выполненных заданий 1–4. Это удобно для работы со слабо подготовленными учениками, так как позволяет видеть ожидаемый результат.