Разработка урока ИЗО в 4-м классе по теме "Образ художественной культуры Японии"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: ознакомление обучающихся с художественной культурой народов Японии.

Задачи:

  • дать представление об особенностях архитектуры и скульптуры в Японии;
  • развивать творческое воображение и приобретённые ранее навыки изобразительной деятельности;
  • воспитывать интерес и уважение к культуре других народов.

Оснащение урока: для учителя – иллюстрации, фотографии, карта мира, проектор для обучающихся – графические материалы (акварель, тушь чёрная),   формат А4.

Зрительный ряд: фотографии традиционного дома и храма (пагоды) Японии, изображение   русского храма (собора), рисунок-схема традиционного японского дома, фотографии статуи Великого Будды и божества-охранителя.

Музыкальный ряд: запись японских музыкальных инструментов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме урока.

Учитель: Удивительный сосед есть у нас на востоке – Япония. А кому не известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому мы сегодня постараемся ближе познакомиться с народом, который одним из первых ворвался в XXI век.

В японской мифологии родоначальниками всего в мире считались божественные супруги Идзанаги и Идзанами. От них произошла триада великих богов: Аматэрасу – богиня Солнца, Цукиёми – богиня Луны и Сусаноо – бог бури и ветра.

Ученик: Когда боги Идзанаги и Идзанами по радуге спускались с небес, чтобы отделить земную твердь от хляби, Идзанаги ударил своим богатырским копьём по зыбко колыхавшейся внизу пучине. И тогда с его копья скатилась вереница капель, образовав изогнутую цепь островов.

Учитель: Эта древняя легенда о сотворении Японии приходит на память, когда смотришь на эту страну из окошек самолета (показ по карте). Наиболее выдающейся топографической чертой Японии являются горы. Горные цепи тянутся через острова с севера на юг. С давних времён жители Японии стремятся приспособить свою жизнь к грозящим землетрясениям. Поэтому конструкции традиционного японского дома отличается простотой и лёгкостью, а также почти полным отсутствием мебели.

Ученик: Дом представляет собой деревянный каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стены не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, служить одновременно и дверью, и окном (иллюстрация 1). Стены выполнялись из полупрозрачной бумаги, пропускающей свет, или заменялись деревянными панелями. В целях проветривания из-за влажного климата дом приподнят над уровнем земли примерно на 60 см. Кровля, черепичная или тростниковая, имела большие навесы, которые предохраняли стены дома от дождя и палящего солнца, но не задерживали низких солнечных лучей зимой, ранней весной и поздней осенью. Под навесом располагалась веранда.

Учитель: Пол жилых помещений покрывали соломенными циновками – “татами”, на которых чаще сидели, а не стояли. Поскольку в доме не было постоянной мебели, спали на полу, на специальных толстых матрацах, которые убирали днём в стенные шкафы. Ели, сидя на циновках, за низкими столиками, они же служили для различных занятий.

А теперь давайте посмотрим на храмы японского народа и сравним их с храмами Руси(иллюстрации пагод и русских храмов расположены на доске). Есть ли в них что-то общее? А чем отличаются?

Особенно приметны крыши – с загнутыми вверх углами. Ярусы напоминают ели, а русские храмы больше похожи на людей.

Ученик: К VIII веку японская скульптура имела уже вековой опыт создания разнообразных статуй буддийских божеств, которые делали из бронзы, дерева, лака. И хотя многие из них разрушались, мы по реконструкциям можем судить об их величии (иллюстрация 2).

В IX-X вв. появились многоголовые и многорукие статуи, а также божества с устрашающими лицами, вздыбленными волосами и сверкающими огромными глазами.

Последней и завершающей эпохой расцвета японской скульптуры были XII-XIII вв. история сохранила имена известных мастеров того времени – Ункэй и Кайкэй – авторы колоссальных восьмиметровых статуй божеств-охранителей (иллюстрация 3).

Учитель: В последующие века в японской скульптуре не было создано ничего принципиально нового. Лишь в конце XVII века скромный странствующий проповедник Энку создал из дерева необычные статуи буддийских божеств, ставшие достоянием общественности Японии лишь в середине XX века. С тех пор произведения народного скульптора считаются национальным сокровищем страны и блистательным завершением многовековой истории средневековой японской скульптуры.

(Физкультминутка)

3. Самостоятельная работа обучающихся.

Учитель: изобразить японские постройки (традиционный дом или храм-пагоду). Обращаем внимание на расположение формата листа, чтобы композиция была правильной и красивой.

4. Итоги урока.

Выставка и оценка готовых работ с учетом анализа ошибок.

Домашнее задание: подбор материала по живописи и литературе Японии.

Литература

  1. Энциклопедия для детей. Искусство т. №7.
  2. Изобразительное искусство. По программе Неменского Б.М. Автор – составитель Н.В. Лободина.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4