Урок-игра "Зимняя олимпиада" в 8-м классе по русскому языку

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить знания учащихся о словосочетаниях, односоставных и двусоставных предложениях, однородных членах предложения;
  • способствовать формированию умений и навыков определять типы подчинительной связи в словосочетаниях; различать односоставные и двусоставные предложения;
  • способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта; формированию самооценки;
  • способствовать привитию интереса к истории, к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.

Форма проведения: урок- игра.

Название: Зимняя олимпиада.

Класс: 8.

Оборудование:

  • презентация, созданная с помощью Microsoft Power Point,
  • рисунки учащихся о спорте;
  • медали (золотые, серебряные, бронзовые);
  • карточки с заданиями,
  • компьютер, мультимедийный проектор,
  • видеомагнитофон, видеокассета о разных видах спорта- репортажи олимпийских игр в Турине.

Ход урока-игры

I. Организация начала урока (слайд 1)

II. Вступительное слово учителя (слайд 2)

А) 2009 год в Республике Татарстан объявлен годом физкультуры и спорта. Пропаганда спорта ведется по всей России: строительство новых спортивных комплексов, спортплощадок, бассейнов, горнолыжных комплексов. Ведь Россия готовится к зимней олимпиаде в Сочи в 2014 году.

- Когда были последние зимние Олимпийские игры?

В 2006 году  в Италии в городе Турине  прошли  XX  Зимние олимпийские игры. Передачи игр велись по всем каналам телевидения.

- Вы смотрели олимпийские игры?

-  Кого из спортсменов вы запомнили?

Б) Просмотр видео роликов - репортажи олимпийских игр в Турине

- Когда будут следующие зимние олимпийские игры?

- В какой стране они будут проводиться?

В) Праздник открытия, парад спортсменов, олимпийская клятва, зажжение олимпийского огня, соревнования спортсменов – всего этого ждали и будем ждать с нетерпением.

А ведь человечество пришло к этому далеко не сразу.

Как же зародился всемирный праздник? Послушаем наших комментаторов.

III. Выступления учащихся

1. Немного истории (слайд 3)

Родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция.  27 с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинский город Олимпию, расположенную на Пелопонесском полуострове. А это ворота на стадион в Олимпии.

С этого дня мудрый историк Эллады Тимей ввел новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло «олимпиаду» - греческий «олимпийский» год. [2]

2. Первые Олимпийские игры (слайд 4)

Первые олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и длились пять дней. На территории Эллады объявлялся «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги  состязались за право называться самым сильным, ловким  и быстрым среди эллинов. Олимпийские игры были посвящены богу Зевсу. Участникам Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, медик Гиппократ, оратор Демосфен, философ Сократ, математик Пифагор. Он стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою! Победителю вручали лавровый венок. [2]

3. Возрождение Олимпийских игр (слайд 5.)

Прошло ровно полторы тысячи лет, и в канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель  барон Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из 5 переплетённых колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединений в олимпийском движении континентов. На возрожденных Олимпийских играх зажигают огонь, принесенный с земли Древней Греции, а флаг впервые был поднят в 1924 году в связи с празднованием 20-летия Олимпийских игр XX века. Победителю   на Олимпийских играх стали вручать золотую медаль. [3]

IV. Игры

Олимпиады проводились только по летним играм: бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, тяжелая и легкая атлетика, метание диска и копья, борьба. В 1924 году Международный олимпийский комитет решил провести первые олимпийские зимние игры во Франции.

- По каким видам спорта проводится зимняя олимпиада? (слайд 6.)

- Сегодня мы с вами проведем зимнюю олимпиаду по русскому языку.

Наша олимпиада отличается тем, что вы можете  испробовать себя во всех видах спорта. Будете и лыжниками, и фигуристами, и хоккеистами.

V. Словарная работа (слайд 7)

- Для начала нам нужно узнать, что такое олимпиада?

Олимпиада – (по словарю иностранных слов) – греческое слово  olympiados

1. крупнейшие международные состязания по основным видам спорта, проводимых раз в четыре года.

2. конкурс, соревнование в какой-либо области (математики, истории и т.д.)

Запись в словарях. Составьте устно предложения с этим словом. [1]

1. «Разминка» перед стартом (слайд 8)

Объяснительный диктант

Лыжник, конькобежец, фигурист, бобслеист, сноубордист, двоеборец, хоккеист, биатлонист,  чемпионка, вратарь, горнолыжник, лыжня, лыжница, спортзал, фигуристка.

Объясните значение слова. Графически обозначьте корни, суффиксы, окончания слов. [4]

Составьте с некоторыми из слов предложения (устно).

2. Прыжки с трамплина (слайд 9)

- Нравится ли вам этот вид спорта?

- Чем он вам нравится?

(слайд 10.) Составляете словосочетания со словами - это прыжок с трамплина. Определяете тип подчинительной связи в составленных словосочетаниях – это приземление. Учитывается скорость и правильность выполнения прыжка (задания).

Заниматься (чем?) . . .  ( спортом), ( управление)
Соревнования (какие?) . . .  (зимние), (согласование)
Тренироваться (как?) . . .  (усердно),  (примыкание)

Участвовать (в чем?) . . . (в хоккее), ( управление)
Катание ( какое?) . . . ( отличное), (согласование)
Прыгнуть (как?) . . . (точно), (примыкание)

Проигрывать (кому?) . . . ( чемпиону), ( управление)
Трасса (какая?) . . . (сложная), (согласование)
Скользить (как?) . . . (стремительно), (примыкание)

3. Фигурное катание (слайд 11)

- Какие виды фигурного катания вы знаете?

- Каких фигуристов вы знаете?

Выполните синтаксический разбор предложений  (слайд 12.)

Каждое слово в предложении – это фигура. Разбор всего предложения – это выполнение всех  элементов фигурного катания. (Учащиеся самостоятельно выбирают предложение, учитывая свой уровень знаний.)

На золото:  Фигурное катание – самый красивый и творческий вид спорта.

На серебро:  Заниматься  спортом нам не лень.

На бронзу: Занимайтесь спортом!

4. Сноуборд (слайд 13)

Сноуборд – это скоростной спуск с горы на доске.

Текст (слайд 14.)

Сноуборд – это один из самых молодых олимпийских видов спорта. Суть его полностью отражена в названии – снег плюс доска. И не нужны тебе лыжные палки.  Лететь на огромной скорости предлагается, балансируя руками. Впервые сноуборд заявил о себе на зимних играх в Нагано в 1998 году. В России этот вид спорта появился недавно. Сноуборд – молодежный спорт.

- О чем этот текст?

- Когда появились соревнования на сноуборде?

Выполните тест.

Тест

1. Найдите односоставное безличное предложение. (4)

2. Найдите предложение с приложением. (2)

3. Найдите предложение с деепричастным оборотом. (4)

4. Объясните постановку тире в первом и последнем предложениях. (Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если пропущен глагол-связка)

- Взаимопроверка.

5. Хоккей (слайд 15)

Хоккей - командная игра на льду на коньках (на травяном поле) в небольшой мяч или шайбу, загоняемые в ворота ударами клюшки. [1]

(слайд 16.) Составьте слова из букв, входящих в слово «Нападающий».

 Как можно больше существительных в начальной форме.

Проверка: нападающие забивают голы друг другу, т. е. по очереди называют слова, которые составили. Кто последний назовет слово, тот и забил победный гол, т. е. выиграл.

6. Лыжные гонки. Эстафета (слайд 17)

Составьте со словами и словосочетаниями предложения, передающие напряжение состязания, настроение спортсменов и болельщиков так, чтобы получился текст на тему «Лыжные гонки». Задание усложняется тем, что участвуют в эстафете четыре человека. Каждый должен составить по одному предложению из данных слов и словосочетаний, передавая текст друг другу. Сообщаться нельзя. Каждый проходит дистанцию самостоятельно.

Срываются, начинают обгонять, не отстают ни на шаг,  стремительно скользит к успеху. (слайд 18.)

7. Бобслей (двойки) (слайд 19)

Бобслей – скоростной спуск с горы на управляемых санях. [1]

Определить вид предложений (односоставное или двусоставное, если односоставное, то какого вида). Работают в паре.

Ловко сани я хватаю
И на горочку взберусь.
(двусоставное)
Никогда не унываю.                     ( односоставное определенно-личное)
Быстро с горочки скачусь.(односоставное определенно-личное)

8. Горнолыжный спорт (слайд 20)

Горнолыжный спорт –  спортивный скоростной спуск с гор на лыжах по специальным трассам.

Графический диктант (слайд 21)

Построим трассу, по которой горнолыжник спускается вниз. Эта трасса не по прямой. Горнолыжнику приходится огибать повороты, делать прыжки, прежде чем спуститься вниз. Вам необходимо выполнить графический диктант, т. е. построить трассу. Вы должны согласится или не согласиться с моим утверждением. Для этого вы должны хорошо знать правила, которые мы изучили на прошлых уроках.

Согласие, да :  ^

Не согласен, нет :  --

Поехали!

1. Определенно-личное предложение – это предложение, в котором сказуемое выражено глаголом 3 лица, множественного числа. (НЕТ)

2. Предложения, в которых имеется один состав – состав подлежащего или состав сказуемого, называются односоставными. ( ДА)

3. Обобщенно-личными предложениями чаще всего бывают пословицы.  (ДА)

4. Прямое дополнение – это дополнение в винительном падеже с предлогом или без предлога.  (НЕТ)

5. Рассвело. Это предложение односоставное безличное.  (ДА)

6. Предложение называется нераспространенным, если в нем нет одного главного члена предложения  (или подлежащего или сказуемого).  (НЕТ)

7. Приложение – это особый вид определения.  (ДА)

8. Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на разные вопросы.   (НЕТ)

9. Керлинг (обобщение) (слайд 22)

Кёрлинг – это спортивная игра на льду, цель которой попасть пущенной по льду битой (диском из тёсаного камня, металла, с рукояткой) в вычерченную мишень [1]

Я задаю вопрос - это камень. Вы отвечаете на вопрос - значит ставите камень в дом.

Вопросы – камни:  (слайд 23.)  

1. Где именно проводились в Древней Греции игры? (на Пелопоннесском полуострове, в городе Олимпии)

2. Кто из знаменитых людей Древней Греции принимали участие в Олимпийских играх? (Гиппократ, Софокл,  Пифагор, Геродот, Демосфен)

3. Когда состоялись первые Олимпийские игры? (в 776 году до н. э.)

4. В честь кого проводились игры? (в честь бога Зевса)

5. Кто выступил с предложением возродить Олимпийские игры? ( французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен)

6. В каком году  и где прошли первые Зимние Олимпийские игры? ( в 1924 году во Франции)

7. Назовите девиз Олимпийских игр. ( Быстрее, выше, сильнее!)

8. Чем награждали победителя игр в Древней Греции? (лавровый венок)

9. Медаль за высшее спортивное достижение? (золотая)

10. на открытии Олимпийских игр команды идут в порядке алфавита страны организатора. Но впереди всегда шествует команда одной и той же страны. Какой?  ( Греции)

VI. Подведение итогов

Подсчет медалей

Награждение победителей (слайд 24)

Презентацию к уроку можно получить у автора (обращайтесь в оргкомитет фестиваля).

Литература

1. Кудрявцева, Т.С. Словарь иностранных слов [Текст] /  сост. Т.С. Кудрявцева, Л.С. Пухаева, Р.А. Арзуманова. – М.: ЮНВЕС, 2001.

2. Куплинова, О.А. Подготовка к сочинению – рассуждению на тему «Нужно ли заниматься спортом?» [Текст] /  О.А. Куплинова // Русский язык. – М.: «Первое сентября». – 2005. - № 6. – С.20

3. Родиченко, В.С. Твой олимпийский учебник: Учеб. Пособие для учреждений образования России. [Текст] / В.С. Родиченко и др.  – М.: Физкультура и спорт, 2004.

4. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. [Текст] / А.Н. Тихонов. – М.: Цитадель-трейс, 2007.